Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
Немецкая классическая философия занимает достаточно небольшой отрезок времени, который начинается в 80-х годах XVIII столетия. Однако, по многим критериям, она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
Классики немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. так же заключают в себе неисчерпаемые богатства, они самоценны и незаменимы. Главной особенностью учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, является высочайшая духовная миссия философии — быть критической совестью культуры.
Введение.................................................................................................3-4
Имануил Кант ........................................................................................5-6
а. Активность субъектов познания …………………………………… 7-8
б. Постулаты практического разума ………………………………….9-11
Система и методы философии Г. В. Ф. Гегеля ............................12-14
Сущность антропологического материализма Л.Фейербаха …….15-17
Заключение...............................................................................................18
Список литературы..................................................................................19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского
Юридический институт
Кафедра Уголовно правовых дисциплин
(Контрольная работа)
по дисциплине: « Философия »
На тему: « Немецкая классическая философия »
Выполнил (а):
Студент 1 курса
Заочно-сокращенной формы обучения специальности __________________
шифр зачетной книжки ___________
Герасименко Дмитрий Олегович
(Ф. И. О.)
Научный руководитель:
______________________________
(ученая степень, должность,
______________________________
Ф. И. О.)
Москва
2013
Содержание
а. Активность субъектов познания …………………………………… 7-8
б. Постулаты практического разума ………………………………….9-11
Введение
Немецкая классическая философия занимает достаточно небольшой отрезок времени, который начинается в 80-х годах XVIII столетия. Однако, по многим критериям, она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
Классики немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. так же заключают в себе неисчерпаемые богатства, они самоценны и незаменимы. Главной особенностью учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, является высочайшая духовная миссия философии — быть критической совестью культуры.
Толчок развитию немецкой классической философии дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения. Философия Канта довершает поэтическую философию. Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики. Взгляды Гегеля кардинально отличаются от взглядов других немецких идеалистов из-за различия логик. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей и теорий. Найденные новые концепции не отрицают старых, так как истины относительны и многогранны. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой след.
Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делает больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.
Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Хотя они и не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученики берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции.
Таким образом, немецкая классическая философия знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
Иммануил Кант
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить образование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь философа, бедная внешними событиями, но наполненная неустанным и напряженным творчеством, прошла в Кенигсберге. В жизни Канта длительное время ничего не свидетельствовало о том, что кёнигсбергский “ученый магистр”, как его называли, станет наиболее выдающимся философом своего времени, на долю которого выпадет задача завершить эмансипацию буржуазной философии в Германии и обосновать ее дальнейшее развитие
“Звездное небо надо мной и моральный закон во мне” — этими словами Иммануил Кант выражает два основных направления и два основных источника своей философии. “Звездное небо надо мной” — это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии; “моральный закон во мне” — стимул разработки моральной: философии, которую он называет “практической” (от “праксис” — поведение, действие). Эти два направления — главные в решении Кантом задач философии своего времени (защита и философское обоснование законов естественного процесса, с одной стороны, и обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства — с другой). Именно благодаря этому Кант становится основателем немецкой классической философии.
Из трактатов Канта важнейшим является космологический трактат “Всеобщая естественная история и теория неба” (“Aligemeine Naturgeschichte und. Theorie des Himmels”). Эта работа исходит из предпосылки единства материи и движения, а также их законов. Данный трактат важен с мировоззренческой точки зрения — Кант в нем практически исключает идею сотворения. Это одно из первых положений историзма в области естественных наук.
Из других докритических работ значение имеют те, в которых Кант объясняет методологические проблемы философского познания. Первым таким трактатом была хабилитационная диссертация “Новое освещение первых принципов метафизического познания” (“Principiorum prirnorum cognitionis metaphysicae nova dilucidatio”, 1755), в которой он отличает реальный довод (причину) от довода логического.
Другим трактатом этого периода, важным и для истории диалектики, является “Опыт введения в философию понятия отрицательных величин” (“Versuch, den Begriff der negativen Grossen in die Weltweisheit einzuflihren”), написанный в 1763 г. Кант в нем исследует случаи “реальной связи” противоречий, отрицательный, негативный полюс которых не означает лишь просто отсутствие позитивного содержания, но имеет самостоятельное содержание. Исследование Кантом возможностей “логического” метода завершается в трактате “О формах и принципах чувственного и интеллигибельного мира” (“De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis”), написанном в 1770 г. Кант в этом трактате приходит к мнению о том, что “логическое употребление разума” состоит в том, что следует исходить из определенных значений — наглядных или интеллектуальных — и вводить их в логические отношения на основе сравнения их содержательных знаков.
Объединяющее значение имеет работа “Критика чистого разума” (“Kritik der reinen Vernunft”), которую Кант издала 1781 г. Выражение “критика чистого разума” означает критику всего познания, к которому можно прийти априори, т. е. способом доказательств. Поставленную задачу, которую критика чистого разума хочет решить, он формулирует в согласии с “Опытом о человеческом разуме” Локка. Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ действительного познания (т. е. к возможному исключению метафизики из области действительного познания). Критика чистого разума является критикой “силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум может направляться независимо о. т опыта, и тем самым она является решением относительно возможности или невозможности метафизики вообще”.
Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон теории познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные проблемы теории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кант первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Гегеля.
а. Активность субъекта познания
Субъект познания больше чем система, извлекающая информацию о внешних явлениях природы и общественной жизни. Он (субъект) органически включен в систему общественных отношений, которые определяют направленность познания и его меру активности.
Кант впервые в истории философии обосновал мысль о том, что предметом познания, науки является не предмет, существующий сам по себе ("вещь в себе"), а опыт, совокупность чувственных представлений, которые, по существу, обусловлены активностью субъекта.
Активность задает основание гносеологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объективного в субъективное можно выделить три этапа:
— активный зондаж объекта и последующее снятие копии с объекта, его моделирование, формирование образа;
— превращение внешнего состояния объекта во внутреннее состояние субъекта, готовность оперировать не реальным объектом, а его образом;
— превращение— процесс творческого конструктивного отношения субъекта к объекту, его идеальное преобразование. От субъекта зависит направленность его отношения к объекту, вычленение того содержания, которое так или иначе связано с деятельностью субъекта, его целями и целями и потребностями. Избирательность субъекта — это одна из форм выражения его активности.
Активность субъекта
познания, имеющая место уже на
уровне чувственного восприятия, где
субъект уже на этом уровне структурирует
результат воспринятого воздействия. Однако полностью себя
эта активность проявляет на теоретическом
уровне, поскольку сущностные отношения
и связи внутри объекта никак нам не даны.
Они могли бы быть восприняты с помощью
интеллектуальной интуиции, но таковой
мы не располагаем. Нормальная гносеология,
вслед за Кантом, различает способность
мыслить и способность познавать. Первая
– это способность формировать произвольные
образы, фантазировать и создавать в воображении
картины гипотетически возможных миров.
Вторая – это способность связать одну
из этих картин с действительным опытом
и получить возможность достигать новых
целей в деятельном освоении мира. Мы знаем
в мире лишь то, что прежде в него сами
вложили, – фундаментальная идея Канта
при формировании нормальной гносеологии.
Другой формой
выражения активности является способность
субъекта к созданию целостного образа
объекта. Последний обеспечивает возможность
проникновения внутрь объекта и преодоление
своей субъективности.
Активность
субъекта познания выражается в следующем:
- субъект является активной
стороной в познавательном процессе;
- благодаря активной деятельности
субъекта тот или иной фрагмент объективной
реальности выступает объектом познания,
данным субъекту в формах его собственной
деятельности;
- познание является активным
воспроизведением внешнего мира субъектом;
- предметы внешнего мира становятся
объектами, корда на них направлена деятельность
субъекта;
- человека интересуют предметы
внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие
использованию и преобразованию субъектом..
- активность субъекта в процессе
познания направлена на создание и управление
предметами-посредниками. Например, человек
создает приборы, инструменты;
- знание человека есть не просто результат
воздействия внешнего мира на его сознание,
а итог активной познавательной и практически преобразовательной
деятельности самого человека.
В историко-философской традиции осмысление гносеологического отношения в системе «субъект-объект» складывается в философии французского философа Р. Декарта, где противостояние субъекта и объекта стало исходным пунктом анализа познания. Следующий шаг сделал И. Кант, раскрыв возможности субъекта познания на уровне чувственности и разума, выявив меру активности субъекта на каждом уровне познания. Эта мысль Канта внесла действительно новое в рассмотрение проблемы знания, т.е. за пределом субъекта существует действительность сама по себе, а все, с чем имеет дело человек - его познание, не существует вне субъекта и его активности.
б. Постулаты практического разума
Постулаты практического разума - важнейший термин практической философии И.Канта, обозначающий практически достоверные допущения, не могущие, однако, получить полное теоретическое доказательство. Практическая достоверность содержит в себе необходимость принятия, которая, однако, в отличие от теоретической, имеет субъективный характер и равносильна твердой вере. Практические постулаты, с одной стороны, неразрывно связаны с условиями осуществимости, или, точнее, осмысленности морального закона, представляющего, по Канту, факт чистого разума. С другой стороны, они связаны с трансцендентальными идеями и содержат в себе утверждения, придающие реальность этим предельным понятиям. Именно допущение ноуменальной реальности трансцендентальных идей придает действенность моральному закону. Соответственно трем классам идей, Кант выделяет три постулата практического разума: воля свободна, душа бессмертна, бог существует. По мнению Канта, в них необходимо верить, иначе всякий нравственный опыт теряет смысл. Ноуменальная (т.е. в данном случае абсолютная) свобода воли подразумевается уже самой структурой морального закона с его императивной всеобщностью и, стало быть, возможностью автономных действий. Вера в бессмертие души вытекает из недостаточности любого конечного отрезка времени для достижения идеала морального совершенства, заключенного в нравственных императивах. Необходимость признания бытия бога обусловлена несовпадением моральных и природных законов, отвечающих, соответственно, за добродетель и счастье (как совокупность телесных и духовных удовольствий). Поскольку следование моральному закону, которое делает человека достойным блаженства, тем не менее автоматически не осчастливливает его, то для сохранения действенности моральной мотивации требуется допущение некой высшей инстанции, согласующей в конечном счете моральные заслуги человека с суммой его блаженства.