Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:34, реферат
Цель состоит в том, чтобы, рассмотрев проблему «наука и религия», выявить точки зрения на соотношение анализируемых исторических типов мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
1. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии …….
2. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе
3. Основные взгляды на соотношение науки и религии …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Так, в XVII веке Т.Гоббс разработал концепцию механистического материализма, а Р.Декарт, серьезно «потеснив» Бога, предложил концепцию дуализма материи и разума.
Мыслители Просвещения XVIII века, заменив Бога механикой, соглашались оставить за религией в лучшем случае функцию поддержки морали.
В XIX веке пиетет перед наукой достиг апогея. Физика казалось полностью построенной и обладающей безграничными возможностями для познания мира. Дарвинизм дал научное объяснение эволюции организмов и происхождению человека. И, хотя сами по себе научные достижения не отрицали достоверности Бога, именно такая точка зрения стала укрепляться в умах образованных людей.
Однако «превосходство» науки не следует считать абсолютным, так как силами науки невозможно решить многие важнейшие проблемы:
«Научный атеизм» от лица диалектики изображал религию как порождение отчуждения, страха, невежества, бессилия, пустой фантазии человека. Противопоставлял религии культуре, разуму, науке, истине.
3 Основные взгляды на соотношение науки и религии
Если мы окинем мысленным взором всю многовековую историю отношений науки и религии в рамках европейской цивилизации, то увидим, что, во-первых, эти отношения никогда не были бесконфликтными, напротив, они доходили до крайней степени остроты и непримиримости. Но, во-вторых, мы увидим, что они никогда не доходили и до полного подавления одной из этих форм сознания другою. [2, C.8]
Можно выделить три основных
взгляда на проблему соотношения
науки и религии. Сторонники первой
точки зрения упорно и настойчиво
противопоставляют науку и
Тенденция противопоставления науки и религии досталась современному человеку в наследство от рационализма и просвещения прошлых веков и, особенно, безудержной веры в прогресс XIX в. именно в этот период усердно пропагандировалась идея, что религия – враг науки и тормоз общественного развития.
Позитивизм 30-х годов XIX в. третировал религию как промежуточную, исторически преходящую форму индивидуального и общественного сознания, которая должна уступить место науке и быть вытеснена сначала на периферию духовной жизни, а впоследствии и вовсе исчезнуть из нее. Сторонники позитивизма были убеждены, что можно найти простые и четкие принципы удостоверения истины, позволяющие ясно и однозначно отграничить науку от не-науки и иррационализма, включая сюда прежде всего религию.
Нечто общее с позитивистским
истолкованием науки
Физик-теоретик, В.Л.Гинзбург, убежденный материалист, по собственному признанию, что определяет его позицию в вопросе «наука – религия», уверен в прогрессе науки, ее безграничных возможностях: «Вот, что выше моего понимания, так это религиозная вера, чудеса, исповедание какой-то религии. Разве неясно, что религиозные представления возникли во времена, когда человек чувствовал себя беспомощным перед лицом природных явлений и болезней. Наука находилась в зародыше, а потому и чудеса казались возможными (ведь чудо – это, по определению, то, что не подтверждается научным данным, научным анализом). Сегодня же верить в воскрешение из мертвых, загробную жизнь, рай, ад и т.д. – продолжает ученый, – значит отрицать современную науку». [3, C.26] Кроме того, Гинзбург ставит религию в один ряд с астрологией, определяемой им как лженаука.
А.Кураев считает, что вера
противоположна знанию не потому, что
она неаргументирована или неуверенна
в своем предмете. Это не некая ущербность
знания. Это просто совершенно иная форма
установления отношений с Истиной: «В
духовно-нравственной сфере (т.е. религии)
человек действует как личность <…>.
В противоположность научному познания
– где я должен быть лишь отпечатком реальности,
и этот отпечаток должен быть тождественен
аналогичному воздействию того же «объекта»
на любого другого человека, в противоположность
научному познания, где я – лишь пластически-податливый
материал и потому «импрессионистически-
Согласно второй точке зрения религию и науку следует расположить по разные течения, через которые нельзя перекинуть никаких мостов. Эту позицию можно обозначить как «перемирие» (кавычки здесь не случайны), основанное на соглашении о том, что они принадлежат совершенно разным измерениям человеческого опыта и мысли и должны придерживаться каждая своей «беговой дорожки», [4] по определению С.В.Девятовой.
Такой вариант «перемирия» не может считаться удачным, ибо он оставляет нерешенными слишком много вопросов, а кроме того, союз религии и науки на таких условиях просто вообще неосуществим.
При таком подходе, утверждающем, что наука занимается природой, а религия – только Богом и человеком, и ограничивающем деятельность Бога сферой личности, становится непонятным, в чью область компетенции будет входить анализ взаимоотношений человека и окружающего его мира, Бога и природной реальности.
Позиция, в рамках которой утверждается, что религия и наука имеют принципиально разные объекты изучения, сферы деятельности, языки, дают неконкурирующие описания мира, даже в принципе не конфликтуют и не взаимодействуют друг с другом, по мнению Д.Мореланда, не может служить подходящей универсальной моделью построения отношений между религией и наукой. Этот подход «может и должен быть встроен в тотальную картину взаимодействия науки и религии, но это – хвост, который не должен махать собакой». [4] Он обедняет и науку, и религию.
По мнению некоторых современных
исследователей, взаимоотношения науки
и религии с момента
Однако в ситуации «наука – религия» ни наука, ни религия не должны приспосабливаться друг к другу. Вариант «или – или» в отношениях между ними вполне может быть заменен на интергативный подход «и – и», при котором допускается одновременная истинность утверждений каждой из спорящих сторон.
Мы, таким образом, подходим к третьей точке зрения.
Метафорически обозначая науку и религию – это «не масло и вода», – С.В.Девятова утверждает, что наука и религия должны «смешиваться», то есть взаимодействовать. И ученые и теологи в последнее время сходятся во мнении, что необходимо уважать специфику, методологические особенности каждой стороны, при этом необходимы не только уважение суверенитета религии и науки, но и их интеграция.
Это направление можно назвать «компромиссным», предполагающим синтез мировоззренческих установок. В рамках этого подхода признается мирное сосуществование науки и религии – чаще с сохранением дистанции, но иногда и с готовностью к сотрудничеству, к отношениям открытости и диалога. Сама постановка вопроса о диалоге означает, что каждая из сторон не стремится к монополизму в области духовной культуры и не притязает на обладание полнотой истины.
М. Планк, специалист в области проблематики взаимодействия науки и христианской религии, руководитель исследовательского общества в Шлитц–Хессене писал: «Религия и естествознание не исключают друг друга <…>, а дополняют и обусловливают друг друга». [11, C.35]
По мнению Л. Василенко продуктивный уровень рассмотрения проблематики «науки и религии» был задан такими философами, как Вл. Соловьев, С. Франк, С.Трубецкой, Н.Лосский. Они разделяли традиционный философский скептицизм по отношению к рационализму, но это не превращало их в православных доктринеров, готовых пренебречь истиной ради религиозной идеологизации науки. Как раз одухотворенные поиски истины привели к важному выводу, который в той или иной форме присутствует в их работах: о необходимости дополнения рационального познания сверхрациональным.
В своей незавершенной работе «Вера, разум и опыт» В. Соловьев утверждает, что «вера и разум, хотя находятся в постоянном и неизбежном взаимоотношении, представляются, однако <…> величинами несоизмеримыми и поэтому не могущими заменить друг друга, стать одно на место другого. Заменить веру разумом или наукой так же невозможно, как заменить математику историей или музыку скульптурой. Поэтому не может быть и борьбы между разумом и верой как такими». [13, C.113]
С. Франк опровергает господствующее представление о науке и религии как двух резко между собой расходящихся способа объяснения одной и той же реальности: «Мы утверждаем, <…> что религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете». [15] По Франку, наука и религия – два рода знаний, которые не противоречат друг другу, а вполне согласимы между собой и оба одинаково нужны.
Постулируя равноправие научного и религиозного мировоззрений, необходимость дополнения первого вторым, К. Делокаров предпринимает экскурс в проблему «наука – религия». К числу исследователей, которые пришли к выводу о необходимости сочетания указанных форм сознания, автор называет, во-первых, П. Тейяра де Шардена. вкратце логику рассуждений П. Тейяра де Шардена.
По его мнению, конфликт между религией и наукой должен решаться не путем подавления одной из участниц конфликта, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза. Тейяр де Шарден считает, что двухвековая история страстной борьбы между наукой и религией доказывает не правоту одной из них, а то, что «они не могут развиваться нормально одна без другой...». Наука и религия имеют один и тот же корень и «одушевлены одной и той же жизнью». Необходимость религии проистекает, согласно этой логике, из того, что «ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрашиваясь мистикой и не заражаясь верой». Поэтому, когда мы «рассматриваем, как в развивающемся универсуме, который мы только что начали постигать, временные и пространственные ряды расходятся и развертываются вокруг и позади нас, подобно конусу, то, может быть, это чистая наука. Но когда мы поворачиваемся к вершине и целостности их будущности, то это уже поневоле религия». Вывод, к которому приходит Тейяр де Шарден, логичен: «Религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить». [5, C.75]
Американский физик Ч.Таунс считает, что различие между наукой и религией в значительной степени поверхностны и становятся почти неразличимыми, если рассматривать истинный характер той и другой. Согласно Таунсу, наука и религия едины в том, что исходят из нескольких предположений, которые принимаются как аксиомы не на основе знания, а на основе веры. Исходя из этого, понятен вывод, к которому приходит ученый, что, если наука и религия в столь значительной степени схожи и не ограничены произвольно своими областями, они рано или поздно должны слиться.
Близка к позиции Таунса точка зрения Е. Фёра, считающего ошибочным жесткое противопоставление науки и религии. Анализируя астрономическую, биологическую, физическую картины мира, он приходит к выводу, что не только в религии, но и в науке существуют свои чудеса.
Идея о необходимости
синтеза науки и религии