Общая характеристика эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:42, реферат

Описание работы

В историю XVIII век, вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, – духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк -родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки и прогресс человечества. «Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос». Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии.

Файлы: 1 файл

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

Дух соперничества и столкновения интересов вовсе не присущ человеку изначально, а является результатом  исторических условий. В сущности, это  некая социальная анатомия цивилизации. Корень зол и бедствий человеческих прежде всего в неравенстве; успехи цивилизации куплены дорогой  ценой: благополучие и образованность привилегированного слоя людей основаны на нищете и страданиях народа. Однако он сделал неправильный вывод о том, что науки и искусства только портят человека, не принося ему  пользы. Не со всяким невежеством надо бороться, есть вид незнания, который  следует культивировать, - пытается доказать Руссо. "Есть грубое невежество, порождаемое развращенной душой  и лживым умом; преступное невежество, умножающее пороки, заставляющее деградировать  разум и душу, - оно делает людей  подобными животным".

Позиция Руссо была действительно "скандальной", так как возлагала  ответственность за социальные беды на литературу, науки и искусство, в которых энциклопедисты видели причины и основу прогресса. В "Рассуждении  о науках" Руссо клеймит науки (и всю культуру) как порождение высокомерия.

Можно сказать, что Руссо выступает  против просветителей, но не против Просвещения. Руссо - просветитель, ибо считает  разум оптимальным инструментом. Руссо - сторонник естественного  права, потому что возлагает на человеческую природу способы спасения человека. Но он выступал против просветителей, убежденных, что они на пути освобождения. По его мнению, общество все еще  продолжает идти в русле суеверий и деградации, а искусства, науки и литературу он считал основанными на ложных предпосылках.

Дорога спасения - иная. Это путь возвращения к природе, следовательно, путь "ренатурализации человека" посредством создания социальных условий, которые бы могли блокировать  зло и благоприятствовать добру. Общество не сможет оправиться с помощью  простых внутренних реформ или просто путем развития науки и техники. Необходима трансформация духа народа, полный переворот, общее изменение  всех учреждений.

Руссо пишет королю Польши Станиславу: "Еще никогда не случалось, чтобы  испорченный народ вернулся к  добродетели. Вы напрасно будете стараться  разрушить причины зла, ни к чему не приведет попытка уничтожить побудительные мотивы тщеславия, праздности, роскоши, тщетными будут даже усилия вновь привести людей к первобытному равенству, простодушию и невинности и источнику всех добродетелей; их испорченные сердца останутся такими навсегда, и нет иного средства, кроме революции, такой же ужасной, как то зло, которое требуется исправить; предосудительно желать ее и невозможно предусмотреть".

Итак, нужна болезненная революция, коренной перелом для восстановления голоса совести. В самом деле, если "дикарь живет внутренней жизнью, то светский человек всегда сосредоточен на показной, внешней стороне; он умеет  жить, только ориентируясь на мнение окружающих". Общество во всех проявлениях ориентируется  на внешние аспекты, и человек  потерял связь с внутренним миром. Необходимо оставить развращающее движение и рассеять пустую видимость, за которой  гонятся люди, воюя друг с другом и угнетая друг друга. С этой целью  следует полагаться на имеющуюся  в человеке потенциальную способность  добра, еще не проявившую себя, с  помощью которой можно снова  завоевать действительность при  полном и постоянном соединении обеих  сторон, без конфликтов и разломов.

 

3. Культ разум в эпоху Просвещения

Ведущая тема Просвещения - тема Разума. В этой человеческой способности  философы усматривали основание  для всех благотворных перемен в  человеческой жизни. Обретение Разума - это и вступление человечества в состояние совершеннолетия, пору мужественной ответственности, дерзающей  взять в свои руки собственную  судьбу. Разум открывал новые возможности  человеческой и общественной жизни, обеспечивая их не только своим позитивным могуществом и нашей решимостью им воспользоваться, но и не менее  важной очистительной, критической  работой. 

