Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа
Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.
1. Предмет философии и ее функции с 3-8
2. Возникновение философии, этапы ее развития с 8-10
3. Основные философские проблемы с 10-13
4. Философские проблемы техники с 13-15
5. Проблема классификации наук с 15-16
6. Основные проблемы философии техники с 17-19
7. Список используемой литературы с 20
6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую
3. Основные философские проблемы
Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI - XIX веках процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.
Религия и примыкающие
к ней направления философского
идеализма рассматривают в
Коренной вопрос философии
имеет ряд аспектов. Главным из
них является вопрос о том, какое
из начал является первичным и
определяющим: дух или материя. Различные
решения этого вопроса в
Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".
Основные положения диалектико-
1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.
2) Мир не был никем
сотворен и не может быть
никем уничтожен. Он
3) Мир един, в нем нет
абсолютно отграниченных друг
от друга "потусторонних" (стоящих
"над миром" или "вне
мира") сфер и явлений. Многообразные
объекты и явления
4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.
5) Естественное развитие
материи через ряд
6) Общество, как высшая
ступень развития материи,
7) Мир познаваем. Человеческое
познание не ограничено по
своей природе, но оно
4. Философские проблемы техники
Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Артефакты в принципе не отличаются от природных явлений, но как символы человеческой деятельности должны оцениваться с социологической точки зрения. Техника вооружает человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым, но ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Необходим поиск оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.
Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше - прикладная наука, в основном прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. В отличие от науки, техника - не охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии.
Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники - технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Оценка технологии - дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, госструктуры.
Подходы к оценке техники:
1) натуралистический: человеку
недостает своих органов по
сравнению с животными,
2) волевой: человек реализует
посредством развития
3) естественнонаучный: техника - прикладная наука.
4) рациональный: техника - сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.
Круг гуманитарных проблем философии техники определяется влиянием технического прогресса и отдельных видов техники на развитие человека, особенно его духовного мира. Это влияние огромно, и необходимо учитывать место и роль техники в системе культуры.
Культура как совокупность типичных образцов из всего того, что создано человеком за все время развития человеческого общества, подразделяется на 2 класса эталонов, образцовых моделей и норм:
1) техника как совокупность достижений в развитии средств специфической человеческой деятельности;
2) достижения в развитии
форм жизни общества, в получении
желаемых результатов и
Так как культура может развиваться лишь активной деятельностью людей, то влияние техники оказывается существенным во всех областях культуры. Обычно это влияние оценивали с точки зрения политэкономии и отвергали технику духовной культуры.
5. Проблема классификации наук
Проблема классификации наук - это проблема связи между науками и вместе с тем проблема структуры всего научного знания. Одним из принципов классификации наук является различение наук по объекту (предмету), методу и практическому применению.
Первоначально наука появляется как еще не расчлененное целое, неотделимое, как в Древней Греции, от философии. Но процесс дифференциации научного знания начался уже тогда, и единая наука разветвляется на науки о природе, об обществе, математику и философию. Математика, занимая особое место в системе наук, связана с естествознанием более тесно, чем с общественными науками, и поэтому во многих случаях ее можно рассматривать вместе с ними. В то же время философию можно рассматривать вместе с общественными науками. Две основные группы наук - науки о природе и науки об обществе, имея общие черты, существенно различаются по месту в общественной жизни. Растущее применение научного знания породило семью прикладных наук, тесно примыкающих к наукам о природе (науки технические, сельскохозяйственные, медицинские).
С возникновением философии и первых попыток суммирования научных знаний появилась необходимость в систематизации и классификации научных знаний, элементы чего уже содержатся в философии Демокрита, Платона и Аристотеля. Наибольшее значение вплоть до Средних веков имела классификация Аристотеля, выделившего теоретические науки, где познание ведется «ради него самого» («первая философия», физика, математика), практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-то прекрасного (искусство). Дальнейший процесс развития наук и их дифференциации находит свое отражение в весьма подробной классификации наук Ф. Бэкона по свойствам сознания, психики на историю, философию и поэзию. Научную основу для решения проблемы классификации наук впервые дал марксизм, философски обобщив открытия естествознания XIX в. и распространив диалектический материализм на понимание общественных явлений. Отдельные науки следует рассматривать как отражение соответствующих форм движения материи, а взаимосвязь и взаимопереходы наук - как отражение развития, взаимосвязи и взаимопереходов этих форм движения. Аналогично тому, как высшая форма движения содержит в себе низшие, так и в классификации наук необходимо, чтобы в основном науки (и разделы внутри наук) были расположены таким образом, чтобы последующий материал вытекал из предыдущего и включал его как необходимый элемент.
В последние десятилетия
дифференциация наук идет особенно интенсивно.
Фундаментальные науки о
6. Основные проблемы философии техники
Большую роль в осмыслении феномена техники играет философия техники. Еще в 1898 г. в брошюре «Технический итог XIX века» П. К. Энгельмейер следующим образом формулирует ее задачи:
1. В любой человеческой
активности, при всяком переходе
от идеи к вещи, от цели к
ее достижению мы должны
2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?
3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.
4. Разработка вопросов технического творчества.
Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является концепция человека, создающего и использующего технику. В конечном счете, речь идет о влиянии техники на человека. Несомненно, сложилась абсолютно новая ситуация: никогда прежде техника не обладала такой мощью, чтобы была в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и в конечном счете, довести дело до глобальной катастрофы.
Изобретя компьютер (кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации) человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог (как бы пока прототип). Конечно, компьютер - это орудие труда, но в то же время человек взаимодействуя с ним, испытывает на себе его влияние. Сущностное назначение техники - быть средством для достижения целей. Средством весьма специфическим, особым. С его помощью человек опосредствует и тем усиливает (совершенствует) свое преобразовательное воздействие на мир. Поскольку строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно сказать, что с помощью техники человек заставляет одну силу природы (воду, нефть, ветер и т. д.) воздействовать на другую (другие) и реализовать при этом его (человека) сознательные цели.
Информация о работе Наука как общественное явление. Философские проблемы науки и техники