Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:33, реферат
Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции. В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Это была нерасчлененная дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое.
О возникновении натурфилософии
Фалес Милетский
Гераклит Эфесский
Анаксимандр
Апоксимен
Эмпедокл
Анаксаор
Левкипп и Демокрит
Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Абдер Демокрит (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Выходец из богатой семьи, еще в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части наследства, Демокрит отправился в путешествие на Восток, стремясь изучить тамошнюю мудрость. Он побывал в Египте, Вавилоне, Индии и даже в Эфиопии. Рассказывают, что будучи в Афинах, он встречался с Сократом.
В отличии от Гераклита, "плачущего философа", который, каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество дурно живущих людей, плакал, жалея всех, уже в древности Демокрит получил прозвание "смеющегося философа", ибо считал достойным смеха все человеческие дела.
Демокриту обычно приписывается множество сочинений — около семидесяти, посвященных моральным, естественнонаучным, математическим и техническим темам. Но, вполне возможно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и сочинения как Левкиппа, так и учеников самого Демокрита. Поэтому, при рассказе о философии Демокрита, всегда подразумевается, что какие-то идеи, высказанные в трудах под его именем, могли принадлежать и Левкиппу. В целом же принято говорить не просто об учениях или Левкиппа, или Демокрита, а о философии атомистов.
В своей философии атомисты как бы отталкивались от идей, высказанных элеатами. Атомисты также признавали, что главными философскими категориями являются понятия бытие и небытие. Но, в отличии от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также как и бытие. Левкиппу приписываются слова о том, что "небытие существует нисколько не менее, чем бытие", а "бытие существует нисколько не более, чем небытие".
Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз множественно и состоит из неделимых частиц — атомов. Атом (атомос), в переводе с древнегреческого означает "неделимое", "то, что не делится".
Атомам присущи все качества парменидовского бытия. Они обладают абсолютной плотностью (т.е. не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (т.е. не рождены и не подвержены гибели). Атомы — это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы не могут превращаться в пустоту, как и пустота не может обращаться в атомы. Иначе говоря, переход бытия в небытие и небытия в бытие невозможен.
Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то атомисты, говорили как раз об обратном. По их мнению атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непроницаемость, неделимость и вечность. При этом для атомистов был неважен источник движения, ибо движение атомов существует изначально и как бы само по себе. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником всякого движения является мировой Ум.
Движение атомов возможно потому, что они находятся в пустоте и, следовательно, между атомами всегда есть некое пустое пространство. Поэтому атомы не могут сталкиваться друг с другом и тем более превращаться друг в друга.
Атомы различаются по внешним качествам — прежде всего по форме и по величине. Сами формы атомов могут быть разными: шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.д.
Атомисты признавали реальность
мира вещей и явлений, состоящего
из атомов и пустоты. "Складываясь
и сплетаясь", атомы, говорили они,
"рождают вещи". В этом случае,
определенное сочетание атомов приводит
к появлению определенного
Если сами атомы вечны и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано с тем, что атомы, находясь в постоянном движении, также постоянно создают новые свои сочетания, ликвидируя старые. Демокрит приводил в пример монету, которая стирается от долгого ее употребления. Стирание монеты определяется тем, что постепенно происходит распад сочетания атомов, ее составляющих.
При ответе на вопрос о возникновении мироздания, атомисты отказались от поиска неких сверхъестественных, божественных причин. В их космогонических представлениях идея богов — создателей Вселенной, столь характерная для многих древнегреческих философов, практически отсутствует — боги находятся в неком пространстве между различными мирами.
Рождение мироздания объяснялось тоже с позиций атомистического понимания бытия. По мнению атомистов мироздание в целом — это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы беспредельным количеством атомов разной формы. Плотность атомов в пустоте различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает "вихрь" — кругообразно движение всех этих атомов. В процессе этого кругообразного движения одни атомы смещаются в центр и образуют землю. Другие атомы отбрасываются на периферию и возникает небо, огонь, воздух, небесные светила.
Атомистами впервые была высказана идея множественности миров: число миров бесконечно и каждый из них имеет шарообразную форму. Наша же Вселенная строится по геоцентрическому принципу — все видимые человеком небесные тела расположены вокруг Земли, которая является центром Вселенной.
Отказавшись от традиции объяснять
все в мире лишь божественными
причинами, атомисты, естественно, должны
были найти иную причину, иные законы,
которые управляют мирозданием.
Таким главным законом
Атомисты утверждали, что
все явления природы и общества
имеют свою причину, поэтому в
мире царит необходимость. Даже случайные
события можно объяснить
Стремление объяснить
все явления природы ее собственными
свойствами, привело к тому, что
атомисты естественными причинами
объясняли и возникновение
Человек возник из природы и отличается от животных лишь тем, что он "получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту... Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Человек — это "животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость".
Сама душа человеческая — совокупность атомов определенного рода, которые пронизывают все тело человека. Душа не обладает бессмертием, а умирает вместе с телом, распадаясь на отдельные атомы также, как распадается на атомы и само тело. Поэтому Демокрит считал, что не существует загробного мира, ибо не существует жизни после смерти. "Некоторые люди, не зная, что смертная природы человека подлежит разрушению... сочиняют басни о том, что будет после смерти", — говорил он.
Учение Левкиппа и Демокрита
стало своеобразным завершением
развития предшествующей традиции философии
"физиса" (натурфилософии). В изучении
природы они дошли до предела
возможностей тогдашней науки, создав
философию атомистического