Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня суицида. Статистика свидетельствует о росте суицидального поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.
Введение...................................................................................................................3
§1. Научные основы изучения суицидальности. Наследие В.А. Тихоненко
в исследовании проблемы.................................................................................5
§2. Проблема суицидальности в социальной работе.........................................10
§ 3. Наследие В.А. Тихоненко в анализе и преодолении
суицидальности в социальной работе…......................................................15
Заключение............................................................................................................26
Список используемых источников......................................................................27
Методы социального
1) методы социального контроля (изучаются в рамках социологии и права);
2) методы социально-психологического воздействия (изучаются в рамках психологии, медицины).
Методы социального контроля представляют собой действия различных социальных институтов, направленные на предупреждение или устранение суицидального поведения. К формализованным общественным санкциям относятся: идеологическое воздействие через СМИ и социальные институты; правовое регулирование; административное и уголовное наказание; ограничение прав и возможностей личности (группы) с суицидальным поведением; социальные гарантии (медицинское обслуживание, правовая поддержка, социальная защита и помощь) и др.
Методы социально-
В связи с высокой общественной значимостью проблемы распространения поведенческих девиаций перед социальной наукой поставлена задача разработки современных и эффективных методов коррекции (снижения частоты и степени выраженности, устранения) суицидального поведения. В настоящее время выделяются следующие формы социальной работы с суицидальным поведением [17, с.98]:
1) социально-психологическая реабилитация через включение личности с суицидальным поведением в поддерживающую группу с целью восстановления утраченных социальных навыков и интеграции в общество;
2) профессиональное психологическое консультирование (индивидуальное, семейное, групповое) с целью ориентации в личной проблеме и определения способов её эффективного решения;
3) кризисная помощь в случае, если личность находится в неблагоприятной жизненной ситуации с высоким риском суицидального поведения (потеря близкого человека, угроза насилия, утрата жилья или работы) с целью восстановления психологического состояния посредством активной психологической поддержки;
4) психологическая коррекция отдельных негативных психологических состояний, свойств и проявлений (например, страхов или патологических привычек) с целью повышения уровня психологического комфорта и социальной адаптации;
5) психологический тренинг в форме активного группового обучения с целью повышения эффективности социального функционирования личности;
6) психотерапия в форме индивидуальных, семейных и групповых встреч с целью постепенного снижения частоты и степени выраженности симптомов психических, невротических, психосоматических и поведенческих расстройств.
Выбор формы социальной помощи зависит от профессиональных возможностей.
Среди всех существующих форм работы с подобным поведением поведенческая коррекция в сочетании с социальной реабилитацией признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерна концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Социальная работа с суицидальным поведением определяется, прежде всего, спецификой последнего. Исходя из этих особенностей можно выделить отличительные особенности работы с суицидальностью [22, с.42]:
1) длительность работы в связи со стойкостью поведенческого стереотипа, сопряженностью суицидальности с дезадаптивными личностными особенностями и социально-поддерживающими условиями;
2) оценка эффективности преимущественно по объективным показателям и поведенческой динамике, проявляющейся в любых позитивных изменениях в сфере поведения, социальной адаптации, общения, деятельности и здоровья личности с суицидальным поведением;
3) высокий уровень сопротивления позитивным изменениям со стороны личности с суицидальностью вследствие стойкого поведенческого стереотипа и скрытой психологической выгоды, что обусловливает необходимость развития специальных навыков психологической работы;
4) высокая вероятность нарушения «терапевтических» границ клиентом, определяющая требование поддержания четких правил в форме заключения контракта (по взаимным обязательствам) с последующим четким его выполнением;
5) комплексный характер помощи: необходимость сотрудничества различных специалистов и решения одновременно нескольких задач (медицинских, социальных, правовых, психологических), обязательность включения в работу социального окружения личности с суицидальным поведением – семьи, близких и значимых людей;
6) позитивное видение и поддержка личности с суицидальным поведением: вследствие социально-негативного характера проблемы, доминирования отрицательных аффектов и деструктивных тенденций в психологической реальности личности с суицидальным поведением.
В целом, психологическое сопровождение личности с суицидальным поведением требует большей профессиональной и социальной активности специалиста, включающей: эффективную саморегуляцию, организаторские способности, умение быстро и конструктивно разрешать конфликты, инициативность в общении, поддержание здорового образа жизни, способность к обучению и развитию.
В контексте структурно-
1) постепенное снижение частоты и степени выраженности суицидальных действий;
2) усиление позитивных ценностей, формирование ориентации на выполнение социальных норм, развитие нормативно-правового сознания, повышение общей толерантности личности);
3) выявление и коррекция
неконструктивных стилей
4) выявление дефектов в структуре личности, определение более адекватных способов их компенсации, выбор социально одобряемой деятельности, по своим функциям заменяющей девиацию;
5) совершенствование
6) коррекция негативного
образа родителей и детско-
7) расширение социальных
связей и позитивного
8) повышение уровня социальной
успешности и адаптации.
