Образование должно учить не
предметам, а когнитивным умениям
и навыкам (Р. Шенк)
- Образование должно учить не
предметам, а когнитивным умениям и навыкам (Р. Шенк)
- Три фундаментальных навыка,
формирующих умение думать:
- 1- способность описывать
- 2- интеллектуальный процесс, в котором формируется умение понять, что происходит и как происходит;
- 3- планирование как ключевой процесс, без которого не возможна какая-либо деятельность.
В когнитивной науке познание понимается
как функция универсального эволюционного
процесса. Познание понимается как создание
и переработка информации.
- В когнитивной науке познание понимается как функция универсального
эволюционного процесса. Познание понимается
как создание и переработка информации.
- Моделью познания, которая адекватна практике когнитивной науки, является эволюционная
эпистемология
- Когнитивная наука является технологией знания, главная особенность которой социально-практическая ориентированность
Когнитивная наука изучает структуру субъективного
опыта человека не в традиционной для
философии абстрактной форме, а в практическом
аспекте.
- Когнитивная наука изучает структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии абстрактной форме, а в практическом аспекте.
- Эволюционный когнитивизм осуществляя системный инжениринг знания, конструирует знание в соответствии с законами и запретами эволюции (Д. Денет).
Когнитивная наука позволяет преодолеть
противоречия и обнаружить пересечения
в различных философских трактовках сознания.
- Когнитивная наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в различных философских трактовках сознания.
- Сознание не сводится к анатомии
или нейрофизиологии мозга.
- Сознание сложный феномен, формирующийся
на стыках биологического (природного)
и культурного, функциональный процесс
или операция с когнитивной информацией (Д. Деннет)
Тема природы человека стала
актуальной проблемой современности,
требующей научного и философского анализа,
в связи с возможностями науки и технологий,
особенно, NBICS-технологий, трансформировать
генетику человека, его когнитивные способности.
Термин NBIC конвергенции был введен в 2002
г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем,
авторами доклада «Конвергирующие технологии
для улучшения природы человека».
- Тема природы человека стала
актуальной проблемой современности,
требующей научного и философского анализа,
в связи с возможностями науки и технологий,
особенно, NBICS-технологий, трансформировать
генетику человека, его когнитивные способности. Термин NBIC конвергенции
был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, авторами доклада «Конвергирующие технологии для улучшения природы человека».
- В связи с конвергентными технологиями
возник вопрос о том, до какого предела
мы готовы пойти в этих преобразованиях,
когда они касаются самого человека?
- Человеческая природа воспринимается
как некий относительно устойчивый образ
человека, некий инвариант
- В философии природу человека
соотносят с биологическим естеством
человека, а сущность человека с социальностью.
В философской антропологии
ХХ в. подчеркивалось, что деятельность
человека определяется не биологически
заданными потребностями, не генетической
программой, а исторически сформированными
социокультурными программами
- В философской антропологии
ХХ в. подчеркивалось, что деятельность
человека определяется не биологически
заданными потребностями, не генетической
программой, а исторически сформированными
социокультурными программами
- «Реалист упорно отстаивает
устремленность исследовательского взгляда
вовне, не отдавая себе отчета, что сам
является зеркалом. Идеалист настаивает
на том, чтобы смотреться только в само
зеркало, отвращая свой взор от внешнего
мира. А это значит, что они оба не дают
себе труда понять, что у всякого зеркала
есть оборотная сторона. Но эта оборотная
сторона сама по себе ничего не отражает,
и в этом смысле зеркало относится к тому
же роду объектов, которые отражаются
в нем. Физиологический механизм, в чьи
функции входит постижение реального
мира, сам не менее реален, чем мир»
- К. Лоренц
В когнитивной науке
происходит выход на новый уровень концептуализации
через интеграцию естественнонаучных,
культурологических, естественнонаучных
подходов (Н.Хомский, С.Пинкер – о языке;
М.Хаузер, Д. Деннет – о когнитивной активности,
У. Матурана, Ф.Варела – о познании)
- В когнитивной науке происходит выход на новый
уровень концептуализации через интеграцию
естественнонаучных, культурологических,
естественнонаучных подходов (Н.Хомский, С.Пинкер – о языке; М.Хаузер, Д. Деннет – о когнитивной активности, У. Матурана, Ф.Варела – о познании)
- Когнитивная активность оказывается эволюционно обусловленной, характеризующейся многоуровневой природой человека - существа биологического, разумного и социального.
- Сознание призвано играть роль жизнесохраняющего фактора (Кэмпбел).
Применение когнитивных технологий
для усиления человеческого разума –
дело науки.
- Применение когнитивных технологий для усиления человеческого
разума – дело науки.
- Могут ли NBICS-технологии, которые
сформировались в ходе развития науки,
стать технологией закрепления в природе
человека тех свойств, которые необходимы
для обретения динамического равновесия
между наделенным интеллектом субъектом
и реальностью?
14. Охарактеризуйте
когнитивные практики Античности, Средневековья,
Нового времени, современные
когнитивные практики.
В античной философии формируется первая модель познания, которую обозначаюткак созерцательная модель познания.
В созерцательной модели познание понимается как отражение объекта субъектом, каккопирование объекта. Познавательная установка античности – созерцание.
В эпистеме античности познание трактуется как приобщение к Логосу – мировому Законучерез размышление и нравственное бытие.
Знание является информационной копией объекта.
Субъект познания определяется как обезличенный разум, у Платона это душа. Объектпонимается как фрагмент действительности.
В средневековой культуре формируется новая когнитивная практика –герменевтическая. Здесь разум получает основания в особой человеческойдеятельности, кредо которой выражено Августином «верь, чтобы понимать».
Познание становится истолкованием. Знание в герменевтической модели естьинтерпретация.
В понимании субъекта и объекта во многом воспроизводится античная традиция.Субъектом познания является душа человека. Так, в томизме, познание естьобогащение души субстанциальными формами познаваемых предметов. Объект«растворен» в субъекте. В средневековой схоластике субъект воспроизводитонтологические параметры материальных вещей. Ведущее познавательное отношение «субъектно-субъектное».
Начиная с Нового времени (16 в.) познание характеризуется так называемойрепрезентативной моделью. Репрезентация (representation фр.- представление).
Познание как представление это изменение вектора мышления: не от объекта ксубъекту, а от субъекта к объекту. В этом состояла суть переворота в гносеологии,совершенного И. Кантом. Он изменил схему познания, поставив в центр человека,понимаемого как некий абстрактный индивид, мыслящее существо, получающее знанияо мире, обладающее способностью рационального познания.