Научные основы изучения суицидальности. Наследие В.А. Тихоненко в исследовании проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня суицида. Статистика свидетельствует о росте суицидального поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
§1. Научные основы изучения суицидальности. Наследие В.А. Тихоненко
в исследовании проблемы.................................................................................5
§2. Проблема суицидальности в социальной работе.........................................10
§ 3. Наследие В.А. Тихоненко в анализе и преодолении
суицидальности в социальной работе…......................................................15
Заключение............................................................................................................26
Список используемых источников......................................................................27

Файлы: 1 файл

Suitsidalnost_i_sotsialnaya_rabota_v_sovremenno.docx

— 78.01 Кб (Скачать файл)

Методы социального воздействия  на личность (группу) с суицидальным поведением подразделяются на две основные категории:

1) методы социального  контроля (изучаются в рамках  социологии и права);

2) методы социально-психологического воздействия (изучаются в рамках психологии, медицины).

Методы социального контроля представляют собой действия различных социальных институтов, направленные на предупреждение или устранение суицидального поведения. К формализованным общественным санкциям относятся: идеологическое воздействие через СМИ и социальные институты; правовое регулирование; административное и уголовное наказание; ограничение прав и возможностей личности (группы) с суицидальным поведением; социальные гарантии (медицинское обслуживание, правовая поддержка, социальная защита и помощь) и др.

Методы социально-психологического воздействия, в свою очередь, делятся на социально-коммуникативные и профессионально-психологические. На человека с суицидальным  поведением воздействуют не только и не столько органы государственной власти или психологи, сколько окружающие его люди родители, члены семьи, родственники, друзья, коллеги. Влияние ближайшего окружения признается наиболее значительным. Оно проявляется в самых разнообразных формах: передача ценностей, запреты, личный пример, убеждение, внушение, неодобрение, критика, наказание, поддержка, совместная деятельность и многое другое.

В связи с высокой общественной значимостью проблемы распространения поведенческих девиаций перед социальной наукой поставлена задача разработки современных и эффективных методов коррекции (снижения частоты и степени выраженности, устранения) суицидального поведения. В настоящее время выделяются следующие формы социальной работы с суицидальным поведением [17, с.98]:

1) социально-психологическая реабилитация через включение личности с суицидальным поведением в поддерживающую группу с целью восстановления утраченных социальных навыков и интеграции в общество;

2) профессиональное психологическое консультирование (индивидуальное, семейное, групповое) с целью ориентации в личной проблеме и определения способов её эффективного решения;

3) кризисная помощь в случае, если личность находится в неблагоприятной жизненной ситуации с высоким риском суицидального поведения (потеря близкого человека, угроза насилия, утрата жилья или работы) с целью восстановления психологического состояния посредством активной психологической поддержки;

4) психологическая коррекция отдельных негативных психологических состояний, свойств и проявлений (например, страхов или патологических привычек) с целью повышения уровня психологического комфорта и социальной адаптации;

5) психологический тренинг в форме активного группового обучения с целью повышения эффективности социального функционирования личности;

6) психотерапия в форме индивидуальных, семейных и групповых  встреч с целью постепенного снижения частоты и степени выраженности симптомов психических, невротических, психосоматических и поведенческих расстройств.

Выбор формы социальной помощи зависит от профессиональных возможностей.

Среди всех существующих форм работы с подобным поведением поведенческая коррекция в сочетании с социальной реабилитацией признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерна концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Социальная работа с суицидальным поведением определяется, прежде всего, спецификой последнего. Исходя из этих особенностей можно выделить отличительные особенности работы с суицидальностью [22, с.42]:

1) длительность работы в связи со стойкостью поведенческого стереотипа, сопряженностью суицидальности с дезадаптивными личностными особенностями и социально-поддерживающими условиями;

2) оценка эффективности преимущественно по объективным показателям и поведенческой динамике, проявляющейся в любых позитивных изменениях в сфере поведения, социальной адаптации, общения, деятельности и здоровья личности с суицидальным поведением;

