Научные революции и их роль в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Реферат посвящен теме научных революций. Прослеживается эволюция философский взглядов на науку начиная от средневековых представлений до наших дней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5
ВТОРАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 9
ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 13
ЧЕТВЁРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Научные революции и их роль в научном познании.docx

— 54.28 Кб (Скачать файл)

Научно-техническая революция  требует от науки реального вклада в формирование образа жизни и  труда человека таким образом, чтобы  человек сознательно создавал и  контролировал условия своей  жизни. Человек в основном еще  стихийно удовлетворяет свои потребности  в материальной и культурной области. Поэтому на передний план интересов  общественных наук все больше выступает  проблема формирования человеческих потребностей. Необходимость связи с технологией показывает, что познание законов природы, общества и сознания должно стать средством увеличения практического могущества человека. Расширение свободы личности означает все более полное овладение природной общественной средой.

Научно-техническая революция  рождает новую технологию. Индустриальные роботы и программное управление, гибкая система автоматизации и  механизации характеризуют новое  качество промышленной техники. С помощью  генной инженерии человек получает возможность от подражания природе  перейти к конструированию новых  биологических эволюции.

Таким образом, необходимость  связи с техникой важна не только для естественных, но и для общественных наук. Эта необходимость выражается в требовании применять научные  знания на пользу общества.

Современное развитие науки  на наших глазах порождает новые  интегративные теории и методы. К  ним относятся, например, теория самоорганизации  и методы системного анализа. Философская  теория развития ставит перед теорией  самоорганизации требования, касающиеся разработки механизмов развития. До сих  пор почти не исследуются циклы  развития, в которых происходит диалектическое отрицание отрицания, приводящее к  возникновению нового качества. Важно  сформулировать четкие критерии, позволяющие  устанавливать более высокую  ступень качества некоторой фазы в цикле развития.

Научно-техническая революция  порождает науки нового типа. Тип  науки характеризуется специфическим  отношением познания к объективной  реальности. Это отношение выражается в мировоззренческих представлениях о смысле научного исследования, в  теоретических воззрениях на отношение  человека к действительности, в теоретико-познавательном понимании объективных и субъективных предпосылок анализа и синтеза  элементов знания в процессе познания, в понимании методов науки, таких, как эксперимент, модель, гипотеза и теория. Поэтому тип науки выражает также конкретно-историческую ступень в единстве научного познания.

Хотя постоянно говорят  о классической и современной  науках, в философской литературе еще недостаточно учитывается названное различие между двумя данными типами науки. Классический тип складывался в то время, когда самосознание освобождалось от догм религии и схоластики и появилось разделение наук на естественные и гуманитарные. Познание природы стало самостоятельной частью познавательной деятельности человека. Классическая механика все больше становилась образцом точных наук вообще.

Элементы науки нового типа начали формироваться уже в XIX в. Это относится, прежде всего, к  переходу от господствовавших в мышлении концепций структуры и состояния  к концепции развития. Дарвин ввел понятие развития в биологические  науки. Были разработаны существенные основы науки об обществе. Научно-техническая  революция порождает существенно новые черты в типе науки. Что представляют собой эти черты?

Прежде всего, следует  указать на систематическое объяснение природы, общества и сознания. Более  глубоко изучаются связи природы  и культуры, науки и общества. Формируется совокупность научных  дисциплин, основой интеграции которых  служит специализация знания. К ним  относятся математика, естествознание, технические, гуманитарные и другие науки. Решение глобальных и комплексных  проблем требует сотрудничества различных наук.

Характерным для нового типа науки является господство в мышлении концепции развития. Научное обоснование  такой характер мышления мог получить лишь в наше время. Стало возможным  ликвидировать существенные пробелы  в объяснении происхождения человека. Появились общие физические теории биологической эволюции. Проводятся обширные исследования по проблеме возникновения  жизни. С открытием генетического  кода появилась возможность объяснить  основополагающие механизмы биологической эволюции. Научно анализируется антропосоциогенез, и стало возможным дать более глубокое объяснение происхождению и развитию сознания.

