Научные революции и их роль в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Реферат посвящен теме научных революций. Прослеживается эволюция философский взглядов на науку начиная от средневековых представлений до наших дней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5
ВТОРАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 9
ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 13
ЧЕТВЁРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Научные революции и их роль в научном познании.docx

— 54.28 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

"Российский  Экономический университет  имени Г.В.Плеханова"

Кафедра философии  
  
 

Реферат

по дисциплине «Философия»

на  тему:

" Научные революции и их роль в научном познании"  
  
 

 

Выполнила:

Зотова Марина

Проверила:

Скатерщикова  Алла Викторовна  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Оглавление

Введение 3

Первая научная революция 5

Вторая научная революция 9

Третья научная революция 13

Четвёртая научная революция 16

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

  

Введение

Современный процесс интенсивного роста науки ставит перед науковедением широкий круг проблем философского осмысления результатов, значения и закономерностей ее поступательного движения.

Сущность научной революции следует определить как наступление нового этапа в познании действительности, наступление коренного переворота в содержания научного знания. Если же рассматривается одна из отраслей естествознания (физика, химия, биология или любая другая дисциплина), то революционный этап в развитии каждой дисциплины характеризует появление в ней принципиально нового концептуального и теоретического аппарата, позволяющего более глубоко, объективно и интенсивно исследовать соответствующую область действительности.

В определении научной  революции отражается качественное изменение не только в способе  видения учеными окружающего  мира, но также и в способе совместного, определенным образом организованного  получения (точнее, производства) научного знания.

 С учетом основных  признаков, свойственных всякой  революции, научная революция  заключается в прогрессивном  процессе разрешения накопившихся  противоречий, в диалектическом  отрицании старого качества новым.  Меняется теоретическая основа  объяснения и интерпретации экспериментальных  данных, концептуальная и методологическая  схема построения научных теорий, научная картина мира и мировоззрение  в целом. Наука поднимается  на более высокий уровень самосознания  и организации в форме особого  социального института.

Новое в науке с момента  его зарождения именно потому обладает революционным зарядом, что оно  несет в себе более прогрессивные  и интенсивные тенденции ее развития. Благодаря этим тенденциям, формирующимся  и получающим признание сначала  в кругу передовых ученых и  постепенно проникающие во все остальные  сферы науки, новый способ научного видения и организация научно-исследовательской  деятельности вскрывает консерватизм того способа, которому он идет на смену, и способен более или менее быстро победить его. Результатом революции становится относительно свободное, поступательное развитие науки, преодолевшей кризисное состояние внутренних противоречий и поднявшейся на качественно новый уровень познания и преобразования деятельности.

Каждая научная революция  имеет две главные задачи, которые  она иногда выполняет одновременно во взаимосвязи между собой, а  иногда - последовательно, одна за другой. Первая задача научной революции  имеет негативный, критический, разрушительный характер: необходимо решительно, революционным  путем, до самого основания разрушить  всю систему старых понятий, теорий, принципов и законов данной науки. Без выполнения этой негативной, разрушительной революционно-критической задачи не может быть ликвидирована основная преграда для разработки и принятия новых взглядов, нового способа мышления ученых, не может быть расчищено  путь для проникновения в науку  новых идей и положений.

Вторая, важнейшая, задача научной  революции позитивная, конструктивная, творческая: необходимо выработать, обосновать и утвердить в науке систему  новых понятий, теорий, принципов  и законов, а вместе с тем, и  это основное, - новое мышление ученых, новый способ восприятия и понимания  мира, который изучается ними. Без  выполнения этой позитивной, творческой, революционно-критической задачи как  основного для любой революции, в том числе и научной, революция  не может быть доведена до своего логического  завершения.

В любой революции касательно ее внутренней структуры можно выделить три этапа.

Первый разрушительный, когда  определяется, что разрушается в  предыдущей системе взглядов, в способе  восприятия мира, который главенствовал  до этого.

Второй, творческий, который  определяет, что создается нового в другой системе взглядов, в новом  методе познания.

Третий, который определяет, что удерживается от старого, от системы  старых взглядов, от старого восприятия мира.

