Мораль, как специфический способ освоения бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Моральная регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. Не будет преувеличением утверждать, что мораль — одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Содержание работы

Введение
1. Мораль, как специфический способ освоения бытия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

 

Поэтому в морали всегда шла борьба между новым и традиционным, в  результате которой в нравственной сфере происходили изменения  — то прогрессивные, то реакционные. Дело в том, что так же, как и  у традиций, у нравственных инноваций  есть свои плюсы и минусы, и не все новое является однозначно прогрессивным. Как, например, оценить сравнительно новое для нашего общества терпимое отношение к сексуальным меньшинствам или повышенный интерес к эротике? Является ли это нравственным прогрессом или симптомом падения нравов? И опять перед каждым человеком встает проблема выбора: предпочесть традиционные или «новые» формы поведения и оценок.

 

3. Признавая правоту утверждения  И. Канта об автономии морального  сознания, нельзя вместе с тем  отрицать, что в развитии морали  прослеживается тесная связь  с другими феноменами духовной  жизни: религией, искусством, наукой, философией — и своеобразная  зависимость от них.

 

Ранее мы уже говорили о связи  этики — теории морали и философии. Добавим только, что философское  мировоззрение личности не может  не сказываться на системе ее нравственных оценок и ценностей: отношение человека к миру определяет и его отношение  к другим людям.

 

Рассмотрение морали эпохи Средневековья  наглядно продемонстрировало нам ее зависимость от религии. Причем эта  зависимость существует и сегодня. Так, активная борьба с религией в 1920-30-е  годы в нашей стране обернулась одновременно и деморализацией общества; у многих людей поистине «не осталось ничего святого» не только в религиозном, но и в нравственном плане. Поэтому  сегодняшнее обращение многих людей  к религиозным ценностям будет, возможно, способствовать и возрождению  утерянных нами ценностей нравственных.

 

Особое влияние на формирование морали в обществе всегда оказывало  искусство. Не случайно Ф.М. Достоевский  надеялся, что «красота спасет мир». Эмоциональная насыщенность искусства  способствует его доходчивости, служит «воспитанию чувств» в людях. Не только А.С. Пушкин может гордиться  тем, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал». Во все времена поэты  были совестью народа, выразителями его  переживаний. Литературные герои становились кумирами и образцами для подражания. Сколько девушек формировали свои представления о любви, вдохновившись образом Татьяны Лариной! Художественные полотна становились нравственным символом эпохи (знаменитая «Голубка» П. Пикассо, ставшая символом мира). А разве идеал современного «крутого» парня пришел к нам не из кино? И сегодня мы не только одеваемся, стрижемся, танцуем, но и чувствуем и ведем себя в значительной степени так, как диктуют нам мировые культурные стандарты. (Разумеется, это несколько упрощенная схема взаимосвязи морали и искусства.)

 

В современных условиях прослеживается также определенная зависимость  нравственных ценностей и ориентиров от задач, проблем и открытий науки. Раньше наука практически не оказывала  никакого влияния на мораль людей, с  ней не связанных. Современная наука  «улавливает» мораль в свои координаты и порождает нравственные проблемы, дотоле неведомые.

 

Возможности реанимации и трансплантологии, выращивания детей «в пробирке»  и клонирования, поддержания и  прерывания жизни ставят не только перед медиками, но и перед всеми  нами множество нравственных проблемы: что такое жизнь и смерть? Какова цена человеческой жизни? Имеет ли человек  право распоряжаться своей и  чужой жизнью? Не случайно одна из энциклик (обращений) папы Римского Иоанна Павла II (июль 1996 г.) была посвящена проблемам  трансплантации, абортов, эвтаназии, смертной казни. Наверное, студенты смогут предложить для обсуждения и другие аспекты  воздействия науки на мораль (скажем, порождение новых нравственных проблем  развитием атомной энергетики, робототехники  и т.д.).

 

4. Будучи «вписанной» в систему  социокультурных координат, мораль, говоря языком математики, выступает  не только в качестве «функции»,  но и в качестве «аргумента»:  иными словами, мораль оказывает  активное обратное воздействие  на все формы духовной культуры.

 

Еще Платон задавался вопросом соотношения  Морали и религии: «Является ли морально добрым то, что повелевается богами, или же богами повелевается то, что  является морально добрым?» В искусстве  также прослеживается влияние морали: содержанием художественного произведения чаще всего выступают нравственные коллизии (героическое начало в симфонии Бетховена, любовь и ненависть в  трагедиях Шекспира, нравственные поиски героев современной литературы). В  науке именно моральные регулятивы (долг, совесть, ответственность) заставляют ученых требовать наложения моратория  на те или иные исследования (например, в области генной инженерии).

 

Поэтому было бы ошибкой говорить о независимости науки, искусства, политики и т.д. от нравственности.

 

Наука, возомнившая себя свободной  от всякой моральной ответственности, — «чистая наука» может при  определенных условиях превратиться из добра во зло, стать не только достижением  человеческого разума, но и потенциальной  опасностью для самого существования  людей, превратиться в средство массового  уничтожения в войнах, экологических  катастрофах, возникающих в ходе научных экспериментов. Религия, которая  на протяжении веков включала в себя нравственные учения и наставления, став прислужницей, например, политики или средством к осуществлению  корыстных интересов некоторых  сект и организаций, утрачивает свое положительное значение.

 

Особенно впечатляющим является воздействие  морали на такую сферу жизни общества, как политика. Политика, политическое сознание находятся в прямой зависимости  от нравственности, причем зачастую в  отрицательном смысле: чем дальше политика отстоит от нравственности, тем она успешнее. Вытеснение из зоны политики нравственных принципов  альтруизма, гуманизма и замена их принципом практической целесообразности, эффективности, успеха любой ценой («цель оправдывает средства») присущи  в полной мере как политикам времен Макиавелли, так и современным  «прагматикам». Безусловна, например, зависимость решений, принимаемых  политическим лидером, от его нравственной культуры и индивидуальной системы ценностей.

