Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:10, реферат
Николай Николаевич Страхов известен в истории русской философии как автор оригинальной концепции “целокупного” мира, живым центром которого является “величайшая загадка, но разгадка” его - человек, прежде всего как носитель духовности, как субъект духовной деятельности. Вместе с тем, его творческое наследие представляет собой малоисследованную страницу нашей философской истории. Среди практически неизученных аспектов философской системы Страхова можно выделить методологические проблемы, которым сам мыслитель придавал большое значение: “Если дело идет о науке, то забывать о методе, значит упускать из виду самую сущность, самый корень дела”, - пишет он в работе “О методе естественных наук и значении их в общем образовании”(2, с. Ш).
во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;
во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.
Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».
Установив бытие всесовершенного
Творца, Декарт уже без труда приходит
к признанию относительной
Таким образом, в понимании
свойств материальности сказывается
у Декарта всё тот же математический
или геометрический строй представлений:
тела суть протяжённые величины. Геометрическая
односторонность Декартова
Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
[править]Этические взгляды
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе»
(«Discours de la méthode») y Декарта преобладает
ещё утилитарная тенденция
идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
«Что такое любовь?»
«Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
«Какая крайность хуже — беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»
Отличая интеллектуальную любовь
от страстной, он видит первую «в добровольном
духовном единении существа с предметом,
как частью одного с ним целого».
Такая любовь находится в антагонизме
со страстью и желанием. Высшая форма
такой любви — любовь к Богу
как бесконечно великому целому, ничтожную
часть которого мы составляем. Отсюда
вытекает, что как чистая мысль
наша душа может любить Бога по свойствам
собственной природы своей: это
даёт ей высшие радости и уничтожает
в ней всякие желания. Любовь, как
бы беспорядочна она ни была, всё
же лучше ненависти, которая делает
даже хороших людей дурными. Ненависть
— признак слабости и трусости.
Смысл морали заключается в том,
чтобы учить любить то, что достойно
любви. Это даёт нам истинную радость
и счастье, которое сводится к
внутреннему свидетельству
[править]Экзистенциальная парадигма
С точки зрения Мамардашвили,
Декарта можно отнести к
Декарт, как и Хайдеггер,
выделял два модуса существования,
в его терминологии — прямой и
криволинейный. Последний определяется
отсутствием какой-либо базовой
ориентации, поскольку вектор его
распространения меняется в зависимости
от столкновений идентичностей с
породившим их социумом. Прямой модус
бытия утилизирует механизм длящегося
волевого акта в условиях вселенского
безразличия духа, что даёт человеку
возможность действовать в
Несмотря на кажущийся
парадокс, это наиболее экологичная
форма жизнедеятельности, поскольку
через необходимость она
Переход от одного состояния
к другому происходит через нахождение
в фиксированных точках избыточности
— помещение в свою жизнь понятий,
таких как добродетель, любовь и
т. д., не имеющих причин к своему
существованию помимо той, которая
извлекается из человеческой души.
Неизбежность существования в социуме
предполагает наличие «маски», которая
предотвращает нивелирование
Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.