Специфическое соединение этих трех основополагающих этапов структуры  любой научной революции определяет своеобразие каждого типа и подтипа  научной революции. [9]

Первая научная революция

Развитие капиталистических  производственных отношений, возникших  впервые в конце XVI в. привело к  радикальным изменениям в человеческом мышлении. В XVI-XVII вв. начинает складываться наука в современном понимании  этого слова. Большое число научных  открытий и технических изобретений  способствовало дифференциации знаний, хотя превалирующей все еще оставалась тенденция к интеграции.

Большой вклад в процесс  дифференциации внесло применение экспериментального метода, позволившего с большой степенью точности определить объекты различных  наук. В конце XVI в. натурфилософия уже  была не в состоянии осуществить  концептуальное единство быстро растущего  количества данных естественных наук и новых научных дисциплин.

В период Возрождения начинается беспрецедентная революция в  науке. Ее характерной чертой было постепенное  отделение наук от теологии. Хотя это  требование прозвучало гораздо раньше, процесс проходил в борьбе против груза средневековых традиций, давившего  даже на самые свободные умы. Тяжело проходило и становление экспериментального метода. Постепенно языком науки становится математика. Складывается и утверждается научный метод, хотя даже у таких  ученых, как Кеплер, мысль не была свободна от элементов магического  видения космоса. В большинстве  университетов Европы обучение было подчинено схоластическим нормам, но прогрессивные ученые и философы объединялись вокруг некоторых академий (таких, как академия в Падуе).

Становление современного образа науки было медленным и постепенным  процессом. В течение XVI-XVII вв. утвердилась  идея Николая Кузанского: мир есть единственный объект изучения естественных наук; наблюдение и экспериментирование - это путь для получения новых  данных, обобщенных посредством индукции, применение математики должно сочетаться с наблюдением и экспериментированием. Однако на первых порах научный метод  применялся наряду с занятиями алхимией, астрологией, герметизмом. Если в начале этой эпохи натурфилософия действует в качестве нормы для естественных наук, то затем постепенно уже наука определяет характерные черты натурфилософии. Создается научная картина мира, которая вначале была смешана с натурфилософией, унаследованной от средневековья. Впоследствии эта картина мира еще больше отделилась от философии, пока не обрела форму физического знания, которое в XII в. часто противостояло метафизике. Доминировавшее вначале влияние философии на естественные науки позднее ослабело. Под влиянием механики возникли новые метафизические системы.

Радикально изменилась картина  мира. Была не только восстановлена концепция природы как системы, элементы которой находятся в постоянном изменении и в неразрывной взаимной связи, но и с помощью экспериментальных и теоретических данных было обосновано подобное видение природы, что отличало ее от представлений в Древней Греции и Риме и от статических концепций, господствовавших в средние века в Европе.

В этот период деятельность Галилея была решающей для появления  и укрепления одного из основных факторов - научного метода. Галилей объединил  экспериментальный и индуктивный  методы с математической дедукцией  и таким образом, сделал решающий шаг для установления истинного  метода новой физики и, в сущности, любой новой науки. Это способствовало выделению научного знания в общей системе человеческой культуры.

Математика заметно изменила свою роль по отношению к научному знанию о природе в целом, так  как она сама претерпела существенные изменения. Чрезвычайно важным стало  введение переменных величин, вместе с  ними в понятийный аппарат науки  вводятся "материальные носители" движения, что, в свою очередь, открывало  путь для наиболее полного описания движения в форме законов, сформулированных на строгом языке математики. Это  был первый шаг в научном отражении  присущего всему материальному  миру движения, шаг, который вел к  реализации в научном знании материального  единства мира.

Возникает аналитическая  геометрия, что само по себе было результатом  синтеза наук - геометрии как науки  о формах и новой математики с  ее переменными величинами. Но что  особенно важно - аналитическая геометрия  стала новым интегрирующим фактором естественнонаучных знаний. Аналитическая  геометрия ввела в математику движение, а с ним и диалектику, и сразу же стало необходимым  дифференциальное и интегральное исчисление, которое возникло именно здесь и, как писал Энгельс, было усовершенствовано, но не открыто Ньютоном и Лейбницем.

