Научное познание как философско-методологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 13:16, реферат

Описание работы

Функции и роль познания. Виды познания.
Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознание, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все эти виды познавательной деятельности не являются изолированными от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Файлы: 1 файл

философия пр 1.docx

— 96.21 Кб (Скачать файл)
  • Аксиоматический – заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Аксиома не требует никаких логических доказательств и не может быть опровергнута эмпирическими фактами. Отсюда идет абсолютное опровержение всех возникающих противоречий;
  • Гипотетико-дедуктивный – основывается на строении научной теории на гипотезах, т.е. знаниях, которые могут быть опровергнуты при сопоставлении данных с реально полученными экспериментальными фактами. Данный метод требует отличной математической подготовки на высшем уровне;
  • Описательные методы теоретического познания – к ним относятся графические, словесные и схематические методы познания, основанные на экспериментальных данных.

Мышление и прочие компоненты теоретического познания.

Теоретические методы научного познания более четко проявляются в мышлении, поскольку оно является активным процессом, способным обобщить и отразить реальную действительность, пройдя путь от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса. Мышление отражает окружающую действительность тремя способами:

  • Понятием – т.е. отражает общие стороны объекта;
  • Суждением – т.е. отражает характерные отдельные элементы объекта;
  • Умозаключением – т.е. составлением логической цепочки, благодаря которой и родится новое знание.

Теоретическое познание имеет в своей структуре следующие компоненты:

  • Проблема - вопрос, который необходимо решить и получить ответ;
  • Гипотеза – выдвинутое предположение, основанное на полученных фактах, но требующее дополнительной проверки;
  • Теория – форма научного познания, способная дать полное объяснение конкретным явлениям действительности;
  • Квинтэссенция теории – это закон, выражающий глубинные сущностные взаимосвязи объекта.

Таким образом формулирование основных законов является одной из главных задач данной науки.

Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания.

Теоретические методы научного познания, несмотря на все существующие различия, тесно переплетаются с эмпирическими методами. Исследование эмпирического уровня выводит новейшие данные от проведенных наблюдений и поставленных экспериментов. Данный процесс активно стимулирует теоретическое познание, которое на своем уровне объясняет каждый факт и обобщает полученные данные. Таким образом получается, что теоретический уровень познания ставит перед эмпирическим более сложные новые задачи, открывая новые горизонты эмпирического познания и направляя на поиск более новых фактов. Этот процесс способствует постепенному совершенствованию новейших средств и методов познания. Получается, что теоретический уровень познания действительности стоит на более высокой ступени и направлен на теоретическое формирование законов, гипотез и утверждений, отвечающий всем требованиям. Методы теоретического познания не имеют средств практического и материального взаимодействия знаний и изучаемых объектов. Это является главным отличием методов теоретического познания от методов эмпирического уровня познания. В его основе выступают термины теоретических знаний, смыслом которых является создание идеальных объектов действительности, представляя собой особые абстракции. Методы теоретического уровня познания имеют один главный принцип, отличающий его от остальных – непротиворечивость.

6. Какова структура научного знания?

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.

В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины (математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.

Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. Они могут также представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.

Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания.

7. Опишите эмпирический и теоретический уровни познания.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.  

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента  – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.  

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.  
Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления.

Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания. 

Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.

Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.

Иррационализм – идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта. 

Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя.

Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания.  

Формы и методы научного познания.

Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный  вопрос.

Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.

Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания.

Предмет проблем – вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем.

Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. 

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента:

а) Предварительное, частичное знание о предмете.

б) Более/менее определенное наукой незнание.

Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании).

Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила.

Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 

а две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются: твердо установленные факты; закономерности, обобщающие группы фактов; теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающий некий фрагмент реальности; методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов; научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки – это, конечно, установленные факты. Это – эмпирический, т.е. опытный, базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. На теоретическом же уровне исследование связано с изучением сущности объекта. На этом уровне не работают логические способы исследования.

1.2. Различие  эмпирического и теоретического  уровней.

Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Итак, проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача – фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их – дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами. Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, стуктурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д. Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность. В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах. Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Идеализация - процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Формализация - представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях. При характеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходе ученые порой обращаются к философии.

8. Что такое наука?

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе,синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества[1].

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

  • разделение и кооперацию научного труда;
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
  • методы научно-исследовательской работы;
  • понятийный и категориальный аппарат;
  • систему научной информации;
  • всю сумму накопленных ранее научных знаний.

9. Характер научного знания и его функции.

Обратим внимание еще на один очень важный момент, который показывает несостоятельность представлений о структуре научного знания, основанных на редукционизме.

Несомненно, что важнейшая задача любой научной теории, как и вообще науки. — отражать объективную реальность. Но наука — это создание человеческого разума, это плод деятельности человека.

Наука существует не только для того, чтобы отражать действительность, но и для того, чтобы результаты этогоотражения могли быть использованы людьми.

На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только социальных, но и философских представлении. обобщающих развитие как науки, так и всей человеческой практики.  

 Когда мы говорим  о различных областях науки, то  очень важно представлять себе то, что разные науки, вообще говоря, выполняют разные общественные функции. 

 Можно ли сказать, что культурные функции истории и физики одинаковы?

Конечно, и физика и история дают нам знание о действительности. Но представим себе, что история была бы построена по образцу физики и давала бы нам теории, подобные физическим. Тогда целый ряд очень важных функций истории, которые она сейчас выполняет были бы элиминированы.

Информация о работе Научное познание как философско-методологическая проблема