3) высокий уровень сопротивления позитивным изменениям со стороны личности с суицидальностью вследствие стойкого поведенческого стереотипа и скрытой психологической выгоды, что обусловливает необходимость развития специальных навыков психологической работы;

4) высокая вероятность нарушения «терапевтических» границ клиентом, определяющая требование поддержания четких правил в форме заключения контракта (по взаимным обязательствам) с последующим четким его выполнением;

5) комплексный характер помощи: необходимость сотрудничества различных специалистов и решения одновременно нескольких задач (медицинских, социальных, правовых, психологических), обязательность включения в работу социального окружения личности с суицидальным поведением – семьи, близких и значимых людей;

6) позитивное видение и поддержка личности с суицидальным поведением: вследствие социально-негативного характера проблемы, доминирования отрицательных аффектов и деструктивных тенденций в психологической реальности личности с суицидальным поведением.

В целом, психологическое  сопровождение личности с суицидальным поведением требует большей профессиональной и социальной активности специалиста, включающей: эффективную саморегуляцию, организаторские способности, умение быстро и конструктивно разрешать конфликты, инициативность в общении, поддержание здорового образа жизни, способность к обучению и развитию.

В контексте структурно-динамического  подхода выделяются следующие основные задачи работы с суицидальным поведением [22, с.91]:

1) постепенное снижение частоты и степени выраженности суицидальных действий;

2) усиление позитивных  ценностей, формирование ориентации на выполнение социальных норм, развитие нормативно-правового сознания, повышение общей толерантности личности);

3) выявление и коррекция  неконструктивных стилей межличностных отношений; обучение социально важным навыкам;

4) выявление дефектов  в структуре личности, определение  более адекватных способов их компенсации, выбор социально одобряемой деятельности, по своим функциям заменяющей девиацию;

5) совершенствование саморегуляции (снижение степени выраженности негативных аффектов, снижение активности архаичных защит; формирование эффективного копинг-поведения; расширение ресурсов личности);

6) коррекция негативного  образа родителей и детско-родительских  отношений;

7) расширение социальных  связей и позитивного социального  опыта личности;

8) повышение уровня социальной  успешности и адаптации. Стратегия  психологического вмешательства  состоит в поэтапном ослаблении или устранении деструктивных форм поведения, играющих псевдокомпенсаторную роль и препятствующих развитию личности и ее социальной адаптации.

Психологическую интервенцию  можно осуществлять в виде консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии, в форме индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции – наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими правилами социальной работы являются принципы субъективности, поведенческой оценки, системности и сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Наследие В.А. Тихоненко в анализе и преодолении

 суицидальности в социальной работе

 

Основополагающим постулатом, пришедшим в социальную работу из наследия В.А. Тихоненко, является утверждение, что материальная, или объективная, действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент. Важной этической ценностью является принцип того, что люди сами способны определять свою судьбу. Убеждение в том, что самоопределение – существенная часть природы человека, приводит, в свою очередь, к мнению, что люди в конечном счете ответственны за то, что они собой представляют. Еще В.А. Тихоненко предположил, что суицидальность может проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении длительного периода. В любом случае, как только появляется большое несоответствие между Я и переживанием, защита человека перестает работать адекватно и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым к тревоге и угрозе и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически В.А. Тихоненко считал суицидальность результатом несоответствия между Я и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным Я и переживанием определяет тяжесть суицидального поведения [28, с.161].

В.А. Тихоненко расширяет свои исследования в теории личности и суицидального поведения. Эта теория основана на 19 основных тезисах.

1. Каждый индивид существует  в постоянно изменяющемся мире  своего опыта, центром которого он является.

2. Организм реагирует  на явления так, как они записаны  у него в опыте и как он  их воспринимает. Эта область  восприятия для индивида является  его «реальностью».

3. Организм реагирует  на эту феноменальную область  как организованное целое.

4. Организм имеет одну  основную тенденцию и стремление  – активизировать, поддерживать и увеличивать себя как приобретающего новый опыт.

