Общая характеристика эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:42, реферат

Описание работы

В историю XVIII век, вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, – духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк -родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки и прогресс человечества. «Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос». Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии.

Файлы: 1 файл

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

Введение

В историю XVIII век, вошел как эпоха  Просвещения. Его родиной стала  Англия, затем Франция, Германия и  Россия. Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, –  духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали  уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк -родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения – культ  науки и прогресс человечества. «Все труды деятелей Просвещения пронизаны  идеей апологии Разума, его светоносной  силы, пронизывающей мглу и хаос». Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся  от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в  самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных  методов познания, возникает необходимость  обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают  новые задачи и приоритеты в философии  Просвещения.

В центре внимания новой философии  – теория познания, отработка методов  истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки  открывают законы природы, то философия  призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные  мыслители, как Френсис Бэкон, Томас  Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц. Они ищут законы разума, возможности  которого представляются безграничными: Возникает идея «чистого разума», то есть свободного от «идолов», который  проникает в сущность явлений. Основой  нового метода считают чувственный  опыт, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон; Гоббс, Локк), или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому  опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза).

 

1. Общая характеристика эпохи просвещения

XVII и XVIII века – это  время особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В  этот период мы наблюдаем становление  и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в  чисто производственных целях  новые природные силы и явления:  строятся водяные мельницы, конструируются  новые подъемные машины для  шахт, создается первая паровая  машина и т.д. Все эти и  другие инженерные работы выявляют  очевидную потребность общества  в развитии конкретно-научного  знания. Уже в XVII веке многие  полагают, что “знание – сила”  (Ф.Бэкон), что именно “практическая  философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для  нас овладеть природой и стать  “господами и хозяевами” этой  природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения  принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом  стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное  для человека переустройство как  природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое  условие успешного продвижения  общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному  благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они  будут пронизаны светом знаний, будут  опираться на достижения наук. Поэтому  главной задачей цивилизованного  общества объявлялось всеобщее просвещение  людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества”  является “просветление умов”, просвещение  людей, приобщение их ко всем важнейшим  достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение  масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху  вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое  объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в  Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает  бога как творца всей живой и неживой  природы, но в рамках деизма жестоко  постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после  этого акта творения бог не вмешивается  в природу: теперь природа ничем  внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий  и процессов в ней следует  искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это  был существенный шаг на пути к  науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую  элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле  этого демократического просвещения  зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая  бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания  выступает Д.Дидро, а его ближайшим  соратником – Д.Аламбер. Статьи же для  этой “Энциклопедии” соглашались  писать самые выдающиеся философы и  естествоиспытатели Франции. По замыслу  Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые  философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины).

В Германии движение Просвещения  связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь  в виду популяризацию наук и распространение  знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа.

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал  практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как  отец систематического изложения философии  в Германии. Работы свои писал Х.Вольф  на простом и доходчивом языке.

Его философская система  излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы  во многих странах Европы (в том  числе и в Киеве, а затем  и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие  учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом  в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был  сторонником телеологического взгляда  на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая  характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью  бога: при сотворении мира бог все  продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности  науки в познании мира – вера.

• развиваются деистические представления о мире, что в  свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм  в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление  об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и  техники, с научными открытиями и  изобретениями, с просвещением масс.

 

2. Прогресс цивилизации

Хотя Просвещение было не единственным культурно-идеологическим движением, философия просветителей в Европе XVII в. заняла господствующее положение. Это выразилось в четко обозначенном философском, педагогическом и политическом движении, постепенно охватывавшем разные страны, а также в усиливающемся  росте буржуазных отношений в  наиболее развитых европейских странах.

Просвещение формируется на почве  различных традиций не в виде теоретической  системы, а, скорее, в форме идеологического  движения, носящего в каждой отдельной  стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.

Просвещение - оптимистическая философия  крепнущей буржуазии, философия, целиком  посвятившая себя прогрессу. Вольтер  любил говорить: "Однажды все  станет лучше - вот наша надежда". Без стараний просветителей эта  надежда могла и не осуществиться, многое было бы потеряно. Во всяком случае, прогресс был и есть, хотя он и  не является, как считали некоторые  позитивисты, неизбежным законом поступательного  развития.

Выдвижение буржуазии, характерное  уже в предыдущем столетии для  значительной части наиболее цивилизованных европейских стран, в XVIII в. привело  к заметному перераспределению  богатства и накопления в ее руках  значительных средств, росту торговли, новых предприятий; реорганизуется и усиливается эксплуатация колониальных народов. Новые предприниматели  вошли в конфликт с силами, державшими монополию на власть во все предшествующие времена. Несмотря на то что в XVIII в. землевладение было важным источником богатства, кустарное ремесленничество постепенно, но решительно преобразуется  в промышленность, а наука и  технология, объединяясь, говорят об осуществлении мечты Бэкона о  преобразовании мира. Вместе с промышленностью  растет число коммерческих предприятий.

Наука же в эпоху Просвещения заняла ведущие позиции в формировании картины мира, стала рассматриваться как несущая свет разума высшая культурная ценность. Естествознание было неразрывно связано с философией. В явлениях общественной жизни ученые искали естественные начала. Локк утверждал, что этика может быть такой же точной наукой, как математика. Считалось, что физика развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы ученые видели путь к благоденствию человечества.

Новые веяния эпохи нашли отражение  в художественной культуре. Здесь  также происходил процесс ломки  устоявшихся веками представлений, в соответствии с которыми искусство  создает особую идеальную среду, более значительную, чем реальная, земная жизнь человека. С возвышенных  образцов снимался ореол исключительности. Искусство Просвещения использовало нормы классицизма, но при помощи их отражало новое содержание. В  этот период появляются и новые художественные течения – сентиментализм, романтизм.

Ярким явлением сугубо светской культуры Просвещения становится стиль рококо, ориентированный на создание комфорта и изящества.

Зримым воплощением «лучших  миров» для людей эпохи Просвещения  становились сады и парки. При  их создании отбирались различные элементы ландшафта, но основной задачей оставалось сохранение ощущения естественности.

В период Просвещения расцвет переживает театр, а также музыка.

ХVIII в. часто называют «золотым веком театра». Именно театр в силу своей специфики, позволял наиболее эффективно выполнять обличительные функции искусства.

Появляется новый музыкальный  жанр – опера. Вершиной музыкальной  культуры эпохи является творчество Баха и Моцарта.

В это же время появляется сочинения Ж.Ж.Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах", "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Рассуждении о неравенстве" и д.р., которые явились противоречием многим прогрессирующим сферам общества (наука, культура, экономика, промышленность и т.д.)

Руссо - против культуры в том виде, в каком она исторически сложилась, потому что она обезобразила природу. Он так же обратил внимание на то, что неравенство обусловлено возникновением частной собственности. Неравенство появляется с частной собственностью; вместе с собственностью возникает и вражда между людьми. В примитивном мире все принадлежит всем. "Но как только одному человеку потребовалась помощь другого, как только один из людей заметил, что лучше иметь две вещи, чем одну, - равенство исчезло, замещенное частной собственностью, работа стала необходимостью, а обширные леса превратились в поля, которые надо было орошать человеческим потом и в которых очень скоро появились рабство и нищета".

Информация о работе Общая характеристика эпохи просвещения