Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:33, реферат
Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции. В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Это была нерасчлененная дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое.
О возникновении натурфилософии
Фалес Милетский
Гераклит Эфесский
Анаксимандр
Апоксимен
Эмпедокл
Анаксаор
Левкипп и Демокрит
СОДЕРЖАНИЕ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ НАТУРФИЛОСОФИИ
Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции. В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Это была нерасчлененная
дисциплина, основной проблемой
которой являлось осмысление
происхождения и устройства
Натурфилософия базировалась на ранней греческой мифологии и в частности на космогонических мифах, на непосредственных наблюдениях ученых, опыте человеческой практики. Большую роль играло активное взаимодействие древнегреческих городов Ионии с Ближневосточными и Древнеегипетским государствами. Несомненно, греческие ученые пользовались научными достижениями своих соседей и воспринимали их мистические философские учения.
Однако греческая наука
с самого начала была наукой теоретической.
Ее целью было отыскание истины,
постижение устройства мира рациональным
путем, построение логических схем мироздания.
Эти особенности греческой
Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI веке до нашей эры и который сейчас именуется «греческим чудом».
Начало натурфилософии относится
к Архаическому периоду в истории
Древней Греции, охватывающему время
с VII по V в.в. до н.э., и закончившемуся
в 449 году, в год окончания Греко-
Именно в начальном
периоде греческой
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
(кон. VII — нач. VI вв. до н.э.)
Фалес Милетский пользовался большим авторитетом и при жизни, и после смерти. Философ, геометр, математик, астроном, он, по некоторым данным, на основе математических расчетов предсказал солнечное затмение, которое произошло в 585 г. до н.э. Именно Фалесу приписывают заслугу определения протяженности года в 365 дней и разделения года на 12 месяцев по тридцать дней в каждом. Кроме того, он открыл некоторые математические и геометрические закономерности. И недаром Фалес Милетский всегда назывался первым среди полулегендарных древнегреческих “семи мудрецов”.
Значение Фалеса для развития
мировой философской мысли
Когда говорят о философии Фалеса, чаще всего имеют в виду его космологическую концепцию. По дошедшим до нас сведениям, мы можем выделить три основные составляющие этой концепции:
1) Начало всего есть вода.
2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
3) Все в мире одушевлено.
Фалес утверждал, что “семена
и зерна всего сущего имеют
влажную природу”, что все произошло
из воды. Здесь можно заметить определенную
связь с мифологическими
В то же время Фалес признает и наличие богов. Но он считает, что боги существуют не на далеком заоблачном Олимпе, а в самой природе, ибо по его мнению все в мире “полно богов”. Даже магнит обладает божественной душой, благодаря чему и притягивает к себе железо.
Учение Фалеса исторически стало первым философским учением, объясняющим процессы возникновение и существования мира естественными причинами…
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
(сер. VI в. до н.э. — нач. V в. до н.э.)
Жизнь Гераклита, рожденного в соседнем с Милетом полисе Эфесе, нам практически неизвестна. Жил он в середине VI — начале V вв. до нашей эры. Его акмэ (сорокалетие) приходится на 504-501 гг. Судя по упоминаниям, он принадлежал к знатному царско-жреческому роду, однако отказался от своих прав и привилегий в пользу брата, а сам вел довольно замкнутый, и даже отшельнический образ жизни, последние годы свои проведя в горах в пещере.
Видимо, Гераклит обладал
очень высокой самооценкой, считая,
что только ему открылось божественное
знание о мире, только он постиг истинный
смысл существования Вселенной,
общества, человека. Об этом свидетельствует
его резкая критика предшествующих
и современных Гераклиту
Важнейшим понятием в философских
размышлениях Гераклита следует
считать Логос. В древнегреческом
языке в VI–V вв. до нашей эры это
понятие имело более двадцати
различных значений — от значений
"слово", "рассказ", "повествование"
до математического соотношения
двух величин. В понимании Гераклита,
Логос существует вечно и все
в мире происходит согласно Логосу.
По сути дела, гераклитовский Логос
— это некий абстрактный
Суть же самого Логоса раскрывается
Гераклитом в нескольких принципах.