5. В основном поведение  – это ориентированная на определенную цель попытка организма удовлетворить свои нужды посредством ранее уже опробованных им методов и в соответствии с тем, как он воспринимает собственные нужды.

6. Эмоция сопровождает  и в основном способствует  такому целеориентированному поведению, и интенсивность этой эмоции относится к субъективно воспринимаемой важности поведения для поддержания и усиления организма.

7. Самая лучшая и выгодная  позиция для понимания поведения  исходит из соотнесения индивида с самим собой.

8. Часть общей воспринимаемой  области постепенно начинает  определяться как самость.

9. В результате взаимодействия  с окружающей средой, и в частности  в результате оценочного взаимодействия с другими, формируется структура самости.

10. Поведение человека  определяется рядом следующих  различных ценностей: а) связанных с опытом; б) являющихся частью структуры самости; в) приобретаемых непосредственно организмом; г) заимствованных у других, но воспринимаемых в искаженной форме, так, как будто они были приобретены непосредственно.

11. В ходе накопления  опыта в жизни индивида ценности  могут быть или а) символизированы, восприняты и организованы по отношению к самости, или б) игнорируемы, потому что отсутствует воспринимаемая связь со структурой самости, или в) отрицаемы или искаженно символизированы, потому что опыт не соответствует структуре самости.

12. Большинство способов  поведения, принимаемых организмом, – это те, которые согласуются с концепцией себя.

13. Поведение в некоторых  случаях может быть вызвано  органическим опытом и нуждами,  которые не были символизированы.  Такое поведение может быть  непоследовательным по отношению  к структуре самости, но в  таких случаях поведение как  бы не принадлежит данному  индивидууму.

14. Психологическое неумение  приспособиться к окружающей  обстановке возникает, когда человек не принимает, не осознает определенного важного внешнего и/или внутреннего опыта, который вследствие этого никак не символизируется и не организовывается в часть целого самости; если подобное происходит, то появляются основания для психологического напряжения.

15. Психологическое приспособление (адаптация) возникает тогда, когда Я-концепция выстраивается таким образом, что весь внешний и внутренний опыт организма ассимилируется или может быть ассимилирован на уровне символики в составляющее Я-концепции.

16. Любой опыт, который  не соответствует организации  или структуре самости, может  быть воспринят как угроза, и  чем больше таких несоответствий, тем более ригидна организация самости и тем хуже выполняется функция самоподдержания.

17. При определенных условиях, в основном включая полное  отсутствие всякой угрозы для самости, тот опыт, который не соответствует этой самости, может быть воспринят таким образом, что самость сможет пересмотреть свое устройство, перестроиться и ассимилировать такой опыт.

18. Когда индивид воспринимает  и принимает весь внешний и  внутренний опыт в одну последовательную и объединенную систему, тогда он с необходимостью лучше понимает других и более открыт к другим как к отдельным индивидам.

19. Пока индивид воспринимает  и принимает больше своего  естественного опыта в структуру самости, он обнаруживает, что он меняет свою систему ценностей, основанную в основном на воздействиях извне, которые были субъективно символизированы, продолжая естественный процесс переоценки ценностей. В.А. Тихоненко считал, что его теория имеет феноменологический характер и основывается во многом на Я-концепции как на объясняющей конструкции. Она обрисовывает первопричину развития личности как соответствие между феноменальной областью опыта и концептуальной структурой самости: в случае достижения этой ситуации появляется свобода от внутреннего напряжения, тревог и потенциального напряжения, что максимально приблизило бы адаптацию к реальности, а это, в свою очередь, означало бы установление индивидуализированной системы ценностей, имеющей значительное сходство с системой ценностей любого другого в равной степени приспособленного члена общества.

Исходя из прагматических целей психотерапии, В.А. Тихоненко понимал действительность как в основном частный мир индивидуального восприятия человеком мира, хотя с точки зрения социума действительность состоит из тех образов, понятий и идей, которые имеют высокую степень общности среди различных личностей.

Информация о работе Научные основы изучения суицидальности. Наследие В.А. Тихоненко в исследовании проблемы