Мораль как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Исследование феномена общественной морали, противопоставленной морали личности, в современной философской мысли осуществляется с нескольких позиций. Во-первых, специфику общественной морали анализируют те этики, для которых индивидуальная мораль представляется архетипом морали как таковой, не предполагающим никаких компромиссов с общественной реальностью.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Золотое правило нравственности есть правило взаимности. Оно, по сути дела, представляет собой мысленный  эксперимент, призванный выявить взаимность, взаимоприемлемость норм для субъектов  общения. Тем самым блокируется  опасность, состоящая в том, что всеобщность нормы может быть прикрытием эгоистического интереса – как самой личности, так и других людей и что ее одни индивиды могут навязывать другим.

Для понимания золотого правила нравственности существенно  важно отметить, что его содержание дано в двух различных модальностях (под модальностью здесь понимается способ существования). В той части, в какой оно относится к другим и утверждает всеобщность в качестве признака нравственности, оно имеет идеальный характер: чего в другом не любишь; как вы хотите (хотели бы), чтобы с вами поступали люди.

Таким образом, отмеченная противоречивость морали, состоящая  в том, что она порождается  самой личностью и имеет всеобщий (общезначимый) характер, снимается, если предположить, что всеобщий моральный закон имеет разную модальность для самой личности, продуктом разумной воли которой он является, и для других людей, которые попадают в сферу его действия.

Суммируя все сказанное, мораль можно кратко определить как:

1) господство разума  над аффектами; 

2) стремление к высшему благу;

3) добрую волю, бескорыстие  мотивов; 

4) способность жить в  человеческом общежитии; 

5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между  людьми;

6) автономию воли;

7) взаимность отношений,  выраженную в золотом правиле нравственности.

Эти определения обозначают разные аспекты нравственности.

Они взаимосоотнесены друг с другом таким образом, что каждое из них  предполагает все остальные. В особенности  такая взаимосоотнесенность характерна для определений, фиксирующих, с одной стороны, моральные качества личности, а с другой стороны, моральные качества отношений между людьми. Моральный (добродетельный, совершенный) человек, умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Для чего он это делает? Для того, чтобы не сталкиваться с другими людьми, гармонично строить свои отношения с ними: образно выражаясь, он понимает, что не может один занимать общую скамейку, и чувствует себя обязанным подвинуться, чтобы дать место другим. Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? Это – такая безусловная цель, которая в силу своей безусловности признается всеми людьми, позволяя им соединяться в общество, и путь к которой лежит через такое соединение. Моральный человек бескорыстен, обладает доброй волей.

Словом, морально совершенный человек  получает деятельное воплощение и продолжение  в морально совершенных отношениях между людьми.

Многоаспектность морали является одним из оснований для различных  ее интерпретаций. В частности, большую  пищу для этого дает различие между моралью личности и моралью общества. Одни мыслители связывали мораль по преимуществу с самосовершенствованием личности (типичный пример – этика Спинозы).

 

Философия морали.

 

Философия морали - это область размышлений, предметом которой является не только мораль и ее теория - этика как весьма отдаленный предмет, но и нормативная и описательная этика или нравственность как более понятный, а значит и более близкий предмет. Ее называют также критической этикой или метаэтикой.

Философия морали сосредоточивает свое внимание на определенной сфере человеческой действительности и человеческой жизни. Она включает в себя мораль, философскую рефлексию о ней - этику, а также методологию этики или метаэтику.

 

Мораль Гоббса.

 

Согласно Гоббсу мораль вместе с  правом является предпосылкой выхода человека из «естественного состояния», т.е. догосударственного. Природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Так как разные индивиды стремятся к обладанию одних и тех же вещей, между ними возникает недоверие и как вследствие этого - война. Есть в природе три причины для войны: соперничество, недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать. Таким образом, естественное состояние Гоббс понимает как войну всех против всех, как ничем не сдерживаемую игру эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся каждодневная жизнь индивида. Отправляясь в путь, мы вооружаемся, отправляясь спать - запираем двери, даже в своем доме запираем ящики. Разве эти действия, - говорит Гоббс, не являются признанием животной, эгоистической природы человека?! Но если это действительно так, то каким образом возможна совместная деятельность людей? Выход был найден благодаря основному закону природы - люди должны, всеми возможными средствами, стремиться к миру, и ради мира отказаться от «первоначального права на вещи». В этом смысле мораль непосредственно связана с правовыми законами, когда индивиды по договору, по разумному соглашению, отчуждают некоторые исконные права для того, чтобы сохранить общество. Автор «Левиафана» прямо ссылается на золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

Таким образом, согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые дают критерий, позволяющий отличать добродетель от порока: мораль выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель. В этом смысле мораль неразрывно связана с правом, она практически растворяется в праве, ибо правовая система через систему наград и наказаний призвана переводить моральные истины в план поведения личности.

 

Учение о морали Б. Спинозы.

 

Иное понимание морали присутствует у голландского мыслителя Б. Спинозы, который не связывает мораль с политикой и государством, а ищет их в природе человека. Согласно автору «Этики» существенной чертой человека является стремление к самосохранению, которое является основанием добродетели человека. Польза, расчет, выгода - вот что составляет движущую силу человеческих действий. «Расчет выгоды» составляет «рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий». Там же. Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес индивид защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, добро тождественно пользе человека, а зло - это то, что препятствует достижению личной пользы. Но эгоизм, движущий поведением, становится моральным, только как разумный эгоизм.

