Натурфилософы древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции. В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Это была нерасчлененная дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое.

Содержание работы

О возникновении натурфилософии
Фалес Милетский
Гераклит Эфесский
Анаксимандр
Апоксимен
Эмпедокл
Анаксаор
Левкипп и Демокрит

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Абдер Демокрит (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Выходец  из богатой семьи, еще в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части  наследства, Демокрит отправился в  путешествие на Восток, стремясь изучить  тамошнюю мудрость. Он побывал в  Египте, Вавилоне, Индии и даже в  Эфиопии. Рассказывают, что будучи в  Афинах, он встречался с Сократом.

В отличии от Гераклита, "плачущего  философа", который, каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество  дурно живущих людей, плакал, жалея  всех, уже в древности Демокрит получил прозвание "смеющегося философа", ибо считал достойным смеха все человеческие дела.

Демокриту обычно приписывается  множество сочинений — около  семидесяти, посвященных моральным, естественнонаучным, математическим и  техническим темам. Но, вполне возможно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и  сочинения как Левкиппа, так и  учеников самого Демокрита. Поэтому, при  рассказе о философии Демокрита, всегда подразумевается, что какие-то идеи, высказанные в трудах под  его именем, могли принадлежать и  Левкиппу. В целом же принято говорить не просто об учениях или Левкиппа, или Демокрита, а о философии атомистов.

В своей философии атомисты как бы отталкивались от идей, высказанных  элеатами. Атомисты также признавали, что главными философскими категориями  являются понятия бытие и небытие. Но, в отличии от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также как и бытие. Левкиппу приписываются  слова о том, что "небытие существует нисколько не менее, чем бытие", а "бытие существует нисколько не более, чем небытие".

Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз  множественно и состоит из неделимых  частиц — атомов. Атом (атомос), в  переводе с древнегреческого означает "неделимое", "то, что не делится".

Атомам присущи все  качества парменидовского бытия. Они  обладают абсолютной плотностью (т.е. не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (т.е. не рождены и не подвержены гибели). Атомы — это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей  малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы  не могут превращаться в пустоту, как и пустота не может обращаться в атомы. Иначе говоря, переход  бытия в небытие и небытия в бытие невозможен.

Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то атомисты, говорили как раз об обратном. По их мнению атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непроницаемость, неделимость и вечность. При этом для атомистов был неважен  источник движения, ибо движение атомов существует изначально и как бы само по себе. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником  всякого движения является мировой Ум.

Движение атомов возможно потому, что они находятся в  пустоте и, следовательно, между  атомами всегда есть некое пустое пространство. Поэтому атомы не могут  сталкиваться друг с другом и тем  более превращаться друг в друга.

Атомы различаются по внешним  качествам — прежде всего по форме  и по величине. Сами формы атомов могут быть разными: шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.д.

Атомисты признавали реальность мира вещей и явлений, состоящего из атомов и пустоты. "Складываясь  и сплетаясь", атомы, говорили они, "рождают вещи". В этом случае, определенное сочетание атомов приводит к появлению определенного вещества. Причем сами атомы не обладают качествами какого-либо вещества — здесь отличие  от гомеомерий Анаксагора. Качество вещи возникает лишь при сочетании тех или иных атомов.

Если сами атомы вечны  и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано  с тем, что атомы, находясь в постоянном движении, также постоянно создают  новые свои сочетания, ликвидируя старые. Демокрит приводил в пример монету, которая стирается от долгого  ее употребления. Стирание монеты определяется тем, что постепенно происходит распад сочетания атомов, ее составляющих.

При ответе на вопрос о возникновении  мироздания, атомисты отказались от поиска неких сверхъестественных, божественных причин. В их космогонических представлениях идея богов — создателей Вселенной, столь характерная для многих древнегреческих философов, практически  отсутствует — боги находятся  в неком пространстве между различными мирами.

Рождение мироздания объяснялось  тоже с позиций атомистического  понимания бытия. По мнению атомистов  мироздание в целом — это беспредельная  пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти  миры образованы беспредельным количеством  атомов разной формы. Плотность атомов в пустоте различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает "вихрь" — кругообразно движение всех этих атомов. В процессе этого кругообразного движения одни атомы смещаются в центр и  образуют землю. Другие атомы отбрасываются  на периферию и возникает небо, огонь, воздух, небесные светила.

Атомистами впервые была высказана идея множественности  миров: число миров бесконечно и  каждый из них имеет шарообразную форму. Наша же Вселенная строится по геоцентрическому принципу — все  видимые человеком небесные тела расположены вокруг Земли, которая является центром Вселенной.

Отказавшись от традиции объяснять  все в мире лишь божественными  причинами, атомисты, естественно, должны были найти иную причину, иные законы, которые управляют мирозданием. Таким главным законом мироздания у атомистов стала необходимость. Левкиппу приписывают такую формулировку этого закона: "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости".

Атомисты утверждали, что  все явления природы и общества имеют свою причину, поэтому в  мире царит необходимость. Даже случайные  события можно объяснить определенными причинами. Демокрит приводит следующий пример. На человека неожиданно с неба падает черепаха и убивает его. Что это? Случайность? Нет, отвечает Демокрит, это орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь, но попадает в голову человека, которую орел принял за камень. Иначе говоря, у любой случайности можно найти причину. Случайность — это тоже своего рода необходимость, причины которой людям еще неизвестны или они не хотят их понять. Демокрит говорил: "Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия".

Стремление объяснить  все явления природы ее собственными свойствами, привело к тому, что  атомисты естественными причинами  объясняли и возникновение живого на Земле. По их мнению, живое возникло из неживого без участия каких-либо сверхъестественных сил. Когда образовалась земля, она по-началу была теплой и  грязеобразной. Под воздействием теплоты, на земле возникли некие пузыри, в которых стали зарождаться  живые организмы. Со временем эти  пузыри лопнули и из них вышли  люди, все виды животных и растений. При этом все живые существа, в  том числе и растения были одушевлены, только в разной степени, а источником души была теплота, которая произвела все живое на земле.

Человек возник из природы  и отличается от животных лишь тем, что он "получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой  состоит его тело, является более  чистой и лучше впитывающей в  себя теплоту... Он вобрал в себя и  некоторое количество более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать  сущее". Человек — это "животное, от природы способное ко всякому  учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость".

Сама душа человеческая —  совокупность атомов определенного  рода, которые пронизывают все  тело человека. Душа не обладает бессмертием, а умирает вместе с телом, распадаясь на отдельные атомы также, как  распадается на атомы и само тело. Поэтому Демокрит считал, что не существует загробного мира, ибо не существует жизни после смерти. "Некоторые  люди, не зная, что смертная природы  человека подлежит разрушению... сочиняют басни о том, что будет после смерти", — говорил он.

Учение Левкиппа и Демокрита  стало своеобразным завершением  развития предшествующей традиции философии "физиса" (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела  возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе созданных  натурфилософских теорий, поставила  в центр философии уже иные проблемы.

 


Информация о работе Натурфилософы древности