Наука и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Цель состоит в том, чтобы, рассмотрев проблему «наука и религия», выявить точки зрения на соотношение анализируемых исторических типов мировоззрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
1. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии …….
2. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе
3. Основные взгляды на соотношение науки и религии …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

3

  1. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии …….

5

  1. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе

8

  1. Основные взгляды на соотношение науки и религии …………….

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука и религия – исторические типы мировоззрения. Под мировоззрением понимается система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими  взглядами основные  жизненные  позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

В начале XXI в. человеческая цивилизация испытывает глобальный кризис основополагающих ценностей. В этой ситуации встает вопрос о необходимости переоценки сложившихся стереотипов, исходных принципов, норм рациональности. Естественно, это актуализирует старую проблему соотношения науки и религии, ибо направление развития современной цивилизации определяется, с одной стороны, достижениями науки и их технологическим воплощением, а с другой – решением вопроса о статусе религии в мире.

Рассматриваемая проблемы была поставлена в эпоху Средневековья  и остается одной из самых сложных  до настоящего времени. По мнению И.В.Стекловой, «в современной научной парадигме  происходит  переход от анализа  объектов к исследованию отношений. Иллюстрацией в данном случае могут  выступать взаимоотношения науки  с религией». [14, С.94]

Об актуальности этой проблемы свидетельствуют круглые столы, дискуссии, конференции, проводимые в  университетах, академиях. Более того, на страницах многих научных изданий, таких как «Вопросы философии», «Наука и религия», «Общественные науки  и современность», «Социально-гуманитарные знания» и других, публикуются  отчеты по итогам таких конференций, статьи, посвященные  рассматриваемой  проблеме.

 

 

Вопрос о  соотношении  науки и религии решается неоднозначно. Прежде всего, он не может быть сведен к какому-то одному плану рассмотрения. Обсуждение этой темы происходит в  обширном и размытом контексте. Ведь при ее обсуждении собирательный  термин «религия» используется для  обозначения широкого спектра явлений  – и религиозных убеждений  и верований, и религиозных текстов, и религиозных конфессий, и религиозных переживаний, присущих тем или иным ученым. Аналогичным образом понятие «наука» тоже может быть раскрыто с разных сторон. Так что за  постановкой вопроса о взаимосвязях науки и религии скрывается целый комплекс различных проблем. Поэтому разработка темы «наука и религия» не может иметь какого-то одноплоскостного ракурса.

Цель состоит в том, чтобы, рассмотрев проблему «наука и  религия», выявить точки зрения на соотношение анализируемых исторических типов мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии

Понятия «наука», «религия»  трактуются неоднозначно. Под «наукой» в традиционной лексике подразумевают: знание, деятельность, социальный институт, академическую систему, научно-техническую революцию. [6]

Религия определяется как:

  • вера в Бога или богов;
  • вера в чудодейственные свойства амулетов или в магические действия;
  • вера в сверхъестественное бытие каких- либо существ, вещей или отношений к ним.

За основу мы принимаем  следующие дефиниции: «Наука – это  сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности. В ходе исторического развития науки превращается в производительную силу общества и  важнейший социальный институт. Понятие  «науки» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так  и результат этой деятельности –  сумму полученных к данному моменту  научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира». [1, С.403]

Религия – мировоззрение  и мироощущение, а также соответствующее  поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», то есть той или  иной разновидности сверхъестественного. [1, С.576]

Ни одна из форм человеческого  духа (мифология, философия, искусство, мораль, наука) кроме религии, не сакрализует фундаментальные духовные ценности.

 

 

 

Специфика науки и религии  предполагает рассмотрение их сходных  и различных черт.

  1. Цель науки – стремление к истине ради себя самой; цель религии – стремление к истине ради людей; исследование мировых значений и ценностей.
  2. Задача науки состоит в  изучении фактов и причинных связей между ними. Реформация человека и оказание ему помощи в понимании того, что есть основные жизненные ценности, в обретении им смысла жизни, – задача религии.
  3. Наука – «царство имперсональных объектов (познается объективным анализом»; религия – «царство персональной самости (познается через субъективное включение)».
  4. Ученый в своих гипотезах, теориях основывается в первую очередь на опытных данных. Религия апеллирует к авторитету, основной критерий истинности религиозных идей – Священное Писание.
  5. Истинность науки проверяется экспериментом и логикой, тогда как истинность религии, скорее, чувствуется, нежели доказывается рационально-логически. Более того, к религиозным положениям неприменимы или плохо применимы критерии истинности и ложности.
  6. Наука «ушла» от принятия за истину показания органов чувств и сделала ядром своего видения предмета целенаправленный эксперимент. Религия – суть единство чувства и мысли.
  7. Наука и религия имеют своим предметом бесконечное. Но у науки это бесконечная природа, а у религии – священные тексты с неограниченным смысловым континуумом.
  8. Наука генетически идет от описания к объяснению, тогда как религия, будучи верою, расширяет свой мир не за счет эмпирических данных, а с помощью проникновения в мир текста и контекста.
  9. Религия представляет собой знание высшей абсолютной истины. Научному знанию атрибутивно присуща относительность.
  10. Религиозный опыт принципиально не передаваем, не транслируем, он сугубо субъективен. Научный опыт интерсубъективен и может быть повторен, проверяем другими исследователями.
  11. Различны типы рациональности, порождаемые научной и религиозной практикой. Бог не поддается рациональному определению, ибо он бессмертен, вечен, всемогущ и не имеет признаков, черт, свойств, сходных с природными. Научная рациональность исторична, она имеет дело с конечным, конкретным, ограниченным в пространстве и времени объектом.
  12. Интенции науки и религии различны. Наука направлена на познание природы и человека, усовершенствование внешнего мира и человека через воплощение результатов науки в технологию и социальные отношения. Суть религии – в вере, откровении и вытекающих отсюда последствиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Отношения между наукой и религией в исторической перспективе

Всякое явление необходимо рассматривать исторически, этим обусловлен исторический подход к проблеме соотношения  науки и религии.

