Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:56, контрольная работа
Моральная регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. Не будет преувеличением утверждать, что мораль — одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Введение
1. Мораль, как специфический способ освоения бытия
Заключение
Список используемой литературы
Поэтому в морали всегда шла борьба между новым и традиционным, в результате которой в нравственной сфере происходили изменения — то прогрессивные, то реакционные. Дело в том, что так же, как и у традиций, у нравственных инноваций есть свои плюсы и минусы, и не все новое является однозначно прогрессивным. Как, например, оценить сравнительно новое для нашего общества терпимое отношение к сексуальным меньшинствам или повышенный интерес к эротике? Является ли это нравственным прогрессом или симптомом падения нравов? И опять перед каждым человеком встает проблема выбора: предпочесть традиционные или «новые» формы поведения и оценок.
3. Признавая правоту утверждения
И. Канта об автономии
Ранее мы уже говорили о связи этики — теории морали и философии. Добавим только, что философское мировоззрение личности не может не сказываться на системе ее нравственных оценок и ценностей: отношение человека к миру определяет и его отношение к другим людям.
Рассмотрение морали эпохи Средневековья наглядно продемонстрировало нам ее зависимость от религии. Причем эта зависимость существует и сегодня. Так, активная борьба с религией в 1920-30-е годы в нашей стране обернулась одновременно и деморализацией общества; у многих людей поистине «не осталось ничего святого» не только в религиозном, но и в нравственном плане. Поэтому сегодняшнее обращение многих людей к религиозным ценностям будет, возможно, способствовать и возрождению утерянных нами ценностей нравственных.
Особое влияние на формирование морали в обществе всегда оказывало искусство. Не случайно Ф.М. Достоевский надеялся, что «красота спасет мир». Эмоциональная насыщенность искусства способствует его доходчивости, служит «воспитанию чувств» в людях. Не только А.С. Пушкин может гордиться тем, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал». Во все времена поэты были совестью народа, выразителями его переживаний. Литературные герои становились кумирами и образцами для подражания. Сколько девушек формировали свои представления о любви, вдохновившись образом Татьяны Лариной! Художественные полотна становились нравственным символом эпохи (знаменитая «Голубка» П. Пикассо, ставшая символом мира). А разве идеал современного «крутого» парня пришел к нам не из кино? И сегодня мы не только одеваемся, стрижемся, танцуем, но и чувствуем и ведем себя в значительной степени так, как диктуют нам мировые культурные стандарты. (Разумеется, это несколько упрощенная схема взаимосвязи морали и искусства.)
В современных условиях прослеживается также определенная зависимость нравственных ценностей и ориентиров от задач, проблем и открытий науки. Раньше наука практически не оказывала никакого влияния на мораль людей, с ней не связанных. Современная наука «улавливает» мораль в свои координаты и порождает нравственные проблемы, дотоле неведомые.
Возможности реанимации и трансплантологии, выращивания детей «в пробирке» и клонирования, поддержания и прерывания жизни ставят не только перед медиками, но и перед всеми нами множество нравственных проблемы: что такое жизнь и смерть? Какова цена человеческой жизни? Имеет ли человек право распоряжаться своей и чужой жизнью? Не случайно одна из энциклик (обращений) папы Римского Иоанна Павла II (июль 1996 г.) была посвящена проблемам трансплантации, абортов, эвтаназии, смертной казни. Наверное, студенты смогут предложить для обсуждения и другие аспекты воздействия науки на мораль (скажем, порождение новых нравственных проблем развитием атомной энергетики, робототехники и т.д.).
4. Будучи «вписанной» в систему
социокультурных координат,
Еще Платон задавался вопросом соотношения
Морали и религии: «Является ли морально
добрым то, что повелевается богами,
или же богами повелевается то, что
является морально добрым?» В искусстве
также прослеживается влияние морали:
содержанием художественного
Поэтому было бы ошибкой говорить о независимости науки, искусства, политики и т.д. от нравственности.
