Общая характеристика эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

В XVII веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время. В развитие социальных учений Нового времени в XVIII веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо, которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794гг).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Общая характеристика эпохи……………………………………….…..5
I. Выдающиеся мыслители Нового времени – Декарт и Бэкон – и их вклад в теорию познания………………………………………………….7
1. Рене Декарт как представитель рационализм………………………….7
2. Френсис Бэкон как представитель эмпиризма……………...………..16
Заключение……………………………………………..………………25
Список использованной литературы….………………………………..26

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Причины могут быть разными: действующими, которыми  занимается  физика,  или конечными, которыми занимается метафизика. Методология Бэкона  в  значительной  степени  предвосхитила  разработку индуктивных методов исследования  в  последующие  века,  вплоть  до  XIX  в. Однако, Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал  роль  гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался  гипотетико-дедуктивный метод  осмысления  опыта,  когда  выдвигается  то  или  иное  предположение, гипотеза и  из  нее  выводятся  различные  следствия.  При  этом  дедуктивно осуществляемые выводы постоянно  соотносятся  с  опытом.  В  этом  отношении большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел  в  достаточной степени,  да   и   математическое   естествознание   в   то   время   только формировалось. Родоначальник  эмпиризма  Бэкон  ни  в  коей  мере   не   был   склонен недооценивать значение разума. Сила  разума  как  раз  и  проявляет  себя  в способности такой организации наблюдения и эксперимента,  которая  позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным  образом. Поэтому  свою  позицию  Бэкон  иллюстрирует  сравнением  деятельности  пчел, собирающих нектар  со  многих  цветков  и  перерабатывающих  его  в  мед,  с деятельностью ткущего паутину из самого себя (односторонний  рационализм)  и муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы  (односторонний  эмпиризм). Почему же тем не менее он остается философом эмпиризма? Ценность разума -  в его искусстве извлечения истины из опыта, в  котором  она  заключена.  Разум как таковой не содержит в себе истин  бытия  и,  будучи  отрешен  от  опыта, неспособен к  их  открытию.

 Опыт,  таким  образом,  имеет  основополагающее значение.  Разум  можно  определить  через  опыт  (например,  как  искусство извлечения истины из опыта) но  опыт  в  своем  определении  и  пояснении  в указании  на  разум  не  нуждается,  а  потому  может  рассматриваться   как инстанция от разума независимая и самостоятельная. В конце своей жизни Бэкон  написал  книгу  об  утопическом  государства. "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.).  В этом  произведении он изобразил  будущее  государство,  в  котором  все  производительные  силы общества преобразованы при помощи науки и техники.  В  нем  Бэкон  описывает различные удивительные научно-технические  достижения,  преображающие  жизнь человека:  здесь  и  комнаты  чудесного  исцеления  болезней  и  поддержания здоровья,  и  лодки  для  плавания  под  водой,   и   различные   зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения  породы животных, и многое другое. Некоторые  из  описываемых  технических  новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии,  но  все  они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу  человеческого  разума.  На современном языке его можно было бы назвать технократом,  т.к.  он  полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки. Несмотря на то, что он придавал большое  значение  науке  и  технике  в жизни человека, Бэкон считал, что  успехи  науки  касаются  лишь  "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог.  При  этом  Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и  губит  суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают  порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии". Влияние  философии  Бэкона  на   современное   ему   естествознание   и последующее развитие философии  огромно.

 Его  аналитический   научный  метод исследования  явлений  природы,  разработка   концепции   необходимости   ее экспериментального изучения сыграли свою положительную  роль  в  достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал  толчок  развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была  положительно  воспринята в истории наук  и  даже  положена  в  основу  разделения  наук  французскими энциклопедистами.   Хотя   углубление   рационалистической   методологии   в дальнейшем развитии философии снизило после  смерти  Бэкона  его  влияние  в XVII в., но в последующие века идеи Бэкона приобрели свое  новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть  до  XX  в.  Некоторые  исследователи даже рассматривают  его  как  предшественника  современной  интеллектуальной жизни  и  пророка  прагматической  концепции  истины  (имеется  в  виду  его высказывание: "что в действии наиболее  полезно,  то  и  в  знании  наиболее истинно")

 Заключение.

 Очень трудно сделать  вывод  об  окончательной   правоте  какой-либо  из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной  школой и  отрицание  организующего  начала  в  качестве   более   сложной   системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой  школой  не позволяет нам сделать этого. Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется  где- то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут  пытаться  выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично  -  идея  или  материя», пытаясь  запустить  колесо  истории  от  какой-то  одной  абсолютной   точки («начала времени») пространственных координат.

  Занятие увлекательное  и достойное уважения, но совершенно  непосильное человеческому разуму на  его  теперешнем  уровне  развития,  ибо  невозможно найти начало у идеального круга. Идея порождает материю,  и  наоборот.  Этот процесс был и будет всегда бесконечен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Авт. колл.: Фролов И.Т.  и др. Введение в философию:  Учеб. пособие для вузов / - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

2) «Курс лекций по философии»  под ред. В.А. Калашникова. М.-1999г.

3) «Учебник по философии»  Фролов. И.Н. М.-2000г. 

4) История философии в  кратком изложении/ Пер. с чешского  И.И. Богута - М.: Мысль, 1991.

5) Лосев А.Ф. История  философии в конспективном изложении. - М.: Мысль, 1989.

6) Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., Мысль. 1989. Т.1.

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика эпохи