Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:56, реферат
Сопоставление признания предопределяемой необходимости человеческих действий с признанием свободы их совершения рано или поздно порождает вопрос о противоречии между необходимостью и свободой и о возможности разрешения этого противоречия.
В философии Гегеля это противоречие осознается как противоречие, порождаемое диалектикой бытия и мышления. Это — объективная и реальная диалектика. Обе характеристики выражают природу самого рассматриваемого предмета — поведения человека и его действий. Сфера, внутри которой разыгрывается и разрешается противоречие необходимости и свободы — не единоличная жизнь индивида, а история общества.
Введение 3
Проблема свободы в эпикуризме и стоицизме 4
Учение Спинозы 7
Учение Канта 10
Учение Фихте 12
Учение Гегеля 17
Заключение 21
Список литературы 23
Следовательно, свобода не есть произвол. Никогда, нигде, ни в каком возможном обществе не было, нет и не может быть абсолютной свободы воли, так как люди не свободны в выборе объективных социальных условий своей жизни. Напротив, эти условия определяют как сущность людей, так и характер, рамки, содержание и форму свободы воли.
В развитии свободы, в познании необходимости исключительно важную роль играет наука. Предметом науки является объективная необходимость, закономерности развития действительности.
свобода есть такое познание необходимости, которое включает в себя «опредмечивание» познания. Нередко спрашивают: когда свободу определяют как познанную необходимость, то еще ничего не говорят о практике, следовательно, такая свобода существует как свобода в мысли, но тогда это вовсе не свобода, ибо при этом человек еще не господин над необходимостью. На это нужно дать следующий ответ: познание преследует практическую цель, люди познают для практического изменения действительности. Следовательно, конкретный акт познания необходимости без практической реализации его действительно есть свобода в мысли, но он - реальная возможность, предпосылка практической реализации, «опредмечивания». Следовательно, свобода тогда является полной, конкретной, когда познанная необходимость, понятие стало для себя бытием, превратилось в практику, «опредметилось».
1 Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 428
2 Назначение человека. СПб., 1905. С. 12—13
3 Ibid. С. 16—17
4 Основные черты современной эпохи. СПб., 1906. С. 118
5 Назначение человека. С. 78
6 Ibid
7 Основные черты современной эпохи. С. 127—128
8 Факты сознания. СПб., 1914. С. 72
9 Назначение человека. С. 89
10 Основные черты современной эпохи. С. 12—13
11 Основные черты современной эпохи. С. 127—128
12 Сочинения, Т. VI. Наука логики. 2. С. 288
13 VIII, Философия истории, с. 17
14 VIII, Философия истории. С. 422
15 V, Наука логики, V. 1. С. 659