Добродетель в своем  конкретном содержании раскрывается как  познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться  от низших ступеней познания к высшим выступает как процесс морального совершенствования. Именно познание является в этике Спинозы высшей добродетелью, высшей, и конечной нравственной целью. Моральная ценность поступков зависит от того, насколько они основаны на разуме, на правильных знаниях о мире.

Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» представляет собой учение о субстанции). Одним из основоположений которой выступает тезис рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали приобретает у него ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло (модусы мышления) интерпретируются в контексте заметной в буржуазной этике утилитаристской ориентации. Наиболее плодотворным для развития этической рефлексии окажется комплекс спинозовских идей относительно значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности, однако и утилитаристской тенденции суждено получить в дальнейшем более определенные очертания. Примером этого является концепция «разумного эгоизма» французских материалистов ХУIII века.

В рамках данной эпохи  прослеживается определенная закономерность развития этической мысли (понятно, что она детерминирована социокультурными обстоятельствами), позволяющая исследователям выделять, по меньшей мере, три ее основных этапа.

На первом этапе этика  еще сохраняет достаточно прочные (если не по существу, то по форме) преемственные  связи со средневековым мировоззрением, а своеобразным способом утверждения  новых идеалов выступает скептицизм. Наиболее интересным свидетельством этого является позиция Мишеля Монтеня (1533-1592 ), сумевшего в образно-эмпирической форме зафиксировать многие антиномии морального сознания, задать позднейшим теоретикам морали «труднейшую проблему: каково может быть основание добродетели, если она не покоится ни на личных, ни на общественных потребностях человека, а вступает в противоречие с тем и другим?» Апресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени.

На втором этапе развития этического сознания Нового времени  предпринимаются попытки позитивного решения этой проблемы. Попытки эти весьма разнообразных, хотя ценностные ориентации их авторов достаточно однородны и несут в себе пафос моральной эмансипации личности. Доминирующая установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто оборачивалось сведением ее к естественнонаучному знанию. Стремление, придать этике статус строгой научной теории путем использования методов математики, физики было характерно для этических изысканий Декарта, Гоббса, Спинозы и многих других.

Проблематика философии  морали в европейской культурной жизни имеет очень богатые  традиции. С самого начала философии  она сочеталась с содержанием  нормативной этики. С провозглашением  английским философом неореалистом Дж. Э. Муром (1873-1958) известных «Правил этики» критическая этика или метаэтика получила статус относительно самостоятельной отрасли философско-методологического знания. Вот некоторые из основных ее проблем:

Экзистенциализм – это философское течение иррационализма, возникшее в начале 20 в. в России, Германии, Франции и других странах. В рамках экзистенциализма различают экзистенциальную онтологию Хайдеггера, экзистенциальное озарение Ясперса, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Основные идеи этого направления в философии: человек одинок перед лицом «ничто», отсюда возникает состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие. Основной принцип человеческого существования – это бытие в мире, а это – экзистенциалия существования.

Гуманизм – это антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам. Представители гуманизма Нового времени (эпоха его возрождения после Античности) – Данте, Петрарка, Боккаччо.

Вопрос о соотношении  гуманизма и экзистенциализм  освещен в работах Сартра и  Хайдеггера. В своей лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П. Сартр  задается вопросом об их соотношении. В его понимании, экзистенциализм  – это гуманизм, но особого рода. В гуманизме Сартра человек есть не высшая цель, а напротив, нечто,трансцендентирующее себя постоянно вовне, преследующее высшую цель, находящийся в ее поиске и достижении. В таком смысле гуманизм есть экзистенциализм.

В своем «Письме о гуманизме» М. Хайдеггер выражает похожую на эту точку зрения о том, что экзистенциализм есть гуманизм, но при этом он говорит о гуманизме в прямом смысле этого слова. Если в гуманизме человечность человека мыслится как близость к бытию, то в экзистенциализме Хайдеггера сделан акцент на исторической сущности человека «с его истоком в истине бытия». Получается, что экзистенциализм перенимает многие идеи гуманизма, но раскрывает их шире, полнее. В каком-то смысле это противоположность гуманизму, но просто более перспективная, а не антигуманистическая.

Если обобщить эти  точки зрения, получается, что экзистенциализм  – это все же гуманизм в определенном своем аспекте, возможно, гуманизм более  близкий к человеку, к его бытию. Но опирается экзистенциализм на те же представления, что и гуманизм. По Сартру это общее – стремление к высшим возможностям человеческой сущности. Эта идея прослеживается и в гуманизме: в человеке есть ценное, некая высшая цель. У Сартра она направлена вовне, представлена как трансцеденция, но все же она есть и составляет именно сущность человека. У Хайдеггера это общее – близость человека к бытию. Она лежит в основе гуманизма. У Хайдеггера это более сложный вопрос, но в целом идеи гуманизма сохраняются в философии и Сартра, и Хайдеггера.

Таким образом, эти философы отвечают на поставленный вопрос так: экзистенциализм есть гуманизм, и по-видимому, большая доля истины в этом есть.

 

Особенности функционирования морали.

 

Из понимания морали вытекает ряд  ее особенностей как действенного фактора  жизнедеятельности человека и общества. Во- первых, она выступает как практическое, деятельное сознание. В морали идеальное и реальное совпадают, образуют неразрывное целое. Мораль есть идеальное, но такое идеальное, которое вместе с тем есть реальное начало сознательной жизни человека. Эту мысль Л.Н.Толстой выразил следующим образом. Подобно тому, как нельзя двигаться без того, чтобы это движение не было движением в определенном направлении, нельзя жить без того, чтобы жизнь не имела какого-либо смысла. Смысл жизни, совпадающий с самим сознанием жизни, и есть мораль.

Информация о работе Мораль как предмет философского анализа