Научная рациональность в средневековой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ (англ.)русск. этих концепций в рамках своей новой парадигмы.[16] Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

Научная рациональность в средневековой культуре……………………………………….3

Западная и восточная средневековая наука……………………………………………………..7

Технические открытия и научные достижения в эпоху Средневековья……..10

Философия средневековья и эпохи возрождения………………………………………….12

О Философии Запада и Востока……………………………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………………………………………………………18

Литература ……………………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

реф философия.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Западная  и восточная средневековая наука.

 

  Знания вписаны в  систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление  к всеохватывающему знанию, что  вытекает из представлений, заимствованных  из античности: подлинное знание  — это знание всеобщее, доказательное.  Но обладать им может только  творец, только ему доступно знать,  и только это знание - универсальное.

Так как все на земле  сотворено, то существование любой  вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает  универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с  их объективными аналогами, что выступает  условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о  действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т. е. являются их символами. И в зависимости  от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.

Познание может осуществляться только под контролем церкви. Формируется  цензура, все противоречащее религии  подлежит запрету. Средневековье отказалось от многих юридических идей античности, не вписывающихся в религиозные  представления. Познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, исследуются и анализируются  не вещи и явления, а понятия. Поэтому  универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная  логика Аристотеля). В мире, сотворенном  Богом и по его планам, нет места  объективным законам, без которых  не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже  области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним  относят астрологию, натуральную  магию и др. Многие исследователи  расценивают существование этих дисциплин как промежуточное  звено между натурфилософией  и техническим ремеслом, так как  они представляли сплав умозрительности  и грубого наивного эмпиоизма.

Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной  магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн. Магия  понималась как глубокое знание скрытых  сил и Вселенной без их нарушения  и, следовательно, без насилия над  Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и прибегает  к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной  стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование  таких мыслительных комплексов, как  созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание  превосходства универсального над  уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер. А на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

 

Начиная с VП в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, значительной части бывшей Римской империи, Армении, Северо-Западной Индии, на которых был создан Арабский халифат.

 

В городах халифата строились  обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата —  Багдад (конец VШ — начало IX), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран. Там располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия - «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.

 

На арабском востоке кипела интеллектуальная жизнь. Получили развитие науки, прежде всего физико-математические и медицинские. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создали  мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили  достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для  последующего подъема философской  и научной мысли на Западе, в  том числе и психологической.

 

Интерес представляет личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, которые в ХП в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра.

 

В дальнейшем другие арабоязычные ученые добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней). Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями арабоязычной астрономии.

 

К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно  отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и значительного  философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший. В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре  он систематически изложил решение  уравнении до третьей степени  включительно, написал «Комментарии»  к «Началам» Евклида. Значительны  достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

 

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В  ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Ибн-Сина был  также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Особый интерес арабские натуралисты  и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к органу зрения. Среди  исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век). Он изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы. Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХII век). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические открытия и научные  достижения в эпоху Средневековья.

 

В эпоху Средневековья  было сделано немало технических  открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся, по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать  следующие:

  • Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
  • Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы. Началась математизация физики.
  • Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Математические достижения.

Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они  заимствовали из Индии десятичную систему  исчисления. Она проникла Ближний  Восток в эпоху Сасанидов , когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия.

Арабские математики умели также  суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Они создали единую концепцию  действительных чисел путем объединения  рациональных чисел и постепенно стёрли грань между рациональными  числами и иррациональностями.

Арабские математики совершенствовали методы решений 2-й и 3-й степеней, решали отдельные типы уравнений 4-й  степени.

Тригонометрия была создана арабскими  математиками. В работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.

Достижения в физике.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни  средневекового Востока. Интенсивное  денежное обращение и торговля, требовали  постоянного совершенствовании методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие науки о равновесии, создание многочисленных конструкций, различных видов весов.

Развитие кинематики было связано  с потребностями астрономии в  строгих методах для описания движения небесных и «земных» тел. В  частности, понятие механические движения используются для объяснения оптических явлений, изучается параллелограмм движений и т.п. Одно из направлений  средневековой арабской кинематики - разработки инфинитезимальных методов (т.е. рассмотрение бесконечных процессов, непрерывности, предельных переходов  и др.).

Развивалась динамика, т.е. изучения существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

В эпоху позднего средневековья  значительное развитие получила динамическая "теория импетуса". "Теория импетуса" способствовала развитию и уточнению понятия силы. Понятие силы в дальнейшем развитии физики раздвоилось на два понятия. Первое - то, что Ньютон называл "силой" (ma), понимая под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе - то, что Декарт называл количеством движения, т.е. факторы процесса движения (mv), связанные с самим движущимся телом.

Астрономия.

Существенный вклад внесен арабскими  учёными и в астрономию. Они  усовершенствовали технику астрономических  измерений, значительно дополнили  и уточнили данные о движении небесных тел. Арзахель составил Толедские планетные таблицы (1080). Они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе.

Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Он построил в Самарканде астрономическую  обсерваторию, имевшую гигантский двойной  квадрант и много других астрономических  инструментов (азимутальный круг, астролябии, трикветры, армиллярные сферы и др.). В обсерватории были созданы "Новые астрономические таблицы", который содержали изложение теоретических основ астрономии и каталог положения 1018 звезд.

В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнению кинематико-геометрических моделей "Альмагеста", устранению противоречий в теории Птолемея и поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.

Алхимия в средневековье 

В средневековой алхимии (расцвет  пришёлся на XIII-XV вв.) выделялись две тенденции.

Первая тенденция - мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею "философского камня" - гипотетического вещества, ускорявшего "созревание" золота в недрах земли. Это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.

Вторая тенденция - была больше ориентирована на конкурентную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним относят способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому необходима была смена мировоззрения, которая  произошла в эпоху Возрождения.

Информация о работе Научная рациональность в средневековой культуре