С появлением в 1687 г. великого произведения Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии" находит  свое завершение длительный процесс  разработки гелиоцентрической небесной механики и механики твердых тел  в целом. Открытый Ньютоном закон  всемирного тяготения представляет собой важный исторический шаг также  и в связи с философской  проблемой взаимодействия между  эмпирическим и теоретическим уровнем  научного познания. Открытый Ньютоном закон был первым крупномасштабным теоретическим обобщением, что решающим образом повлияло на консолидацию механики на теоретическом уровне. Труд Ньютона заложил основы теоретической механики, а также физики и современной науки вообще.

Таким образом, утверждается метафизический взгляд на мир, метафизическая концепция мира, тесно связанные с механистической научной картиной мира и жестким детерминистским мышлением. Метафизический способ мышления станет одной из особенностей, характеризующей единство знания; эта черта достигнет своего наибольшего развития после появления механики Ньютона.

Механика Ньютона и  вообще классическая механика - неоспоримая  основа всего последующего развития классической физики и в большой  степени всей науки в целом - вышла  за узкие рамки естествознания и  повлияла на все мышление человека, в особенности на философскую  мысль и сумму представлений  об обществе. Ее универсальное значение состояло и в таком неоспоримом  и позитивном достижении, как предоставление необходимых элементов (до этого  момента не существовавших) для появления  новой революционной и материалистической концепции мира, которая станет характерной  для прогрессивной философской  и общественной мысли XVIII в., представленной французскими энциклопедистами и материалистами.

Основным конструктивным результатом научных революций  первого типа есть признание того, что за непосредственной видимостью вещей и явлений прячется их сущность, невидимая для нашего глаза и  вообще не воспринимаема чувственно. Определить скрытую сущность вещей  и явлений - главная творческая функция  научных революций первого типа. Остаток от старого способа мышления удержался в новом аналитическом  представлении о мире в виде признания  вещей и явлений в сущности постоянными, неизменными, о чем свидетельствовало непосредственное наблюдение. При аналитическом подходе вещи кажутся постоянными, неизменными, а явления - движущимися, такими, которые постоянно развиваются.

Вторая научная революция

Но уже в XVIII в. в здании механической и метафизической науки  начинают появляться первые трещины, являющиеся следствием развития ее собственной  программы

Французский натуралист Ж.Л. Бюффон (1707-1788) высказывает философские  и научные мысли, за которыми просматривается  идея существования истории формирования Земли и возникновения и "трансформации" живых существ, включая человека. Среди самых горячих приверженцев нарождавшейся концепции мира необходимо указать в первую очередь М.В. Ломоносова и И. Канта. Их идеи внесли существенный вклад в процесс изменения механической картины природы.

В XVIII в. была всеобще признана известная интегральная концепция  мира, в центре которой - доктрина об абсолютной неизменности природы. Ученые и философы считали, что природа  независимо от способа ее возникновения  всегда остается неизменной, пока она  будет существовать. Однако после  появления работы И. Канта "Всеобщая естественная история и теория неба..." (1755) открылась большая брешь в  метафизической концепции мира.

Необходимо сказать, что  еще до появления работы Канта  другие мыслители высказывали ряд  блестящих идей, нанесших первые удары  по метафизической концепции мира. С Канта начинаются научные революции  второго типа. Итогом этой революции становится дисциплинарная организация классической науки.

Кант критиковал Ньютона  за идею о первотолчке, сообщившем движение мирозданию. Тот факт, что Ньютон не пытался объяснить, каким образом возникло движение Вселенной, расценивается Кантом как отказ от научного развития проблемы, и он ставит перед собой задачу найти это решение, найти объяснение существованию мироздания в существующей стадии движения. Это уже само по себе доказывает, что Кант выступал против метафизики, обосновывая революционную для своего времени идею о том, что нечто, данное в какой-то определенный момент, не всегда было таковым.

Информация о работе Научные революции и их роль в научном познании