Наука нового типа опирается  на обширную материально-техническую  базу. С помощью искусственного интеллекта можно освободить человека от рутинных процессов и облегчить творческий труд. Становится возможной автоматизация  экспериментов. Физика высоких энергий, исследование космоса, развитие техники  в области биологии и информации ярко свидетельствуют о тенденции  к индустриализации научного исследования.

Единство научного познания выражается также в единстве функций  науки. Знания, полученные в фундаментальных  исследованиях, существенно важны для принятия решений в прикладных сферах, в народном хозяйстве и обществе. Разделение на фундаментальные и прикладные исследования все больше стирается. При этом ориентированное на практику исследование может привести к новым фундаментальным знаниям.

Для второй трети XX в. характерным  является развитие научных знаний в  условиях резкого усиления внимания к тем общим процессам, которые, если отвлечься от их конкретной природы, являются общими для различных форм движения материи в том случае, когда в этих процессах - будь то химические, биологические, физические, технические, социальные и т.п. процессы - выполняется определенная совокупность требований или условий, которые  могут быть точно определены. Как уже отмечалось, примером этого в предыдущий период было развитие статистической теории, однако именно во второй трети нашего века этот процесс накладывает свой характерный отпечаток на все развитие научных знаний и дает дальнейший мощный толчок их интеграции.

Так, в 40-х годах нашего века возникает и развивается  общая теория систем, а в 50-х - кибернетика. Особенностью этих и других дисциплин  было использование определенных исходных идей математического характера  в целях последующего построения соответствующих теорий для определенного круга процессов. И хотя математические идеи, как уже указывалось, всегда играли важную роль, сейчас, в рассматриваемый период, зачастую сами математические идеи дают начало процессу.

Во второй трети нашего века возникают идеи симметрии, энтропии, информации, организации и т.д., которые  не только становятся опорой применения методов теории групп, теории необратимых  процессов, кибернетики и теории систем, но и поднимаются на уровень  общенаучных понятий, имеющих важное значение для всей совокупности естественных наук.

В процессе качественного  преобразования современных производительных сил, начавшемся в 50-х годах и получившем наименование научно-технической революции, происходит значительное усиление взаимодействия между различными науками. В частности, весьма заметным становится влияние  технических наук, которые достигают  невиданной до того связи с естественными  и общественными науками. Процессами, обусловившими эту более тесную связь, были дальнейшее укрепление связи  между наукой и производством  и потребность в решении проблем, которые все более обстоятельно ставило социальное развитие второй трети нашего века.

По существу, системные  идеи и кибернетические идеи зарождаются  в сферах техники управления и  уже оттуда вторгаются в другие сферы  знания.

Новый этап процесса установления нового исторического типа единства научного знания, характеризующийся  общенаучным подходом, является отражением растущей диалектизации науки, которая все яснее проявляется по мере того, как наука этого периода включает в поле своего рассмотрения процессы, отличающиеся размахом и глубиной.

В этой связи важно отметить, что в данный период наряду с философскими категориями и понятиями частных  наук возникает ряд так называемых общенаучных понятий или категорий, некоторые из которых были нами отмечены в связи с естественными науками. Однако то же самое происходит и в общественных науках, где укореняются такие понятия, как общественная деятельность, культура-образ жизни, личность и т.д., возникающие в результате разработки актуальных проблем конкретных общественных наук общей социологической теории.

В этой связи повышается роль категорий философии как  форм понятийного выражения знания. Фактически же установилось, что наряду с категориями философии используется, помимо понятий частных наук, ряд  общенаучных понятий, или категорий. Нередко говорят, что они составляют промежуточное звено между теми и другими. На наш взгляд, такой  подход недостаточно конкретен. Необходимо показать, в какой степени эти  общенаучные понятия, или категории, взаимодействуют и сочетаются с  системой философских категорий. Нам  думается, что это важно для  будущих этапов процесса формирования единства научного знания, для которых  будет характерно все большее  усиление диалектизации. В частности, в связи с этим ощущается необходимость в дальнейшей разработке ряда вопросов диалектической логики, которые помогут подойти к проблемам, упомянутым нами, и найти их решение.

