Общая характеристика западноевропейской философии 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная
философия XX века рассматривалась только в негативном свете.
2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной
философии, отсутствие их строгой научной классификации создает
трудность для её понимания и усвоения.
3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу
сложную, динамичную эпоху.
4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому
овладение ими поможет человеку ориентироваться в сегодняшней
жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………...3
1.Общая характеристика Западноевропейской философии 19 века…4
2.Общая характеристика позитивизма и этапы его развития…4
3.Марбургская и Баденская школы неокантианство……………15
4.Итуитивизм А.Бергсона……………………………………….21
Заключение …………………………………………………….. 23
Список используемой литературы……………………………..24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (20).docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание:

  Введение………………………………………...3

1.Общая характеристика  Западноевропейской философии 19 века…4

2.Общая характеристика  позитивизма и этапы его развития…4

3.Марбургская и Баденская школы неокантианство……………15

4.Итуитивизм А.Бергсона……………………………………….21

Заключение  …………………………………………………….. 23

Список используемой литературы……………………………..24

 

 

                                  Введение.

 

       Продолжая  изучать истории философии, я  хочу в данной контрольной  работе рассмотреть Западноевропейскую  философию 19 века. Для этого нам  придется возвращаться в прошлое.

Мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих

философов прошлого и современности.

       Сегодня  я  рассмотрю  современную  западную   философию,   которая

отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:

    1) Слабое знание  нами западной философии, т.к. длительное  время Западная

       философия XX века рассматривалась только  в негативном свете.

    2) большое разнообразие  школ, направлений и концепций  в Западной

       философии, отсутствие их строгой научной  классификации создает

       трудность  для её понимания и усвоения.

    3) Современная  западная философия оказывает  значительное влияние на нашу

       сложную, динамичную эпоху.

    4) Многие философские  направления имеют практическую  значимость, поэтому

       овладение  ими поможет человеку ориентироваться  в сегодняшней

       жизни.

 

 

   

1.   Культура XIX  и XX веков и её отражение в Западной  философской мысли.

 

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

       Образ  эпохи схватывается совокупной  мыслью (которой и выступает

философия) в форме основополагающих принципов и идей.

       Философия XX века включает в себя огромное  многообразие направлений,

течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие

традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство,

неотомизм) так и совершенно новые течения.

       Противоборство  и взаимодействие разнообразных  философских учений

составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

       Одной  из стержневых проблем, вокруг  которой происходит развитие

философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

       Особенностями  классической философии XIX века является:

    -вера (культ) в  разум (под которым понималась  не только мыслительная

       деятельность  человека, но и внутренняя разумность  природы, истории)

    -вера в рациональное  познание, в науку и прогресс

    -вера в человека  и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

    -убеждение в  том, что в человеке всё может  быть познано, признаны и

       познаны  общечеловеческие идеалы и принципы.

 

       А идейные  течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие

рационализму в целом «не делали погоды».

       С середины 19 века в обществе происходят  социально- политические

изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу

«империализм».

       Особенно  остро эти изменения происходят  в первой половине XX века:

 

 

 

 

2. Позитивизм и этапы  его развития.  

 