Психологическую интервенцию можно осуществлять в виде консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии, в форме индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции – наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими правилами социальной работы являются принципы субъективности, поведенческой оценки, системности и сотрудничества.
§ 3. Наследие В.А. Тихоненко в анализе и преодолении
суицидальности в социальной работе
Основополагающим постулатом, пришедшим в социальную работу из наследия В.А. Тихоненко, является утверждение, что материальная, или объективная, действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент. Важной этической ценностью является принцип того, что люди сами способны определять свою судьбу. Убеждение в том, что самоопределение – существенная часть природы человека, приводит, в свою очередь, к мнению, что люди в конечном счете ответственны за то, что они собой представляют. Еще В.А. Тихоненко предположил, что суицидальность может проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении длительного периода. В любом случае, как только появляется большое несоответствие между Я и переживанием, защита человека перестает работать адекватно и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым к тревоге и угрозе и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически В.А. Тихоненко считал суицидальность результатом несоответствия между Я и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным Я и переживанием определяет тяжесть суицидального поведения [28, с.161].
В.А. Тихоненко расширяет свои исследования в теории личности и суицидального поведения. Эта теория основана на 19 основных тезисах.
1. Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире своего опыта, центром которого он является.
2. Организм реагирует
на явления так, как они
3. Организм реагирует на эту феноменальную область как организованное целое.
4. Организм имеет одну
основную тенденцию и
5. В основном поведение – это ориентированная на определенную цель попытка организма удовлетворить свои нужды посредством ранее уже опробованных им методов и в соответствии с тем, как он воспринимает собственные нужды.
6. Эмоция сопровождает и в основном способствует такому целеориентированному поведению, и интенсивность этой эмоции относится к субъективно воспринимаемой важности поведения для поддержания и усиления организма.
7. Самая лучшая и выгодная
позиция для понимания
8. Часть общей воспринимаемой области постепенно начинает определяться как самость.
9. В результате взаимодействия с окружающей средой, и в частности в результате оценочного взаимодействия с другими, формируется структура самости.
10. Поведение человека определяется рядом следующих различных ценностей: а) связанных с опытом; б) являющихся частью структуры самости; в) приобретаемых непосредственно организмом; г) заимствованных у других, но воспринимаемых в искаженной форме, так, как будто они были приобретены непосредственно.
11. В ходе накопления
опыта в жизни индивида
12. Большинство способов
поведения, принимаемых
13. Поведение в некоторых
случаях может быть вызвано
органическим опытом и нуждами,
14. Психологическое неумение приспособиться к окружающей обстановке возникает, когда человек не принимает, не осознает определенного важного внешнего и/или внутреннего опыта, который вследствие этого никак не символизируется и не организовывается в часть целого самости; если подобное происходит, то появляются основания для психологического напряжения.
15. Психологическое приспособление
(адаптация) возникает тогда,
16. Любой опыт, который
не соответствует организации
или структуре самости, может
быть воспринят как угроза, и
чем больше таких
17. При определенных условиях, в основном включая полное отсутствие всякой угрозы для самости, тот опыт, который не соответствует этой самости, может быть воспринят таким образом, что самость сможет пересмотреть свое устройство, перестроиться и ассимилировать такой опыт.
18. Когда индивид воспринимает и принимает весь внешний и внутренний опыт в одну последовательную и объединенную систему, тогда он с необходимостью лучше понимает других и более открыт к другим как к отдельным индивидам.
19. Пока индивид воспринимает и принимает больше своего естественного опыта в структуру самости, он обнаруживает, что он меняет свою систему ценностей, основанную в основном на воздействиях извне, которые были субъективно символизированы, продолжая естественный процесс переоценки ценностей. В.А. Тихоненко считал, что его теория имеет феноменологический характер и основывается во многом на Я-концепции как на объясняющей конструкции. Она обрисовывает первопричину развития личности как соответствие между феноменальной областью опыта и концептуальной структурой самости: в случае достижения этой ситуации появляется свобода от внутреннего напряжения, тревог и потенциального напряжения, что максимально приблизило бы адаптацию к реальности, а это, в свою очередь, означало бы установление индивидуализированной системы ценностей, имеющей значительное сходство с системой ценностей любого другого в равной степени приспособленного члена общества.
Исходя из прагматических целей психотерапии, В.А. Тихоненко понимал действительность как в основном частный мир индивидуального восприятия человеком мира, хотя с точки зрения социума действительность состоит из тех образов, понятий и идей, которые имеют высокую степень общности среди различных личностей.