Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Немецкая классическая философия занимает достаточно небольшой отрезок времени, который начинается в 80-х годах XVIII столетия. Однако, по многим критериям, она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
Классики немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. так же заключают в себе неисчерпаемые богатства, они самоценны и незаменимы. Главной особенностью учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, является высочайшая духовная миссия философии — быть критической совестью культуры.

Содержание работы

Введение.................................................................................................3-4
Имануил Кант ........................................................................................5-6
а. Активность субъектов познания …………………………………… 7-8
б. Постулаты практического разума ………………………………….9-11
Система и методы философии Г. В. Ф. Гегеля ............................12-14
Сущность антропологического материализма Л.Фейербаха …….15-17
Заключение...............................................................................................18
Список литературы..................................................................................19

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Философии тема 7.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Чувственные восприятия бывают непосредственными  и опосредованными. Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у животных животное, у человека — человеческое, подчеркивал Фейербах. Выступая против спекулятивного, т.е. оторванного от эмпирической базы философствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способному отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истинность теоретических положений, по мнению Фейербаха, проверяется их сопоставлением с чувственными данными. Конечно, такой критерий истины нельзя признать надежным, он не является универсальным. В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах его великих предшественников, и, прежде всего Гегеля, — диалектику, в том числе, диалектику познания.

Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а  сама философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку.

Не желая, чтобы его отождествляли  с вульгарными материалистами, Фейербах не решается называть свою философию материализмом. Разумеется, от этого материалистическая сущность его философии не исчезает. Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах,  птица свободна в воздухе, рыба — в воде, человек же — там, где ему ничто не препятствует реализовать естественное стремление к счастью. Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Такой взгляд грешит абстрактным, натуралистическим подходом к человеку, игнорирует его социальные характеристики. Как гуманист и демократ Фейербах понимал, что сословные перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться от этого зла, он не знал. Будучи далеким от политики, философ уповал главным образом на нравственность, этику.

Фейербах полагал, что правильно  понятый интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Однако подобная философская конструкция сильно упрощает действительность, абстрагируется от прозы жизни, где наряду с любовью часто встречается недоброжелательство, зависть, злоба, вражда. Фейербах признает существование как индивидуального, так и группового эгоизма. Столкновение разного рода групповых эгоизмов создает напряженность, порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории».

Опираясь на антропологический  принцип, Фейербах критикует характерное для кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям человека, его стремлению к счастью.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать. Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.

Фейербах предполагал, что религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Тогда, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того,  что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви.

Иначе говоря, религиозные  верования и чувства основаны на отчуждение некоторых свойств  человека. Ум, сила, справедливость и  другие качества отрываются от своих  конкретных носителей, обобщаются и  многократно умножаются. Тогда они  приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий. Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их земной, реальной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В объем понятия «классическая  немецкая философия» входят философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти системы обладают некоторыми общими признаками. К их числу относится, во-первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (по Канту), но и как универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Во-вторых, применение диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, вера в исторический прогресс, в  плодотворность научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (по Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая  впоследствии стала для нее роковой. Вместе с тем она тому, что отражение  новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

Обобщая сказанное, следует  сказать, что немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики. Однако, следует признать, что после немецкой классической философии, европейская философия, философия европейских народов начинает развиваться в мировом масштабе. Именно поэтому немецкая классическая философия имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, потому что они — общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.
    2. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. - М., 1978.
    3. Дворцов А.Т. Гегель. - М.: Наука, 1972г.
    4. Кант И. Сочинения в шести томах, М.: 1963 - 1966 г., т.1, 2, 3, 4, 6.
    5. Кант И. Трактаты и письма, М.: Наука, 1980.
    6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.
    7. Радугин. Философия. Курс лекций. - М.: Центр, 1996 г.
    8. Фролов И. Т. Введение в философию. - М., 1990 г.
    9. Кант И. Критика чистого разума. 2-е изд. СПб., 1915.
    10. Кант И. Пролегомены. М., 1934.
    11. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.
    12. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3.  М., Л., 1929
    13. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937
    14. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956
    15. Фейербах Л. Избр.филос. произведения: В 2-т Т. 1.,2.  М., 1955

 




Информация о работе Немецкая классическая философия