Во второй трети нашего века возникает также молекулярная биология, в которой объединяется ряд научных дисциплин и методов  для изучения живой материи на молекулярном и субмолекулярном уровнях. И это становится первым проявлением характерной особенности, которая будет все более усиливаться в годы, последовавшие за второй третью XX в.

Еще нет достаточной "временной  отнесенности", чтобы уже сегодня  охарактеризовать события, происходящие в науке конца ХХ века, но, видимо, можно говорить о том, что и  в настоящее время совершается  переход, начатый молекулярной биологией, к тому, что некоторые называют "научным комплексом", т.е. к  тесному соединению концептуальных подходов и экспериментальных методов  определенной группы наук для совместного  решения определенных проблем.

Рассматриваемый процесс  сопровождается и обусловливается  тем фактом, что развитие научных  знаний в последние годы все больше идет по пути изучения так называемых глобальных проблем или процессов, т.е. комплексов процессов таких  масштабов и степеней воздействия, что они практически затрагивают  все человечество. Так, в числе  проблем, порождаемых современной  научно-технической революцией и  революцией в технологическом способе  производства и связанных с глобальным подходом, можно назвать проблему войны и мира, проблему защиты окружающей среды, научного управления обществом, гармонического развития личности и  т.д., и т.п.

Отсутствие достаточной  временной перспективы не дает нам  возможности прийти к окончательным  выводам относительно того, к чему конкретно приведет процесс развития научных знаний в XX1 в., однако то, что  уже было отмечено нами, видимо, может  служить подтверждением мысли, что  процесс дальнейшего усиления интеграционной тенденции в формировании; - единства научного знания будет развиваться  и дальше.

Таким образом, на протяжении последних ста лет возникновение  новых научных дисциплин стало  одновременно могучим фактором объединения, интеграции научных знаний. Исторически  последний тип единства научного знания, отмеченный преобладанием в  нем интеграционной тенденции, проходит в своем развитии различные периоды, которые могут быть охарактеризованы - разумеется, совершенно условно - как  этапы, на которых указанное единство проявляется последовательно как  междисциплинарное, много дисциплинарное и затем общенаучное.

 

Заключение

 

Научная революция - это научное  движение, главной чертой, которая  отличает его от предыдущего уровня научного познания, есть то, что весь комплекс заново возникающих и уже  существующих наук показал ярко выраженную тенденцию развиваться не только в сфере научного теоретизирования, а и в сфере практического освоения результатов. Последовательное рассмотрение всех четырех типов научных революций показало нарастающий процесс преобразования науки в непосредственную производительную силу.

Чтобы убедиться в том, что на самом деле происходит научная  революция в той или иной отрасли  человеческого знания, необходимо установить, происходит ли тут коренная ломка  метода ученых, что доминировал, но на данный момент уже устарел, и главное, наблюдается ли крах веры в понимании  того объяснения явлений, которые изучаются.

Другими словами, если в той  либо в другой отрасли науки происходит коренная ломка системы основных научных понятий, теорий, принципов  и законов, происходит полное перестроение метода мышления ученых, самого способа  понимания и объяснения мира, который  познается, то в данном случае мы имеем  дело с научной революцией. Такой  обобщенный критерий научной революции. [9].

Список использованной литературы

 

1. Венцковский Л.Э., Смирнов Г.Е., Фундаментальные и прикладные исследования в развитии наук, М., 2007.

2.  Кадров Б.М., Научные революции, М, 2007, 68с.

3. Корниенко А.А., Интегративные тенденции в западной философии науки: к поиску оснований общей теории науки//Вестник Томского государственного университета, 2008. - т. - № № 3 (4). - с.34-39(70322287)

4. Наука и закономерности ее развития, Томск, 1992, 205с.

5. Кохановский В.П. Основы Философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 603 с. - С.397.

6. Овчинников Н.Ф., Методологические принципы в истории научной мысли, М., 2003, 296с.

7. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – МТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.

8. В. С. Степин, История и философия науки, М., 2011, 423с.

 

1 Кедров Б.М. О "Диалектике природы" Энгельса. М., 1973, с.65.


Информация о работе Научные революции и их роль в научном познании