Наука, возомнившая себя свободной от всякой моральной ответственности, — «чистая наука» может при определенных условиях превратиться из добра во зло, стать не только достижением человеческого разума, но и потенциальной опасностью для самого существования людей, превратиться в средство массового уничтожения в войнах, экологических катастрофах, возникающих в ходе научных экспериментов. Религия, которая на протяжении веков включала в себя нравственные учения и наставления, став прислужницей, например, политики или средством к осуществлению корыстных интересов некоторых сект и организаций, утрачивает свое положительное значение.
Особенно впечатляющим является воздействие морали на такую сферу жизни общества, как политика. Политика, политическое сознание находятся в прямой зависимости от нравственности, причем зачастую в отрицательном смысле: чем дальше политика отстоит от нравственности, тем она успешнее. Вытеснение из зоны политики нравственных принципов альтруизма, гуманизма и замена их принципом практической целесообразности, эффективности, успеха любой ценой («цель оправдывает средства») присущи в полной мере как политикам времен Макиавелли, так и современным «прагматикам». Безусловна, например, зависимость решений, принимаемых политическим лидером, от его нравственной культуры и индивидуальной системы ценностей.
Ведь в решении отдать приказ
стрелять в собственный народ, или
бросать женщин и детей в концлагеря,
или покушаться на суверенитет другого
народа, или отказываться от собственной
независимости — сказывается
не столько политический, сколько
моральный выбор
Не Меньшее влияние на социальную и политическую жизнь общества оказывает нравственная культура каждого из нас. Мы знаем, какую роль сыграли в победе над фашизмом такие нравственные качества, как патриотизм, мужество, героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сегодня от нас требуется иное: высокая нравственная ответственность, взвешенность и продуманность решений на выборах и референдумах, чувство национального самосознания — то, что обозначается понятием «гражданственностью. И в этом смысле роль нравственной культуры политического лидера и масс равноценна. Не случайно бытует истина: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».
Большое влияние оказывает моральный
фактор также на экономику и производство.
Это, во-первых, роль морального облика
государственных мужей (правительства,
депутатов, административно-
К сожалению, сегодня коррумпированность
чиновничье-бюрократического аппарата,
его сращенность с
Во-вторых, задумаемся над тем, какую роль играют моральные ориентиры и настроение «простых» людей в их производственной деятельности.
Так, в 1920-30 гг. народное хозяйство
нашей страны, приведенное в упадок
гражданской войной и разрухой, было
восстановлено и коренным образом
перестроено не только за счет рабского
труда заключенных, но и в значительной
мере за счет небывалого и искреннего
энтузиазма советских людей. Строительство
Днепрогэса, Магнитки, Комсомольска-на-Амуре
сопровождалось высоким подъемом нравственных
сил, превратившихся в силу материальную.
То же и сегодня: наше отношение к
бедности и богатству, наша нацеленность
на потребительство или
5. Включенность морали в систему
социокультурных координат и
возрастание ее роли в жизни
общества позволяют
Одна из самых острых проблем
современности — проблема войны
и мира, поставившая перед
К глобальным проблемам XX века относится и угроза экологической катастрофы, которая заставляет нас с нравственных позиций взглянуть на отношения человека и природы. Сегодня неуместно считать себя царем природы; человек — часть ее. Нравственный долг современного человека — чувствовать и нести ответственность перед природой за свою деятельность: и за отравление окружающей среды металлургическим комбинатом, и за ландыш, сорванный на прогулке в лесу, ибо речь идет о нашем общем доме.
Под угрозой находится не только
природный, но и внутренний духовный
мир человека, что проявляется, в
частности, в кризисе человечности.
Потребительские сиюминутные
Сегодня высокий уровень морали необходим также, чтобы противодействовать опасностям, вызванным научно-техническим прогрессом, в частности, в физике, генной инженерии, медицине, о которых мы уже говорили. Однако надо быть готовыми к тому, что развитие науки будет «подбрасывать» человечеству все новые загадки.
Заключение
Глобальные проблемы современности... Как далеки, казалось бы, они от повседневности нашей жизни. Но решать их необходимо здесь и сейчас каждому из нас. И решение их во многом определяется той моралью, которой мы придерживаемся, теми нравственными ценностями, которыми мы руководствуемся.
Список используемой литературы
1. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.
2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.
3. Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.
4. Кондратов В.А. Этика.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
6. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Информация о работе Мораль, как специфический способ освоения бытия