 

Ведь в решении отдать приказ стрелять в собственный народ, или  бросать женщин и детей в концлагеря, или покушаться на суверенитет другого  народа, или отказываться от собственной  независимости — сказывается  не столько политический, сколько  моральный выбор государственного деятеля.

 

Не Меньшее влияние на социальную и политическую жизнь общества оказывает  нравственная культура каждого из нас. Мы знаем, какую роль сыграли в  победе над фашизмом такие нравственные качества, как патриотизм, мужество, героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сегодня  от нас требуется иное: высокая  нравственная ответственность, взвешенность и продуманность решений на выборах  и референдумах, чувство национального  самосознания — то, что обозначается понятием «гражданственностью. И в  этом смысле роль нравственной культуры политического лидера и масс равноценна. Не случайно бытует истина: «Каждый  народ имеет то правительство, которое  он заслуживает».

 

Большое влияние оказывает моральный  фактор также на экономику и производство. Это, во-первых, роль морального облика государственных мужей (правительства, депутатов, административно-управленческого  аппарата) — их честности, неподкупности, ответственности, компетентности —  в осуществлении экономической  политики общества.

 

К сожалению, сегодня коррумпированность чиновничье-бюрократического аппарата, его сращенность с криминальными  структурами, развращенность, безнравственность, элементарная жадность становятся причинами  развала экономики, торможения реформ, принятия безграмотных, но кому-то выгодных экономических и политических решений.

 

Во-вторых, задумаемся над тем, какую  роль играют моральные ориентиры  и настроение «простых» людей  в их производственной деятельности.

 

Так, в 1920-30 гг. народное хозяйство  нашей страны, приведенное в упадок гражданской войной и разрухой, было восстановлено и коренным образом  перестроено не только за счет рабского труда заключенных, но и в значительной мере за счет небывалого и искреннего энтузиазма советских людей. Строительство  Днепрогэса, Магнитки, Комсомольска-на-Амуре  сопровождалось высоким подъемом нравственных сил, превратившихся в силу материальную. То же и сегодня: наше отношение к  бедности и богатству, наша нацеленность на потребительство или предпринимательство, зависть или энтузиазм — все  это определяет экономический облик  и будущее нашего общества.

 

5. Включенность морали в систему  социокультурных координат и  возрастание ее роли в жизни  общества позволяют экстраполировать  влияния морали на решение  тех проблем, которые принято  называть глобальными — ведь  именно от них зависит сегодня  существование нашей планеты  и человеческой цивилизации. Какие  это проблемы и какое место  в их решении занимает нравственность? Отметим некоторые из них.

 

Одна из самых острых проблем  современности — проблема войны  и мира, поставившая перед человечеством  вопрос о выживаемости, о цене жизни  и смерти каждого человека. Прежде всего, она связана с угрозой  ядерной войны. И хотя сегодня  эта угроза, казалось бы, отошла в  прошлое, но по-прежнему вызывает тревогу  экстремистское желание некоторых  государств иметь ядерную бомбу. По-прежнему гибнут мирные жители в  так называемых локальных войнах — в Югославии, Чечне, на Ближнем  Востоке. В этих условиях очень многое зависит от нравственной позиции  людей — больших политиков  и простых смертных. Что важнее для них политические, национальные и религиозные принципы или человеческая жизнь? Заповедь «не убий» или  «око за око, зуб за зуб»? Признавать, что войны бывают справедливые и  несправедливые, или исповедовать пацифизм — неприятие любого вида войны? И каждый человек должен решать для себя эти проблемы сам.

 

К глобальным проблемам XX века относится  и угроза экологической катастрофы, которая заставляет нас с нравственных позиций взглянуть на отношения  человека и природы. Сегодня неуместно  считать себя царем природы; человек  — часть ее. Нравственный долг современного человека — чувствовать и нести  ответственность перед природой за свою деятельность: и за отравление окружающей среды металлургическим комбинатом, и за ландыш, сорванный  на прогулке в лесу, ибо речь идет о нашем общем доме.

 

Под угрозой находится не только природный, но и внутренний духовный мир человека, что проявляется, в  частности, в кризисе человечности. Потребительские сиюминутные ценности и низкий уровень гуманитарной культуры зачастую ведут к потере людьми высоких  духовных ориентиров, когда благородство и интеллигентность уступают место  наглости и предприимчивости. В этих условиях существует серьезная опасность  сделать наш мир рационально-целесообразным и вместе с тем бездушным и  бездуховным.

 

Сегодня высокий уровень морали необходим также, чтобы противодействовать опасностям, вызванным научно-техническим  прогрессом, в частности, в физике, генной инженерии, медицине, о которых  мы уже говорили. Однако надо быть готовыми к тому, что развитие науки будет  «подбрасывать» человечеству все новые  загадки.

 

 

Заключение

 

Глобальные проблемы современности... Как далеки, казалось бы, они от повседневности нашей жизни. Но решать их необходимо здесь и сейчас каждому из нас. И решение их во многом определяется той моралью, которой мы придерживаемся, теми нравственными ценностями, которыми мы руководствуемся.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Венедиктова В.И. О деловой  этике и этикете, М., 1999.

 

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика, Минск, 2000.

 

3. Золотухина- Аболина. Курс лекций  по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

 

4. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

 

5. Философский энциклопедический  словарь. М., 2000.

 

6.   Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004


Информация о работе Мораль, как специфический способ освоения бытия