Научное познание как философско-методологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 13:16, реферат

Описание работы

Функции и роль познания. Виды познания.
Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознание, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все эти виды познавательной деятельности не являются изолированными от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Файлы: 1 файл

философия пр 1.docx

— 96.21 Кб (Скачать файл)

Образование должно учить не предметам, а  когнитивным  умениям и навыкам (Р. Шенк)

  • Образование должно учить не предметам, а  когнитивным  умениям и навыкам (Р. Шенк)
  • Три фундаментальных навыка, формирующих умение думать:
  • 1- способность описывать
  • 2- интеллектуальный процесс, в котором формируется умение понять, что происходит и как происходит;
  • 3- планирование как ключевой процесс, без которого не возможна какая-либо деятельность.

В  когнитивной  науке  познание  понимается как функция универсального эволюционного процесса. Познание понимается как создание и переработка информации.

  • В  когнитивной  науке  познание  понимается как функция универсального эволюционного процесса. Познание понимается как создание и переработка информации.
  • Моделью познания, которая адекватна практике  когнитивной  науки, является эволюционная эпистемология 
  • Когнитивная  наука является технологией знания, главная особенность которой социально-практическая ориентированность

 

 Когнитивная  наука изучает структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии абстрактной форме, а в практическом аспекте. 

  • Когнитивная  наука изучает структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии абстрактной форме, а в практическом аспекте.
  • Эволюционный когнитивизм осуществляя системный инжениринг знания, конструирует знание в соответствии с законами и запретами эволюции (Д. Денет).

 

 Когнитивная  наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в различных философских трактовках сознания.  

  • Когнитивная  наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в различных философских трактовках сознания.
  • Сознание не сводится к анатомии или нейрофизиологии мозга.
  • Сознание сложный феномен, формирующийся на стыках биологического (природного) и культурного, функциональный процесс или операция с  когнитивной  информацией (Д. Деннет)

Тема природы человека стала актуальной проблемой современности, требующей научного и философского анализа, в связи с возможностями науки и технологий, особенно, NBICS-технологий, трансформировать генетику человека, его  когнитивные  способности. Термин NBIC конвергенции был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, авторами доклада «Конвергирующие технологии для улучшения природы человека».

  • Тема природы человека стала актуальной проблемой современности, требующей научного и философского анализа, в связи с возможностями науки и технологий, особенно, NBICS-технологий, трансформировать генетику человека, его  когнитивные  способности. Термин NBIC конвергенции был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, авторами доклада «Конвергирующие технологии для улучшения природы человека».
  • В связи с конвергентными технологиями возник вопрос о том, до какого предела мы готовы пойти в этих преобразованиях, когда они касаются самого человека?
  • Человеческая природа воспринимается как некий относительно устойчивый образ человека, некий инвариант
  • В философии природу человека соотносят с биологическим естеством человека, а сущность человека с социальностью.

В философской антропологии ХХ в. подчеркивалось, что деятельность человека определяется не биологически заданными потребностями, не генетической программой, а исторически сформированными социокультурными программами

  • В философской антропологии ХХ в. подчеркивалось, что деятельность человека определяется не биологически заданными потребностями, не генетической программой, а исторически сформированными социокультурными программами
  • «Реалист упорно отстаивает устремленность исследовательского взгляда вовне, не отдавая себе отчета, что сам является зеркалом. Идеалист настаивает на том, чтобы смотреться только в само зеркало, отвращая свой взор от внешнего мира. А это значит, что они оба не дают себе труда понять, что у всякого зеркала есть оборотная сторона. Но эта оборотная сторона сама по себе ничего не отражает, и в этом смысле зеркало относится к тому же роду объектов, которые отражаются в нем. Физиологический механизм, в чьи функции входит постижение реального мира, сам не менее реален, чем мир»
  • К. Лоренц

В  когнитивной  науке происходит выход на новый уровень концептуализации через интеграцию естественнонаучных, культурологических, естественнонаучных подходов (Н.Хомский, С.Пинкер – о языке; М.Хаузер, Д. Деннет – о  когнитивной  активности, У. Матурана, Ф.Варела – о познании)

  • В  когнитивной  науке происходит выход на новый уровень концептуализации через интеграцию естественнонаучных, культурологических, естественнонаучных подходов (Н.Хомский, С.Пинкер – о языке; М.Хаузер, Д. Деннет – о  когнитивной  активности, У. Матурана, Ф.Варела – о познании) 
  • Когнитивная  активность оказывается эволюционно обусловленной, характеризующейся многоуровневой природой человека - существа биологического, разумного и социального.
  • Сознание призвано играть роль жизнесохраняющего фактора (Кэмпбел).

Применение  когнитивных  технологий для усиления человеческого разума – дело науки.

  • Применение  когнитивных  технологий для усиления человеческого разума – дело науки.
  • Могут ли NBICS-технологии, которые сформировались в ходе развития науки, стать технологией закрепления в природе человека тех свойств, которые необходимы для обретения динамического равновесия между наделенным интеллектом субъектом и реальностью?

14. Охарактеризуйте когнитивные практики Античности, Средневековья, Нового времени, современные когнитивные практики.

В античной философии формируется первая модель познания, которую обозначаюткак созерцательная модель познания.   
 В созерцательной модели познание понимается как отражение объекта субъектом, каккопирование объекта.  Познавательная установка античности – созерцание.

В эпистеме античности познание трактуется как приобщение к Логосу – мировому Законучерез размышление и нравственное бытие. 

Знание является информационной копией объекта.

Субъект познания определяется как обезличенный разум, у Платона это душа. Объектпонимается как фрагмент действительности.

В средневековой культуре формируется новая когнитивная практика –герменевтическая. Здесь разум получает основания в особой человеческойдеятельности, кредо которой выражено Августином «верь, чтобы понимать».   
 Познание становится истолкованием. Знание в герменевтической модели естьинтерпретация.

В понимании субъекта и объекта во многом воспроизводится античная традиция.Субъектом познания является душа человека. Так, в томизме, познание естьобогащение души субстанциальными формами познаваемых предметов. Объект«растворен» в субъекте. В средневековой схоластике субъект воспроизводитонтологические параметры материальных вещей. Ведущее познавательное отношение  «субъектно-субъектное». 

Начиная с Нового времени (16 в.) познание характеризуется так называемойрепрезентативной моделью. Репрезентация (representation фр.- представление).   
 Познание как представление это изменение вектора мышления: не от объекта ксубъекту, а от субъекта к объекту. В этом состояла суть переворота в гносеологии,совершенного И. Кантом. Он изменил схему познания, поставив в центр человека,понимаемого как некий абстрактный индивид, мыслящее существо, получающее знанияо мире, обладающее способностью рационального познания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Научное познание как философско-методологическая проблема