Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:34, реферат
Цель состоит в том, чтобы, рассмотрев проблему «наука и религия», выявить точки зрения на соотношение анализируемых исторических типов мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
1. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии …….
2. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе
3. Основные взгляды на соотношение науки и религии …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
8 |
|
12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… |
20 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Наука и религия – исторические типы мировоззрения. Под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
В начале XXI в. человеческая цивилизация испытывает глобальный кризис основополагающих ценностей. В этой ситуации встает вопрос о необходимости переоценки сложившихся стереотипов, исходных принципов, норм рациональности. Естественно, это актуализирует старую проблему соотношения науки и религии, ибо направление развития современной цивилизации определяется, с одной стороны, достижениями науки и их технологическим воплощением, а с другой – решением вопроса о статусе религии в мире.
Рассматриваемая проблемы была
поставлена в эпоху Средневековья
и остается одной из самых сложных
до настоящего времени. По мнению И.В.Стекловой,
«в современной научной парадигме
происходит переход от анализа
объектов к исследованию отношений.
Иллюстрацией в данном случае могут
выступать взаимоотношения
Об актуальности этой проблемы свидетельствуют круглые столы, дискуссии, конференции, проводимые в университетах, академиях. Более того, на страницах многих научных изданий, таких как «Вопросы философии», «Наука и религия», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания» и других, публикуются отчеты по итогам таких конференций, статьи, посвященные рассматриваемой проблеме.
Вопрос о соотношении науки и религии решается неоднозначно. Прежде всего, он не может быть сведен к какому-то одному плану рассмотрения. Обсуждение этой темы происходит в обширном и размытом контексте. Ведь при ее обсуждении собирательный термин «религия» используется для обозначения широкого спектра явлений – и религиозных убеждений и верований, и религиозных текстов, и религиозных конфессий, и религиозных переживаний, присущих тем или иным ученым. Аналогичным образом понятие «наука» тоже может быть раскрыто с разных сторон. Так что за постановкой вопроса о взаимосвязях науки и религии скрывается целый комплекс различных проблем. Поэтому разработка темы «наука и религия» не может иметь какого-то одноплоскостного ракурса.
Цель состоит в том,
чтобы, рассмотрев проблему «наука и
религия», выявить точки зрения на
соотношение анализируемых
1 Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии
Понятия «наука», «религия» трактуются неоднозначно. Под «наукой» в традиционной лексике подразумевают: знание, деятельность, социальный институт, академическую систему, научно-техническую революцию. [6]
Религия определяется как:
За основу мы принимаем следующие дефиниции: «Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития науки превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «науки» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира». [1, С.403]
Религия – мировоззрение
и мироощущение, а также соответствующее
поведение и специфические
Ни одна из форм человеческого духа (мифология, философия, искусство, мораль, наука) кроме религии, не сакрализует фундаментальные духовные ценности.
Специфика науки и религии предполагает рассмотрение их сходных и различных черт.
2 Отношения между наукой и религией в исторической перспективе
Всякое явление необходимо рассматривать исторически, этим обусловлен исторический подход к проблеме соотношения науки и религии.
В развитии общества и цивилизации наука и религия – каждая по-своему, выражая идеи и позиции своим языком – играют очень важную роль. Они обосновывают духовные ценности, совместно разделяемые людьми духовные позиции и убеждения, объединяющие массы людей в единый народ, дающие народу духовный смысл и стимул жизни и бытия. В человеческой истории в рамках культуры наука и религия развиваются вместе, совместно, хотя в исторической хронике религия явилась первой носительницей духовных ценностей, идей и мироощущений людей, поскольку наука еще не заняла в культуре весомых позиций.
«Взаимоотношения науки и религии как духовных скреп общества и цивилизации, – пишет В.С. Семенов, – всегда носили и носят характер противоречия, соревнования и конфронтации». [12, С.73] Причем историческая тенденция и закономерность таковы, что чем более в ходе цивилизационного развития укрепляла и расширяла поле своего влияния наука, тем более она теснила религию, отодвигала ее на второй план, уменьшая сферу ее мировоззренческого влияния на людей.
Первоначальные протонаучные знания возникали в контексте практических нужд земледельческих и скотоводческих народов. Их трудовые циклы требовали астрономических знаний, что в свою очередь вызывало потребность в развитии математики. Как известно, развивали науку в этот период жрецы, ибо они образовали социальную группу, обладающую определенными и действительно важными функциями – они распоряжались распределением воды и семян, определяли время посева и уборки урожая, ведали запасами зерна, продуктов животноводства и т.п. Они же владели средствами письменности и исчисления. Центрами сосредоточения знания древнего мира – таких, как математика, астрономия и медицина – были храмовые комплексы Месопотамии, Египта и Индии. Это первоначальное развитие науки в лоне религии, ее связь с храмовым зодчеством придавали ей сакральный характер, что вело к распространению представлений об особой миссии членов общества, владевших знаниями, и об их особой обстановке, требовавшейся для осуществления их деятельности, приравнивавшейся к священнодействию.
Античность
Наука античности, возникшая
первоначально в ионийских
Согласно требованиям
рациональности, разработанными греческими
мыслителями, научное знание должно
быть построено на ясных, очевидных,
не требующих доказательств
В отличие от предыдущего
периода, Средневековье было отмечено
«не гармоническим
Дальнейшее противостояние научного мировоззрения религиозному имеет большую историю.
Наука в человеческом обществе набирала силу с XIV века, особенно благодаря эпохам Возрождения, Реформации и Просвещения. Реформация разорвала церковное единство Европы, и к XVII веку антиклерикальные выступления достигают своего пика, подготавливая появление собственно атеистических концепций, прежде всего французских материалистов XVIII века.
В XV веке жители Европы потеряли веру в Бога, в откровение – либо потому что они ее полностью утратили, либо потому, что в них погибла живая вера. Живая вера постепенно истощается, бледнеет, слабеет, и, наконец, по разным причинам к середине XV века эта живая вера явственно превращается в веру усталую, бессильную, а то и вовсе бывает вырвана из человеческой души. Спасением для западного человека становятся новая вера, новое верование: вера и разум, в новую науку. С этого момента европейский человек начинает возрождаться, он начинает верить в Разум, который в форме физико-математического разума становится посредником между Миром и человеком. Начинается эпоха господства науки, которая старается стать своего рода религией. С этого момента начинается сужение понятия разум до научного, а именно физико-математического разума. Такой взгляд привел к узкому и ограниченному толкованию разума, усилению противостояния науки и религии.