Наука как общественное явление. Философские проблемы науки и техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Содержание работы

1. Предмет философии и ее функции с 3-8
2. Возникновение философии, этапы ее развития с 8-10
3. Основные философские проблемы с 10-13
4. Философские проблемы техники с 13-15
5. Проблема классификации наук с 15-16
6. Основные проблемы философии техники с 17-19
7. Список используемой литературы с 20

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 42.97 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»

Кафедра гуманитарных наук и иностранных языков

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Философия» на тему: «Наука как общественное явление. Философские  проблемы науки и техники».

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Факультета ТЖ и А

Специальность: зоотехния 

№ зачетной книжки: 11191

Иванова И.Н.

Проверил: Мамедов А.К.

 

 

 

Великие Луки 2013

Содержание:

1. Предмет философии и ее функции                                                         с 3-8

2. Возникновение философии, этапы ее развития                                    с 8-10

3. Основные философские проблемы                                                         с 10-13

4. Философские проблемы  техники                                                            с 13-15

5. Проблема классификации  наук                                                               с 15-16

6. Основные проблемы философии техники                                              с 17-19

7. Список используемой  литературы                                                           с 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет философии и ее функции.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В  буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что  в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним  мыслителям связывание философии с  мудростью до сих пор сохраняет  свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с  особой остротой выявляется главное  назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Сегодня мы часто произносим слова «философия», «религия», «мифология». Между тем, для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло.

Истоком возникновения философии  является мировоззрение. Мировоззрение  определяют как:

1.совокупность принципов,  взглядов и убеждений, определяющих  направление деятельности и отношение  к действительности определенного  человека, социальной группы, класса  или общества в целом.

2. система представлений  о мире и о месте в нем  человека, об отношении человека  к окружающей его действительности  и к самому себе, а также  обусловленные этими представлениями  основные жизненные позиции и  установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Причем выделяют три типа мировоззрения:

· Мифологическое

· Религиозное

· Философское (научно-философское)

Мифология (от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение ) - форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

В поисках ответов на мировоззренческие  вопросы, поставленные мифологией, религия  и философия избрала разные пути.

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святость) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности.

Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение  и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение  включает в себя самые различные  сведения о человеке, а философия  решает проблемы в общей форме.

Попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится  развить в каждом из вас:

* Широта, масштабность и  глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного  опыта. Этот опыт человек накапливает  на основе осмысления своей  собственной жизни, жизни природы,  других людей, общества в целом.  Философия - это единственная, уникальная  наука, которая стремится обобщить  и осмыслить опыт человечества  в целом на протяжении всей  его истории. В этом осмыслении  она опирается на опыт всех  наук, всех сфер человеческой  деятельности, на опыт всей мировой  истории и культуры.

* Способность и склонность  к обобщениям, к уразумению смысла  происходящего. Необходимым условием  формирования мудрости является  систематическое осмысление и  обобщение происходящего. Мудрый  человек извлекает уроки из  прошлого и учитывает их в  планировании будущего. Философия,  являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится  развить у изучающего ее человека  способность к обобщению. При  этом она ориентирует не только  на осмысление опыта успешных  действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.

* Всесторонность видения  действительности. Развитая всесторонность  мышления - один из главных атрибутов  мудрости. Именно односторонность  подходов к явлениям, учет одних  качеств и связей при игнорировании  других ведет с неизбежностью  к искажению действительности, ложным  выводам в познании и провалам  в практической деятельности. Поэтому  одна из важнейших задач философии  - показать человеку многомерность  и сложность реальности, удержать  от соблазна одномерных, простых  решений, научить всестороннему  подходу к исследуемым явлениям.

* Развитие рефлексивного  мышления. Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям.

* Умение находить "золотую  середину" при решении сложных  проблем. Мудрый человек, делая  выбор в сложной ситуации, стремится  избежать крайностей, найти оптимальный  путь. Весь опыт философии также  учит умению избегать противоположных  крайностей, вырабатывает способность  творчески соединять лучшие качества  многих подходов, опираться в  поисках нового на надежные, испытанные  традиции. К сожалению, Россия - страна  крайностей, склонная к бесшабашной  ломке коренных исторических  традиций на трудных этапах  истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к предвидению  будущего. Как утверждает западный  специалист в области теории  управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое  воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет мировоззренческую  функцию, т.е. помогает сформировать  целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая  функция. В этом смысле она  формулирует правила познания  для всех частных наук.

3. функция социальной  критики. Она осуществляет критику  существующего в обществе порядка  вещей.

4. конструктивная функция.  Она означает способность отвечать  на вопрос о том, что должно  быть в будущем. Взгляд и  предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция.  Участие философии в выработки  идеологии как системы взглядов  и идеалов

6. функция отражения или  обобщения культуры. Философия является  стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые  идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция.  Способствует развития у человека  способности к теоретическому  мышлению, через нее передается  познавательный образ.

Таким образом, даже краткая  характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение  смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у  мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

2. Возникновение философии, этапы ее развития.

Философия, как особая форма  мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы  появились в VII - VI веках до н.э. в  Древней Греции,                                                                           Индии, Китае.

Слово "философ" впервые  ввел в обращение древнегреческий  мыслитель Пифагор, называвший так  людей, стремящихся к высокой  мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем". Возникновение  философии связано с глубинным  поворотом в духовной истории  человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны  основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

*рациональным характером объяснения действительности (базированием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии  делится на:

1. Возникновение мировой  философской мысли. Философия  древних цивилизаций. VII-VI века до  нашей эры.

2. Античная философия. VI век  до н.э. - V век нашей эры

3. Средневековая философия  V век н. э. - XIV век н.э.

4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.

5. Философия Нового времени  (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.

Информация о работе Наука как общественное явление. Философские проблемы науки и техники