Первый и важнейший из них —
это, если говорить современным языком,
принцип борьбы и единства противоположностей.
По мнению Гераклита, весь мир соткан
из бесчисленного числа
Борьба противоположностей, таким образом источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.
Второй принцип, присущий Логосу, — принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Практически каждому школьнику известно знаменитое выражение Гераклита — "все течет". Наблюдение над самым обыденным явлением — течением реки — позолило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего. Именно так следует понимать его слова: "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды". Ибо ничего в мире нет абсолютно покойного, абсолютно постоянного, может быть, кроме собственно самого развития.
С двумя предыдущими принципами необходимо связан и третий принцип Логоса, как всемирного закона, — принцип относительности. Все в мире относительно — эту популярную ныне мысль можно было бы вполне приписать Гераклиту, если бы он ее высказал столь дословно. Но у Гераклита она выражена опять же опосредовано, опять же в виде неких афоризмов. "Море, — говорил он, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная". "Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых". "Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают".
Иначе говоря — весь мир наполнен противоположностями и их переходом друг в друга; взаимоотношение противоположностей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет ко всеобщей относительности всего в мире. Таким образом можно определить суть гераклитовского Логоса.
По сути дела, в свойствах Логоса Гераклит впервые, пусть и метафорически, сформулировал идею о диалектической природе всего мира. Диалектика — это учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей. Мыслители, изучающие мир на основе этого учения, именуются диалектиками. Метод мышления, при котором человек способен понять внутреннюю противоречивость всех явлений и в этом увидеть источник их развития, а значит и относительность их существования, называется диалектической логикой.
Натурфилософская природа древнегреческого философствования в VI–V вв. до н.э. необходимо требовала от Гераклита поиска некого природного объекта в качестве первоосновы мира. Исходя из своего понимания мира как постоянно изменчивой величины, Гераклит таковой первоосновой определил огонь — своего рода символ вечного движения. Огонь у Гераклита отождествляется с космосом: "Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий".
Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом — постоянно изменяется: то возгорает, то угасает. Угасание огня ведет к возникновению Вселенной, а затем, посредством нескольких обращений, земли и всего живого. Возгорание огня приводит к уничтожение мироздания. Процесс рождения Вселенной продолжается вновь и вновь. И недаром говорит Гераклит: "Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит".
И сам человек — продукт этого бесконечного кругооборота огня. Душа человеческая — всего лишь фрагмент великого божественного Логоса и столь же великого огня. Под воздействием огня души человеческие "испаряются" из влаги. Только "сухая душа", т.е. наполненная всемирным огнем, — "мудрейшая и наилучшая". Более того, "увлажнение" души означает ее смерть: "Душам смерть — воде рожденье", — говорил Гераклит.
Наполненность человеческих душ Логосом и огнем, т.е. первоосновами мира, позволяет человеку познать этот мир. Главная цель познания, по Гераклиту, — познание Логоса, что может осуществить только "сухая душа". Мир познается чувствами и разумом, но чувственное познание — это как бы более низкое, более элементарное познание. Только разум способен по-настоящему открыть человеку великие истины.
Для того же, чтобы воспитать в себе способности к пониманию Вечной Мудрости, для того, чтобы сохранить свою душу в "сухости", человек должен всячески избегать жизненных соблазнов. И здесь Гераклит раскрывает свое этическое учение, рекомендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приведет каждого человека к высшему знанию. Одна из главных таких норм — не стремиться к телесным наслаждениям. Недаром он сравнивает само понятие наслаждения с понятием смерти: "Для душ наслаждение или смерть стать влажными". Поэтому все люди должны быть целомудренными: "Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными". И еще: "Целомудрие [~ самоограничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая".
Тех, кто не понимает своего предназначения на земле — а таких большинство — Гераклит презирает: "Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть".
Тем же немногим "лучшим", кто осознает необходимость жить по законам Логоса Гераклит предрекает некое блаженство и после смерти: "Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают". Более того, мудрецы, в итоге, и после смерти окажутся в более выгодном положении, нежели обычные люди: "[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых".