Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:34, реферат
Цель состоит в том, чтобы, рассмотрев проблему «наука и религия», выявить точки зрения на соотношение анализируемых исторических типов мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
1. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии …….
2. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе
3. Основные взгляды на соотношение науки и религии …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Л.Н.Митрохин не признает антитезу «наука – религия» и указывает причину этого: «антитеза во многом искусственна, хотя бы потому, что элементы научного теоретического знания исторически формировались в недрах религиозного мировоззрения, лишь постепенно отслаиваясь и вступая в противоречие с картиной мира, навязываемой церковью». [10, C.20]
«Время и ресурсы
Настало время признать существование более полной формы познания – Истинного знания, в основе которого лежит предположение о всеобщем Единстве и самосогласованности всего Сущего». [7, C.144]
Резюмируя третий подход к проблеме «наука – религия» можно утверждать убежденность ученых в том, что нельзя получить адекватную картину мира только средствами рациональной науки. Современные исследователи пришли к пониманию того, что наука и религия изучают разные аспекты мира, но обе они стремятся к тому, чтобы понять наш мир, постигнуть суть человеческого переживания, человеческой личности, поэтому очевидно, что они вполне способны и должны взаимодействовать между собой.
Таким образом, диалог религии и веры должен стать серьезным деловым разговором внутренне свободных и духовно зрелых, уважающих друг друга сторон, способных определить проблемы, требующие общих усилий, и найти средства их решения. Ни наука, ни религия не должны терять собственного лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении вопроса
«наука и религия» мы не претендовали
на исчерпывающее изложение
В отношениях между наукой
и религией должны реализоваться
установки теории конвергенции. В
настоящее время недостаточно просто
избегать конфликтов между ними, нужно
найти путь к согласию и конструктивному
взаимодействию, дающему возможность
создания единой, согласованной адекватной
картины мира. При этом важно не
впасть в две крайности: в чрезмерное
превознесение, или, наоборот, принижение
той или другой стороны. Следует
быть очень осторожными – нужно
преодолеть соблазн в век научно-
Следует согласиться с тем, что наука более объективна, чем религия; что факты, которыми оперирует религия, существенно отличаются от научных и возможность их экспериментальной проверки гораздо более ограничена. Чтобы религия была жизненной, способной к развитию и совершенствованию, к формированию адекватного мировоззрения, нужно признать необходимость ее постоянного контакта с наукой. То же можно сказать и о науке.
К. Делокаров находит мудрое решение рассматриваемой проблемы: «когда человечеству угрожает исчезновение ввиду обострения экологических и глобальных проблем, ошибочно и дальше противопоставлять науку и религию, ибо путь, основанный на жестком противостоянии различных форм сознания и духовно-практической жизни, привел к фундаментальному кризису. Опыт борьбы религии и науки за господство только религии или только науки должен привести к заключению: попытки монопольного решения всех проблем со стороны как науки, так и религии не могут быть эффективными. Наука не может решать вопрос о природе Сущего, первоначалах, Абсолюте. Это вопросы философии и религии. Так же не могут быть результативными и попытки религии решать вопросы конкретно-научного характера. Отсюда неизбежность их сосуществования и сотрудничества тех, кто их представляет. Сегодня и над наукой, и над религией «сгущаются» экологоглобальные тучи, заставляющие решать общие задачи выживания». [5, C.84]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Формулировка М. Хеллера.