Натурфилософы древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции. В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Это была нерасчлененная дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое.

Содержание работы

О возникновении натурфилософии
Фалес Милетский
Гераклит Эфесский
Анаксимандр
Апоксимен
Эмпедокл
Анаксаор
Левкипп и Демокрит

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Из написанного Гераклитом труда "О природе" сохранилось  около 130 фрагментов. Большинство из них представляют собой своего рода афоризмы, своеобразные "мудрые мысли", каковыми, видимо, и высказывался сам  Гераклит. Многие из них в полной мере непонятны, что, впрочем, объяснимо  — сам Гераклит старался говорить загадками, истинный смысл которых  доступен лишь "лучшим людям", за что и получил еще в древности  прозвание Темный.

 

АНАКСИМАНДР

(VI в до н.э.)

О жизни Анаксимандра мы знаем крайне мало: известно, что  он написал сочинение в прозе  “О природе”, от которого сохранился один фрагмент, а также не дошедшие до нас труды под названием  “Карта мира” и “Глобус”.

В отличии от Фалеса, Анаксимандр  началом мира считал некий апейрон, который “не знает старости”, “бессмертен и неуничтожим”. Из-за отрывочности сохранившихся сведений сегодня трудно дать полное определение  апейрона. Видимо, это нечто бессмертное, безграничное и бесконечное, сопоставимое с мифологическим Хаосом. Однако апейрон  не несет в себе мифологического  значения. Это уже абстрактное, т.е. мысленное представление о первоначале  мира, не связанное ни с каким  бы то ни было мифологическим героем, ни с одним из материальных объектов.

Апейрон, являясь первоначалом мира, производит из самого себя все  остальные явления природы. Вследствие вращения апейрона выделяются противоположные  качества — влажное и сухое, холодное и теплое. Затем эти качества смешиваются  между собой и возникают природные  объекты. От смешения сухого и холодного  — земля, от влажного и холодного  — вода, от влажного и теплого  — воздух, от сухого и теплого — огонь.

В результате смешения различных  качеств Вселенная приобретает  вид ряда колец. В центре Вселенной  находится неподвижно висящая земля, имеющая форму цилиндра. Вокруг земли  располагаются огненные кольца (или  “ободы”) в которых в последовательном удалении от земли находятся звезды, Луна и Солнце.

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся, ибо по прошествии определенного  времени мир снова поглощается его беспредельным началом.

С представлениями о рождения мира связана и концепция Анаксимандра о рождении живого. По его мнению живое зарождается во влажном  иле, когда-то покрывавшем землю. Под  воздействием небесного огня земля  постепенно высыхает и некоторые  живые существа жившие в морях, выходят  на сушу. Среди них были и некие  рыбообразные существа, покрытые чешуей, в чреве которых зародились люди. Когда люди выросли, то эта чешуя распалась.

Как видно, философия Анаксимандра тоже находилась еще под значительным влиянием мифологии — это и  представления о бесформенном начале мира, и образ огненных колец, и  утверждение цикличности развития мира. Исследователи считают, что  в данном случае прослеживаются мотивы не столько даже греческой, сколько  восточной мифологии.

 

АНАКСИМЕН

(VI в. до н.э.)

Анаксимен в своем учении ближе Фалесу, нежели Анаксимандру, ибо выделял в качестве первоначала  мира определенный физический объект. В своем труде “О природе” Анаксимен  утверждал, что все вещи происходят из воздуха — либо путем разряжения, связанного с нагреванием, либо путем  сгущения, приводящего к охлаждению. При этом Анаксимен указывал на конкретный физический механизм возникновения  вещей из воздуха: в процессе его  сгущения образуются ветер, облака, земля  и камень. Разряжение же приводит к  тому, что воздушные испарения  поднимаются вверх и образуют огненные светила.

При изложении своего понимания  структуры Вселенной, Анаксимен  постоянно прибегает к методу аналогий. Так, образование земли  из воздуха у него сравнивается с  валянием шерсти, из которой образуется войлок. Сама земля имеет столообразную, плоскую форму, и она не висит  неподвижно в центре Вселенной, а  поддерживается снизу воздухом. Солнце, Луна, звезды представляют собой огненные листья, при этом Солнце и некоторые  звезды вбиты в небосвод наподобие  гвоздей, а некоторые звезды плавают  в воздухе.

Интересно Анаксимен объяснял движение небесного свода. По его  мнению небосвод движется вокруг земли, как шапочка, поворачивающаяся вокруг человеческой головы. Звезды, Солнце и  Луна не уходят за землю или под  землю, а скрываются за ее северной, приподнятой частью. Так по Анаксимену происходит смена дня и ночи.

 

ЭМПЕДОКЛ

(приблизительно 480-е — 420-е годы до н.э.)

Эмпедокл жил в Сицилии  в г. Агригенте (Акраганте). Он современник  элеата Зенона. Одним из его учителей был Парменид, в подражание которому Эмпедокл изложил свои воззрения  в философских поэмах "О природе" и "Очищения". Учился он также и  у пифагорейцев, но ему было запрещено  участвовать в пифагорейских  занятиях, ибо Эмпедокл придал огласке их тайны.

Эмпедокл — одна из самых  ярких и колоритных фигур в  истории греческой философии. Философ, поэт, прекрасный оратор, ученый-естествоиспытатель, врач, он одновременно был и талантливым  религиозным проповедником. Более  того, сам Эмпедокл, обладая достаточно тщеславным характером, выдавал себя за божество. Так, согласно легенде, он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его еще живым на Олимп. Потому, чувствуя приближения смерти, он бросился в кратер вулкана Этна. Однако вулкан выбросил одну из его  медных сандалий и замысел Эмпедокла  не удался.

В философском плане учение Эмпедокла сочетает и как бы примиряет  в себе ионийскую и элеатскую  традиции. Основываясь на мнениях  ионийских философов, и опять  же примиряя их, Эмпедокл считал первоначалом мира не один какой-то элемент, а четыре элемента, которые он называл "корнями  всех вещей". Огонь, воздух, вода и  земля, по мнению Эмпедокла, вечны и  неизменны. Все прочие вещи получаются из их смешения. Сами первоэлементы, в  своих поэмах Эмпедокл нередко мифологизирует, отождествляя их с богами.

Признавая же неизменность "корней всех вещей", Эмпедокл придавал им качества бытия Парменида. Точно  также, в духе элеатов, он утверждал, что в мире нет ни рожденья, ни смерти, а присутствует лишь "смешение" и "разделение".

Первоэлементы Эмпедокла  сами по себе пассивны. Поэтому все  процессы мироздания определяются борьбой  двух сил, не имеющих материального  воплощения — Любви (Гармонии, Радости, Афродиты) и Ненависти (Распри, Вражды). Любовь соединяет, смешивает разнородные  элементы, Ненависть же разделяет  их. В своей борьбе Любовь и Ненависть  попеременно одерживают верх друг над  другом. В первой фазе побеждает  Любовь, а Ненависть вытесняется  за пределы мира. В этом случае мироздание представляется Эмпедоклом в виде Сфайроса (шара), в котором нет места  Ненависти. Сфайрос также обладает качествами бытия Парменида и  миробога Ксенофана.

Затем наступает фаза равновесия Любви и Ненависти. В третьей  фазе уже Ненависть получает преобладание над Любовью. Четвертая же фаза вновь  характеризуется равновесием Ненависти  и Любви. По окончанию каждого  четырехфазного цикла начинается новый такой же цикл борьбы двух сил. Иначе говоря, миру присущен неизменный и постоянно повторяющийся "круг времени".

Как видно, сочетание ионийской  и элеатской традиций в философии, приводят Эмпедокла к тому, что  он постулирует неизменность мира в  своих корнях и в пределах "круга  времени", но признает изменчивость мира на уровне вещей и внутри "круга времени".

Из смешения разных первоэлементов возникает и реальный живой мир. Эмпедокл создает фантасмагорическую картину возникновения живого, когда  сначала в природе возникают  отдельные части живых организмов, затем они под воздействием Любви (Афродиты) беспорядочно сочетаются между  собой в самых невообразимых  видах и на свет появляются "чудища ... крутоногонерасчлененнорукие", некие "двулицые и двугрудые", "быкородные человеколицые" и "человекородные быкоголовы".

Человеческая природа  определяется также смешением первоэлементов. Именно поэтому, кстати, человек и  способен к познанию мира, ибо "Землею мы видим Землю, Водою — Воду, Эфиром — дивный Эфир, а Огнем  — Огонь истребляющий, Нежностью  — Нежность, а Ненависть —  злой Ненавистью". Да и само сознание по Эмпедоклу имеет материальный носитель — сознание живет в крови людей.

В поэме "Очищения" можно  встретить и влияние пифагорейского учения на мнение самого Эмпедокла. Оно  проявляется в признании Эмпедоклом идеи метемпсихоза — переселения душ:

Некогда я уже был мальчиком и девочкой,

Кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой.

Эмпедокл стал последним  выдающимся представителем италийской философии, пытавшимся примирить натурфилософские и уже собственно философские  учения своих предшественников.

 

АНАКСАГОР

(ок. 500—428 гг. до н.э.)

Анаксагор родился в Ионии  в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил  полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В  Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла — фактического правителя  этого города-государства. Однако, в  конце жизни Анаксагор подвергся  судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который  приравнивал к государственным  преступлениям непочитание богов  и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит  сочинение под традиционным для  того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Праменида, Эмпедокла  и милетской школы. Но в отличии  от большинства тогдашних древнегреческих  мыслителей, Анаксагор первоначалами  мира считал не какую-то одну природную  стихию, как это было у ионийских  философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала — это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые  только могут быть в мире. Сам  Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии  Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества — земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу  и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге  любое вещество. Более того, в  каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или  иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают  над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что  гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они — лишь небольшая часть  среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто  возникнуть из ничего: "Каким образом  из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти — плоть?"

Первоначальное состояние  мира — это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой  Анаксагор считал Ум (Нус). Ум — понятие  чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое  круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое  и светлое устремляются вверх  и возникает небо. Вокруг всего  мира находится эфир, который Анаксагор  не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю — это метеориты.

Проблему возникновения  жизни Анаксагор решал путем  признания того, что в первичной  смеси гомеомерий существовали и  гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что  и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит  несколько особняком в системе  древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали  внимание на том, что все мире состоит  из изначально существовавших "семян  всех вещей". В то же время его  учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.

 

ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ

(V–IV вв. до н.э.)

Последними, кто попытался  ответить на вопрос о рождении и  строении мироздания с позиции философии "физиса" (натурфилософии) стали  Левкипп и Демокрит. С именами  этих двух философов связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия  по отношению к мышлению, первичность  материи по отношению к сознанию. Впрочем, древнегреческий атомизм  нельзя считать вполне материалистическим учением, в том виде как мы привыкли говорить о материализме XIX–XX веков.

О Левкиппе нам известно, что он жил в V в. до н.э., бывал в  Элее, где познакомился с учением  элеатов, а затем переселился  в г. Абдеры (милетская колония  на Фракийском побережье) и основал  там философскую школу. В науке  до сих пор не решено окончательно жил ли Левкипп на самом деле и  какие известные сейчас нам сочинения могут ему принадлежать.

Информация о работе Натурфилософы древности