Позитивизм являлся одним из наиболее распространённых направлений современной философии. Сформировавшись в сер. 19 в., пройдя через несколько этапов развития, позитивизм существует вплоть до сегодняшнего дня. Позитивизм возник как реакция на засилье умозрительной философии (метафизики), характерное для начала 19 в. и её претензий на руководство науками. Позитивисты также подвергли учение Гегеля критике «слева». Однако они полностью отвергли абсолютно всю гегелевскую философию как самое яркое выражение ненавистной им метафизики. Позитивисты противопоставили метафизике позитивное (положительное) знание, добываемое частными науками. Это знание 1. Может быть проверено на опыте, сведено к фактам, 2. Должно приносить реальный результат, быть полезным; будучи применённым в технических изобретениях и социальных новациях. Позитивисты полагали, что философия не должна вмешиваться в деятельность науки. Результаты деятельности учёных были очевидны и бесспорны, в то время как бесконечные дискуссии о мировом духе, абсолютном понятии и т. п. были бесплодны, не приносили никакой пользы для жизни людей. Все вопросы философии позитивистами были объявлены бессмысленными и не поддающимися хоть какому-то решению. Отсюда следовал вывод, что философия как метафизика (то есть учение о том, что не может быть выражено в фактах и проверено эмпирически) не нужна и лишь мешает науке. Поэтому против такой философии следует вести борьбу. Позитивисты стремились провести демаркацию между наукой и философией. Себя позитивисты рассматривали в качестве «дворников при науке», освобождающих её от «метафизического хлама». Философия может быть полезна лишь как «служанка науки», обобщая и систематизируя добытые ей знания. В философии позитивисты признавали более ценной теорию познания, а не онтологию. Таким образом, говоря о позитивизме, мы имеем дело с своеобразным антифилософским сциентистским мировоззрением. Будучи последовательными сциентистами, позитивисты создали культ научности. Они считали науку единственно возможным надёжным источником знаний. Все остальные сферы культуры (в том числе и философия) должны строиться по образцу науки. Они также считали именно науку решающей силой развития общества. Позитивисты выступали против вмешательства религии в дела науки, но в целом занимали агностические и скептические позиции. В своём развитии позитивизм прошёл несколько этапов, каждый из которых характеризовался особыми специфическими чертами. 1. «Первый» (классический) позитивизм. - середина - конец 19 в. Основные представители: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Для него характерен интерес к естественным наукам (физике, химии, биологии и др.). 2. Эмпириокритицизм (махизм). - конец 19 - начало 20 в. Основные представители: Р. Авенариус, Э. Мах. Преобладающей дисциплиной считалась психология. 3. Неопозитивизм (аналитическая философия, логический позитивизм). - начало - середина 20 в. Основные представители: Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М. Шлик, Р. Карнап. Неопозитивизм пытался решить философские проблемы, опираясь на логику, математику и анализ языка. 4. Постпозитивизм. - 2 половина 20 в. Основные представители: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Для постпозитивизма характерен интерес к истории науки и логике свершения научных открытий, а также отказ от многих положений, которых придерживались позитивисты предшествующих этапов развития этого учения.  

 

Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1856). Он получил образование в Политехнической школе, изучал астрономию, физику, механику. Некоторое время Конт работал домашним учителем, а затем стал секретарём и учеником философа-утописта Сен-Симона, который ещё в 1813 г. призвал к преобладанию позитивного знания над отвлечённым. С 1830 по 1842 г. Конт создаёт свой основной труд в 6 тт. «Курс позитивной философии». Резко критикуя идеалистические философские системы, Конт вместе с тем настороженно относился к материализму и атеизму, называя атеистов «неудавшимися теологами». Термин «позитивное», считает Конт, означает «реальное», «полезное», «достоверное», «точное» в противоположность предшествующему философскому знанию. Следует размышлять только над проблемами, решение которых доступно и может принести пользу человечеству, оставив без внимания всё таинственное, выходящее за пределы опыта. Здоровая философия должна изгнать все метафизические вопросы, не поддающиеся решению. Именно позитивное знание, проверяемое опытом и практикой, должно лежать в основе науки. Всё это говорит об эмпиризме Конта. Метафизикой Конт (а вслед за ним и другие позитивисты) объявил всякую теорию, признающую наличие некоей объективной реальности за нашими чувствами, знание о которой может носить лишь вероятностный характер. В этом отношении позитивизм продолжал субъективно-идеалистическую и агностическую линию философии Юма. В чём же тогда должны заключаться задачи науки? Прежде всего, в описании замечаемых нами явлений и их систематизации. Однако вопросы, откуда происходят эти явления, в чём их причина, следует отстранить как бессмысленные. Своё видение функции науки Конт выразил в формуле: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы мочь». На основе собранных фактов учёный выводит законы. Конт писал: «Назначение положительных законов – рациональное предвидение». Функции же философии, по Конту, должны заключаться в систематизации позитивного научного знания и ни в чём более. Конту принадлежит деление всей истории духовного развития человечества на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии дух стремится познать внутреннюю природу сущего, отыскать причины явлений в деятельности сверхъестественных существ. На этом этапе первенство сохраняет религия. Метафизическая стадия характеризуется тем, что на место сверхъестественных существ ставятся некие признающиеся реальными абстрактные сущности, определяющие все наблюдаемые явления. Религия здесь заменяется философией. Наконец, на позитивной, высшей, стадии философия уступает место наукам, которые отказываются от изучения недоступного познанию, от поиска причин и занимаются лишь установлением связи между явлениями. (Таким образом, Конт резко ограничил сферу применения науки лишь теми задачами, которые она может решать в совершенстве.) Эти три стадии проходят абсолютно все науки, и даже любая личность в своём развитии. К числу заслуг Конта, несомненно, следует отнести высказанную им мысль о необходимости создания науки об обществе и изобретения им термина «социология» для обозначения этой науки. Конт считал, что поскольку именно наука является главной движущей силой развития общества, у власти должны находиться учёные и обеспечивать бесконфликтное развитие общества. Основным девизом должно стать требование: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». В этике Конт на первый план выдвигал идею альтруизма, сочувствия и помощи людям. Каждый человек должен следовать правилу: «Живи для других». В конце жизни Конт выступил с предложением создать утопическую позитивную религию, но не нашёл поддержки даже в рядах своих сторонников среди учёных.  

 

Последователем Конта в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806 – 1873), временами оказывавший бедствующему Конту денежную помощь и пропагандировавший его идеи, приспособляя их к традициям английского эмпиризма. Милль был депутатом парламента, выступал в защиту либеральных принципов, а также за предоставление политических прав женщинам. Основным философским произведением Милля является «Система логики», в которой он пытался развить заложенные ещё Ф. Бэконом методы познания, основывающиеся на индукции. В целом Милль в своих философских воззрениях следует за Юмом. Он также отвергает принцип причинного объяснения явлений, говоря о причине как о психической ассоциации. Нам доступно только знание последовательности и сосуществования явлений, но не их причины. Однако Милль не отвергал полностью понятие материи. Он считал материю неизвестной причиной, определяющей постоянную возможность наших ощущений, а сознание постоянной возможностью переживаний. Задачей науки он признавал индуктивное упорядочивание единичных явлений.  

 

Большой популярностью пользовались в конце 19 века взгляды Герберта Спенсера (1820 – 1903). Почти всю жизнь Спенсер посвятил разработке системы «Синтетической философии», энциклопедически объединяющей все добытые частными науками знания. Не случайно философию Спенсер определял как «полностью объединённое знание». В систему «Синтетической философии» вошли написанные Спенсером «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии». Спенсер стремится снять противоречия между наукой и религией, утверждая, что их последние истины тождественны по содержанию. За нашими чувствами находится непознаваемая реальность – некая Сила, проявлением которой и может считаться материя. Он в духе агностицизма считал, что первые причины всегда будут недоступны разуму. Основная заслуга Спенсера – пропаганда эволюционного понимания развития во всех сферах бытия. Эволюция является всеобщим законом, обладающим безусловной необходимостью. В этом Спенсер оказал существенную поддержку распространению идей Дарвина, а также распространил эволюционный принцип рассмотрения на неорганическую и социальную реальность. Для прогрессивного, эволюционного развития, считал Спенсер, характерна интеграция материи, сопровождающаяся рассеянием движения и всеобщей дифференциацией, во время которой материя переходит от состояния несвязной и неопределённой однородности к определённой и связной разнородности. Таким образом, основными свойствами эволюции являются интеграция (переход от бессвязности к связности), дифференциация (переход от однородности к разнородности), возрастание порядка (переход от неопределённости к определённости). Эволюция мыслилась Спенсером как плавный постепенный процесс, не сопровождающийся резкими скачками. (Сравните подобные воззрения с теорией развития у Гегеля.) В целом, представители «первого» позитивизма внесли достаточно заметный вклад в развитие многих частных наук и теории познания. Они стремились уйти от решения собственно философских проблем; отбросив метафизику, приспособить философию для практических потребностей научного исследования. Однако они не ставили под сомнение чистоту самого эмпирического научного знания.  