Чем же был Разум Просвещения, какие из предшествующих этой эпохи  концепций разумности оказались  воплощенными в нем? Просвещение  тяготело к пониманию разума и  разумности, данными человеку не от века, но крепнущими и набирающими  свою силу в полноте осваиваемого опыта. Разделяя культ Разума вместе с Декартом, Спинозой и Лейбницем, оно ближе к локковской трактовке  его природы. В философии Просвещения  разум обрел исключительно динамический характер, он воплотил в себе принцип  и саму способность к безостановочному движению познания. В его образе акцентировался не аспект созерцания, не сила проникновения в глубину  вещей и схватывания последних  и окончательных истин мироздания, но именно бесконечность движения и  неугасающее стремление к истине. 

Эта в значительной степени  новая духовная установка прекрасно  выражена ярчайшим представителем Немецкого  Просвещения Готхольд Эфраим Лессингом (1729 - 1781): "Если бы Бог держал в  правой руке все истины, а в левой - единственное и всегда живое стремление к истине (даже если в придачу  к нему я буду всегда и во всем ошибаться) и сказал бы мне: "Выбирай", я бы смиренно бросился на колени перед  Его левой рукой и сказал: "Отче, дай мне это! Право на чистую истину принадлежит только Тебе!" 

В этой духовной установке  отчетливо усматривается прочность  нового места мысли в стихии человеческой жизни. Оно заключено теперь в  практической по преимуществу деятельности, данной в бесконечной перспективе  прогресса. В заново обретенном земном мире как бы угасает интуиция "конца  и свершения всех дел", бывшая одним из смысловых центров европейской  культуры предшествующих веков. Это  сказалось и на почти инстинктивном  неприятии духа завершенных философских  систем. В статье "Системы", помещенной в знаменитой французской "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел" и принадлежащей  одному из ее редакторов Д'Аламберу, выносится  суровый приговор этой моде еще недавнего  времени: "...такие системы, будучи далеки от того, чтобы рассеять содержащийся в метафизике хаос, пригодны лишь для  того, чтобы поражать воображение  дерзостью следствий, к которым  они приводят, обольщать рассудок ложной видимостью очевидности, поддерживать в рассудке самые чудовищные заблуждения, увековечивать споры и тем  самым запальчивость и озлобление участников этих споров". Слов нет, существуют системы, поражающие наш ум красотой и архитектурным великолепием искусства  человеческого интеллекта, но это  всегда постройки на слабом фундаменте, и "хотя это - творение возвышенного ума, творение все части которого расположены в восхитительном порядке, никто не окажется столь мало мудр, чтобы пожелать поселиться в этом здании". Что же может противостоять системам, претендующим на завершенность? Антитезой для них являются "системы, основанные на фактах". Факт, а не отвлеченный принцип - вот что образует подлинную точку опоры в деятельности человеческой мысли. Образец истинных систем усматривается в физике Ньютона, "которая опирается на эксперименты и которая их осмысливает посредством строгих и точных рассуждений, не прибегая к туманным объяснениям". 

Очевидный сдвиг в общей  мыслительной культуре Просвещения  от разума метафизического к разуму научному представляется чрезвычайно  важным для понимания логики развития европейской философии XVIII в. Недоверие  к метафизике преобладало в настроениях  деятелей Просвещения. Локку принадлежит  впечатляющее сравнение метафизика с человеком, не имеющим средств, не знающим и того, какие деньги в ходу, но ведущего счет огромными  суммами, пользуясь для этого  жетонами, которые он именует "луидорами", "ливрами", "экю". Но все манипуляции  такого рода ничего не меняют по существу, их суммы остаются суммой жетонов. Так  и у метафизика, какими бы рассуждениями  он не занимался, его заключения остаются всего лишь словами. Острое ощущение чисто вербальной природы метафизического  творчества рождено приятием и высоким  доверием к тому употреблению Разума, которое практикуется в сфере  научного труда. В моду входит стиль  философствования, отличавший Локка, проникнутый  ясностью формулируемых утверждений, уважением к данным опыта и  уклоняющийся от сомнительных метафизических поползновений. Следует отметить, что  решительность ньютоновского отказа от выяснения природы тяготения, не помешавшего ему создать впечатляющую систему мира (своего рода образцовый продукт образцового использования  человеческой разумности), произвел сильное  впечатление на формировавшуюся  стилистику просветительского мышления. 