В развитии общества и цивилизации  наука и религия – каждая по-своему, выражая идеи и позиции своим языком – играют очень важную роль. Они обосновывают духовные ценности, совместно разделяемые людьми духовные позиции и убеждения, объединяющие массы людей в единый народ, дающие народу духовный смысл и стимул жизни и бытия. В человеческой истории в рамках культуры наука и религия развиваются вместе, совместно, хотя в исторической хронике религия явилась первой носительницей духовных ценностей, идей и мироощущений людей, поскольку наука еще не заняла в культуре весомых позиций.

«Взаимоотношения науки  и религии как духовных скреп  общества и цивилизации, – пишет  В.С. Семенов, – всегда носили и носят  характер противоречия, соревнования и конфронтации». [12, С.73] Причем историческая тенденция и закономерность таковы, что чем более в ходе цивилизационного  развития укрепляла и расширяла поле своего влияния наука, тем более она теснила религию, отодвигала ее на второй план, уменьшая сферу ее мировоззренческого влияния на людей.

Первоначальные протонаучные знания возникали в контексте практических нужд земледельческих и скотоводческих народов. Их трудовые циклы требовали астрономических знаний, что в свою очередь вызывало потребность в развитии математики. Как известно, развивали науку в этот период жрецы, ибо они образовали социальную группу, обладающую определенными и действительно важными функциями – они распоряжались распределением воды и семян, определяли время посева и уборки урожая, ведали запасами зерна, продуктов животноводства и т.п. Они же владели средствами письменности и исчисления. Центрами сосредоточения знания древнего мира – таких, как математика, астрономия и медицина – были храмовые комплексы Месопотамии, Египта и Индии. Это первоначальное развитие науки в лоне религии, ее связь с храмовым зодчеством придавали ей сакральный характер, что вело к распространению представлений об особой миссии членов общества, владевших знаниями, и об их особой обстановке, требовавшейся для осуществления их деятельности, приравнивавшейся к священнодействию.

Античность

Наука античности, возникшая  первоначально в ионийских городах  Малой Азии, имевших наиболее тесное общение с древними цивилизациями, приняла от них и тот ореол, которым был окружен умственный труд. Философы, софисты – носители и творцы античной науки – занимали исключительное положение в жизни  тогдашнего общества.

Согласно требованиям  рациональности, разработанными греческими мыслителями, научное знание должно быть построено на ясных, очевидных, не требующих доказательств исходных положениях. Любое положение всегда может быть обосновано через цепочку  строгих, логически безупречных  выводов, которые, в конечном счете, выявят его связь с принимаемыми основаниями. Греческие философы свято  верили, что их философские системы  имеют эмпирическую основу, базируются на опыте. Именно христианская доктрина творения мира сыграла значительную роль в создании предпосылок для  формирования эмпирической компоненты в науке, а тем самым и для  образования базисной структуры  современной науки в целом.

В отличие от предыдущего  периода, Средневековье  было отмечено «не гармоническим сосуществованием, а конфликтом»1 науки и религии. В этот период теология считалась «королевой наук» и пользовалась колоссальным авторитетом. Научные исследования стали прерогативой прежде всего просвещенного духовенства – средоточием науки были средневековые монастыри. Религиозное мировоззрение было доминирующим. Любая форма познания и деятельности человека была подчинена религии. А от рационального научного познания требовалось, чтобы оно соответствовал канонам теологического мышления. Свобода научного исследования приносится в жертву религиозным догмам; рациональное знание привлекается только для разъяснения и обоснования с помощью доводов, доступных естественному разуму человека, сверхъестественных истин Откровения. Однако, необходимо заметить, что в те времена не было четкого, строгого разграничения между теологией и наукой, они были тесно связаны и взаимозависимы. И если между этими неразрывно связанными частями единого целого возникали напряженности, то это были конфликты новых и старых идей, представлений о мире, а не теологии и науки.

Дальнейшее противостояние научного мировоззрения религиозному имеет большую историю.

Наука в человеческом обществе набирала силу с XIV века, особенно благодаря эпохам Возрождения, Реформации и Просвещения. Реформация разорвала церковное единство Европы, и к XVII веку антиклерикальные выступления достигают своего пика, подготавливая появление собственно атеистических концепций, прежде всего французских материалистов XVIII века.

В XV веке жители Европы потеряли веру в Бога, в откровение – либо потому что они ее полностью утратили, либо потому, что в них погибла живая вера. Живая вера постепенно истощается, бледнеет, слабеет, и, наконец, по разным причинам к середине XV века эта живая вера явственно превращается в веру усталую, бессильную, а то и вовсе бывает вырвана из человеческой души. Спасением для западного человека становятся новая вера, новое верование: вера и разум, в новую науку. С этого момента европейский человек начинает возрождаться, он начинает верить в Разум, который в форме физико-математического разума становится посредником между Миром и человеком. Начинается эпоха господства науки, которая старается стать своего рода религией. С этого момента начинается сужение понятия разум до научного, а именно физико-математического разума. Такой взгляд привел к узкому и ограниченному толкованию разума, усилению противостояния науки и религии.

Информация о работе Наука и религия