 

 

 Второй позитивизм. Представители следующей волны позитивизма начали утверждать, что сам опыт нуждается в очистке, поскольку изначально истинное знание «заражено» метафизикой. Они критиковали своих предшественников за то, что они по сути дела не избавились от метафизики, а только видоизменили её. Надо обнаружить в любом опыте источники метафизики и очистить научное познание, от их влияния. Второй этап развития позитивизма получил название «эмпириокритицизм», что означает «критика опыта». Только очистив опыт от всего чуждого ему, идущего от метафизической склонности человека, можно надеяться окончательно искоренить метафизику (как идеалистическую так и материалистическую). Основными представителями второй волны позитивизма были философ Рихард Авенариус (1843 – 1896), выпустивший в 1890 г. книгу «Критика чистого опыта» (сравните с задачей основной работы Канта) и австрийский физик Эрнст Мах (1838 – 1916), по имени которого «второй» позитивизм часто ещё именуют махизмом. Маху принадлежит ряд открытий в физике, аэродинамике и осмыслении пространства и времени.[1] Представители «второго» позитивизма были эмпириками и считали, что всё познание в конечном счёте сводится к ощущениям, а научные законы и теории есть лишь особым образом организованная, как бы спрессованная эмпирия в соответствии с законом экономии мышления, то есть они отрицали принципиальную разницу между чувственным и рациональным познанием. Надо проследить весь путь познания, попутно устраняя всё априорное, доопытное, что есть в нашем сознании. Только так можно устранить даже возможность метафизики как таковой. Теория познания должна представлять собой адекватное описание процесса познавательной деятельности. А наука вообще занимается лишь описанием и предсказанием явлений, но отнюдь не их объяснением. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считал понятие причинности. Задача искоренения метафизического в сознании предопределила интерес Авенариуса и Маха к психологии, в которой они увидели новое «позитивное» знание о душе и мире. Однако узко эмпирическое понимание процесса познания показало свою ограниченность. Например, Мах до конца жизни отрицал реальность существования атомов наряду с понятиями «масса», «сила», считая их не более чем гипотезами, псевдообъектами, служащими экономному описания мира. На все возражения сторонников реального существования атомов Мах отвечал: «А Вы видели хоть один атом?». Подтверждение существования атомов с помощью микроскопов нанесло существенный урон авторитету эмпириокритицизма. В собственно философии сторонники «второго» позитивизма пытались устранить основной вопрос философии, отыскав в опыте некие нейтральные элементы, то есть не могущие быть определены ни как идеальные, ни как материальные. Таким изначально нейтральным, «третьим» элементом сознания является, по их мнению, поток чувственного опыта. Подлинное, изначальное, нейтральное бытие – поток ощущений. Они не материальны, не идеальны – они нечто изначальное. В целом теоретики эмпириокритицизма следовали в направлении субъективного идеализма. Так, Мах считал, что данные в опыте физические тела сами образуются из восприятий, то есть, являются не более чем комплексами ощущений. Я и мир принципиально скоординированы, т. о., сознание является центром мира: «Нет объекта без субъекта и субъекта без объекта». Авторитет «второго» позитивизма был в значительной степени подорван его субъективным идеализмом, ведущим к отрицанию реального бытия мира, и упорным отрицанием эмпириокритиками существования атомов. В частности, жёсткой критике эмпириокритицизма была посвящена работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».  

Информация о работе Общая характеристика западноевропейской философии 19 века