Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:05, реферат
«Мировые», или наднациональные, религии представляют собой сравнительно позднее и совершенно своеобразное явление в истории. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения и языка, страны и подданства. Возникновение и распространение «мировых» религий было вызвано каждый раз очень редким стечением исторических условий.
Введение
Буддизм
Личность и её свобода в Буддизме
Христианство.
Личность и её свобода в Христианстве.
Ислам.
Личность и её свобода в Исламе
Заключение.
Список литературы.
Мировые религии
Содержание
Введение
Буддизм
Личность и её свобода в Буддизме
Христианство.
Личность и её свобода в Христианстве.
Ислам.
Личность и её свобода в Исламе
Заключение.
Список литературы.
Введение
«Мировые», или наднациональные, религии
представляют собой сравнительно позднее
и совершенно своеобразное явление
в истории. Вместе с ними впервые
в истории человечества возникла
вероисповедная связь людей отдельно
от этнической, языковой, политической
связи. Люди стали объединяться между
собой как единоверцы, независимо
от места рождения и языка, страны
и подданства. Возникновение и
распространение «мировых»
К мировым религиям относятся: буддизм,
христианство, ислам. В этой работе
мы попробуем коротко
Буддизм
Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.
В начале нашей эры буддизм разделился
на 2 крупнейшие ветви: хинаяну («малая
колесница» или «узкий путь») и махаяну
(«большая колесница», или «великий
путь») (Этический идеал Махаяны
— не аскет, погруженный в безразличие
нирваны, а бодхисаттва — святой,
ставший Буддой, но давший обет не покидать
мир до тех пор, пока последняя
пылинка не достигнет состояния
Будды). В течение 1—5 вв. окончательно
сформировались главные религиозно-
Время расцвета Буддизма в Индии
— середина 1-го тыс. до н. э. — начале
1-го тыс. н. э. Растворившись к 12 в. в
индуизме на своей родине, Буддизм
не исчез; проповедуемый монахами-
Столкнувшись же с условиями
и культами северных стран, махаяна
дала начало различным течениям, переплетающимся
с даосизмом в Китае, синтоизмом
в Японии, местными натуралистическими
верованиями в Тибете и т.д. В
своём внутреннем развитии разбившись
на ряд сект, северный Буддизм образовал,
в частности, секту дзен. В 5 в. появляется
особое направление Буддизма — ваджраяна,
под влиянием которого возникло новое
направление Буддизм — ламаизм.
Будучи исключительно восприимчивым
к разнообразным идеологическим
комплексам, Буддизм, однако, сохранял
неизменными свои центральные положения,
превращая заимствования в
Религиозно-философская
Особенностью буддийского
Страдание в Буддизме выступает
как состояние бесконечного беспокойства,
как состояние общей
В Буддизме освобождение, прежде всего,
выражено в категориях пути, то есть
предстаёт как «правильное
Буддизм, в отличие от многих индийских
религиозных и философских
По существу Буддизм утверждает
лишь бытие психологического процесса.
Поскольку мир оказывается
В Буддизме нет надобности в боге
как творце, спасителе и прочее,
то есть вообще как в безусловно
верховном существе. И, наоборот, остаётся
возможность признания «не
В ходе своего развития Буддизм пришел
к признанию необходимости
Личность и её свобода в Буддизме
Исходя из доктрины анатмана, отрицающей существование индивидуальной простой и вечной субстанциальной души, буддийские школы в процессе своего развития предложили различные концепции “я”: “я” как имя, обозначающее совокупность групп элементов (дхарм); “я” как одновременно и пустота — шуньята и реальность как она есть – татхата; “я” как иллюзорная проекция трансцендентального сознания, коррелирующая с иллюзорными объектами; “я” как абсолютная реальность, Великое Я всех существ, тождественное Абсолюту.
Буддизм отрицает существование постоянного “я”, или души и рассматривает живое существо в качестве потока, или континуума (сантана) элементарных психических состояний (дхарм).
Буддизм утверждает, что именно чувство “я” и возникающая из него привязанность к “я” есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования.
Отрицается именно индивидуальное “я”, личность как сущность, простая и вечная тождественная самой себе субстанция. Буддизмом отрицается то, что в брахманской и джайнской традициях получило название джива (душа) или пудгала (личность).
Личность есть только имя для
обозначения соединенных в
1. группа чувственного (рупа), то
есть всего, что мы могли
бы отнести к области
2. группа чувствований (ощущение
приятного, неприятного или
3. группа осознавания различий (круглое – квадратное; белое – черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий – самджня;
4. группа мотивирующих факторов
– волений и побудительных
импульсов (самскара); именно эта
группа элементов ответственна
за формирование кармы и,
5. сознание как таковое (
Следует обратить внимание на то обстоятельство,
что здесь в понятие “личность”
включается и объектная область,
воспринятая живым существом. О.О.
Розенберг писал: для буддийского
мыслителя не существует отдельно “человека”
и “солнца”, а есть некое единое
поле опыта – “человек, видящий
солнце”. Здесь солнце есть уже не
внешний объект, пребывающий вне
личности, а часть личности, включенная
в нее через процесс
Буддизм смотрит на личность как на имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады (“без-я”, “без-души”).
Выделялись шесть типов
Позднее перечень видов сознания дополнили еще двумя типами. Были введены так называемые седьмое и восьмое сознания (поскольку типы сознания всегда перечисляются в текстах в определенной последовательности, их часто обозначают просто по порядковому номеру в этом списке): манас (клиштамановиджняна) и алая-виджняна.
Слово “клиштамановиджняна” означает “загрязненный”, или “омраченный ум”, но обычно его называют просто “манасом”. Его также называют “цепляющимся”, или “хватающимся умом”, поскольку именно манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за “я”. Именно манас ответственен за возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства: “это я, а это другие люди”, “это я, а это внешний мир”, “это мое, а это не мое” и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения. Манас – корень всех форм эгоизма и эгоцентризма. Феноменологически манас также является осью, объединяющей все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое “личностью”.
Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана – простого вечного субстанциального “я”, или души. Это “нечто” и есть восьмое сознание – алая-виджняна (буквально: “сознание—сокровищница”, “сознание—хранилище”.
Алая-виджняна, таким образом, является коренным сознанием (мула-виджняна), или, как говорят тибетцы, это есть “сознание – корень всего” (тиб. сем кюн жи /семс кюн гжи). Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Но алая-виджняна никоим образом не Абсолют и не субстанция. Во-первых, алая-виджняна относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. Во-вторых, алая-виджняна представляет собой не покоящуюся, “пребывающую” субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. Естественно, что алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. В-третьих, алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне, которая сама предлежит субъектно-объектной дихотомии.
Алая-виджняна получает материал для новых “порций” психического опыта исключительно из предшествующего психического опыта.