Антиметафизичность философии  Просвещения тесно связана с  отчетливой антиклерикальной его установкой. Свобода научного поиска не согласуется  с авторитарностью позитивных религий  Откровения. Поэтому последние неминуемо  окутаны суеверием и невежеством, влекущими за собой нетерпимость и фанатизм. Часть философов Просвещения  занимают отчетливую атеистическую  и материалистическую позицию (это  относится главным образом к  представителям Французского Просвещения), но для подавляющего их большинства  проблемы религиозной веры имели  важное значение. Наиболее характерным  решением в этой области была позиция  деизма, принимавшая творение мира Богом и даже допускавшая его вмешательство в течение земных дел. Вместе с тем вера во всемогущего Бога удовлетворяла себя в попытках обретения рациональной и естественной религии. Права Разума в делах Веры заявлены с исключительной силой. Его контролю подвластно и Священное писание, требующее освобождения от всех несообразностей, чудес и чисто человеческих заблуждений. Поместить Веру в границы Разума - таков девиз английского деиста Д. Толанда. Он был убежден в том, что все полезное и необходимое в религии "должно быть легко усвоено и созвучно нашим знаниям". Вольтер прямо апеллировал к безусловности существования "механика, с выдающимися инженерными способностями", так как мировой порядок проникнут разумностью. По Вольтеру, религия деиста - самая древняя и самая распространенная. Для него существование Бога не вопрос веры, а, скорее, результат работы разума, здравого смысла. Поэтому почти всё, кроме поклонения Высшему Существу и повиновения Его вечным заповедям, является суеверием. Суеверие, зародившись во времена язычества, с одобрения иудаизма поразило и христианскую церковь при ее возникновении. А много суеверий - много фанатизма, влекущего за собой только несчастья и беды.

Установка Просвещения на разумность мирового порядка, убежденность в очистительной силе знания сообщало ему характерный и устойчивый оптимизм, сказывавшийся на высокой  доверчивости ко всему естественному. Этот эпитет обретает особую значительность. Он приложим столько же к религии, сколько и к правам человека, его  природе и нравственности, к законам  человеческого общежития. Естественный - это не просто натуральный, но и (прежде всего!) не-сверхъестественный, а, следовательно, рациональный

 

 

 

 

 

4. Просвещение гражданина

В работе «Дух законов» Монтескье  утверждает: «Законы в своем более  широком значении суть необходимые  связи, происходящие из природы вещей». Развивая эту тему в «Персидских  письмах», он разъясняет, что хотя мы освобождены от цепей религии, но все же должны подчиняться юстиции: ее законы объективны и неизменны, как  и законы математики. Вольтер, в свою очередь, хотя и констатировал великое  разнообразие обычаев и даже признавал, что «то, что в одной местности  называется добродетелью, в другой может считаться пороком», тем  не менее, полагал что «существуют  определенные естественные законы, с  которыми должны соглашаться люди всех частей света. Как Бог дал пчелам сильный инстинкт, согласно которому они сообща работают и вместе добывают себе пропитание, так он дал и человеку определенные чувства, от которых тот никогда не сможет отказаться, - это вечные узы и первые законы человеческого общества». Веру в неизменную природу человека, складывающуюся из склонностей, инстинктов и чувственных потребностей, мы встречаем также у Дидро. Для Дидро между людьми существуют естественные узы; именно их пытаются уничтожить разные религиозные морали. Именно на основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, нашедшая свое наиболее яркое воплощение в «Декларации прав человека и гражданина», выработанной и принятой в 1789 г. Учредительным собранием, где определены принципы политического манифеста Французской революции. Права человека, которые Учредительное собрание считает естественными (а также священными и неотчуждаемыми), следующие: свобода, равенство в правах, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей воли народа, он выработан при непосредственном участии (либо через представителей) всех граждан. Собственность объявлена «священным и неотчуждаемым» правом. 

 

5. Просвещение общества

В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1994 гг. Многие из них были убежденными атеистами, другие – искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества. Поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!" (католическую церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства.

По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при  помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и  способен к бесконечному развитию и  совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей нервными, порождает зависть  и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и  справедливости, солидарности между  людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом  была республика как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие  последовательные французские материалисты XVIII в., как Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпоха Просвещения - «век разума» охватывает конец 17-18в. Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Умы просвещения волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц, просветители видели в распространении знаний. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме. Благодаря достижениям естественной наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным доступным человеческому разуму законам. Победа разума-второй характерный признак. Третий признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Информация о работе Общая характеристика эпохи просвещения