Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:24, реферат
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная
философия XX века рассматривалась только в негативном свете.
2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной
философии, отсутствие их строгой научной классификации создает
трудность для её понимания и усвоения.
3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу
сложную, динамичную эпоху.
4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому
овладение ими поможет человеку ориентироваться в сегодняшней
жизни.
Введение………………………………………...3
1.Общая характеристика Западноевропейской философии 19 века…4
2.Общая характеристика позитивизма и этапы его развития…4
3.Марбургская и Баденская школы неокантианство……………15
4.Итуитивизм А.Бергсона……………………………………….21
Заключение …………………………………………………….. 23
Список используемой литературы……………………………..24
Вероятно, именно представление об иерархической структуре культуры пробудило у Виндельбанда новый интерес к концепции Гегеля, у которого иерархия форм культуры объясняется историческим развитием мирового духа, наслаивающим снизу вверх все фазы своего становления от самой примитивной до полностью адекватной сути Абсолютной идеи. Дальнейшее развитие философской мысли Виндельбанд и связывал с переходом от неокантианства к неогегельянству.
Несколько на ином основании пытается развить идеи Виндельбанда о спецификации методологии его последователь Г. Риккерт60. Он определяет главное различие наук о природе и наук о культуре в том, каким образом те и другие трансформируют воздействие на человека внешнего мира. Науки о природе, считает Риккерт, используют преимущественно номотетический, или «генерализирующий», метод, и в естествознании формулируются законы различной степени общности, в схему которых укладывается фактически констатируемое многообразие мира. Поскольку в рамках этого подхода индивидуальные черты исследуемого объекта не имеют научного смысла, то его применение резко ограничено в сфере человеческой жизни. Науки о культуре, по Риккерту, преимущественно используют «идеографический», или индивидуализирующий, метод, который способен дать представление об исторической культуре в неповторимо своеобразном сочетании разнородных эмпирических фактов и социально-нравственных отношений. (Кантовское противопоставление познающего и нравственного субъектов обернулось здесь и раздвоением познающего субъекта.) Таким образом, именно у Риккерта берет начало характерный для первой половины XX в. раскол на две «культуры» — естественнонаучного и гуманитарного знания61.
Марбургская школа неокантианства, напротив, с самого начала стремилась раскрыть внутреннее единство различных форм культуры, отрицая баденскую концепцию ценностей и опираясь на кантовскую трактовку системной связи способностей субъекта и его деятельности. Глава школы Г. Коген (1842—1918) исходит в своей концепции из кантовского тезиса об активности субъекта и в познании, и в нравственности и противопоставляет баденскому принципу «телеологической связи» практического разума с теоретическим принцип «изначального происхождения» всякого содержания сознания в самой творческой деятельности субъекта. При этом он отводит от Канта упрек в «психологизации» философии, поскольку предметом философской критики Канта являются не «общие» способности души человека, а исключительно трансцендентальные, надстраивающиеся над психическими и делающие человека субъектом культуры. Коген указывает на непоследовательность Канта в трактовке понятия «трансцендентальный» применительно к эстетической способности суждения: обосновав активность субъекта в познании и нравственности, Кант писал эстетику с точки зрения пассивного восприятия эстетического в природе и в искусстве. Эстетическая способность суждения, по Канту, есть рефлексия о познавательно-нравственном содержании (эстетической идее), возникновение которого и в суждении вкуса, и в творчестве гения необходимо предполагает собственно активность познающего и нравственного субъекта. В отрицании активности эстетического субъекта и продуктивности художественного сознания Коген видит дань Канта эпохе Просвещения. Согласно Когену, если теоретический и практический разум (познающий разум и нравственная воля) являются трансцендентальными способностями и с их помощью человек создает научную картину мира и нравственные законы человеческих взаимоотношений, т. е. качественно своеобразные формы культуры, то и созидание искусства как особой культурной формы следует признать результатом специфической активности сознания субъекта. С целью доказательства этого вывода Коген гибко анализирует связь (и различие) искусства с познанием и моралью. «С древнейших времен и во всех областях искусства, — пишет он, — проступает внутренняя связь между искусством и наукой. Древнейшие мудрецы Греции сделали метрон основной мерой для всего познания и одновременно также для всего искусства. И если в метроне научная философия заимствовала для себя понятие у искусства, то канон, который пластика переняла от математики, представлял собой заимствование у науки... И во всем последующем развитии культуры без понятий научного мышления никогда не возникало искусства, и без него оно не может приобрести и поистине живого своеобразия»62. Отмечая, что издревле в искусстве на религиозные темы речь идет прежде всего о «нравственном ядре, которое скрывается в мифологической оболочке», Коген также подчеркивает: «Остается предпосылкой, что нравственность по своей основной проблеме образует интеллектуальное содержание искусства, от которого оно никогда не может освободиться»63. Специфика же предметного содержания художественного сознания обусловлена тем, в соответствии с Кантом, продолжает Коген, что оно созидается в процессе синтеза познающего разума и нравственной воли — чувством, которое является, следовательно, равно трансцендентальной способностью наряду с разумом и волей. Таким образом, наука, мораль и искусство представляют собой, по Когену, систему взаимосвязаннее форм культуры, определяемую системной связью трансцендентальных способностей субъекта — разума, воли и чувства.
В Марбургекой школе неокантианства соответственно выявляется и имманентно-логическая связь понятий системы культуры и системы философии. «Мы понимаем систему философии с точки зрения единства сознания культуры, — указывает Коген. — Каким образом культурное сознание, направляемое математикой, предстает в областях естествознания — должна показать логика. Как оно далее определяет и регулирует в государстве и праве историю людей и народов — выпадает показать этике»64. Искусство, которое представляет в культуре сферу, несводимую к науке и морали, требует своего философско-систематического изучения в эстетике. Фундаментальные труды, составляющие философскую систематику Когена, — «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства»,— одновременно стали базисом культурологии Марбургского неокантианства. Совершенно в духе Канта общий ее пафос — формирование культуры субъекта. «В познающем сознании Я в качестве Я полностью отступает... Чистое мышление направлено не на что иное, как на производство, обоснование, обеспечение объекта, — определяет смысл науки Коген. — Чистая воля есть не только мышление, в нем действует аффект. Она производит содержание нравственности. Казалось бы, здесь безошибочно целевой пункт образует Я. И все-таки это только иллюзия... Индивидуум чистой воли имеет фокусом бесконечную задачу Я. Но коль скоро волеющее Я чувствует себя только как индивидуум, столь скоро оно еще не созрело для Я чистой воли, — подчеркивает Коген специфику морального сознания. — Только в эстетическом чувстве нет никакой другой инстанции в никакой другой реальности, кроме индивидуальности»65, — присоединяется Коген к гетеанской интерпретации Канта. Однако он разворачивает эту характеристику дальше, определяя производство индивидуальной самости человека в искусстве — самочувствие — как любовь: «...Но не самолюбовь, а любовь самости человека, которая через искусство обнаруживает не только дух и не только нравственность человека, но их обоих как природу человека, как душу человека в его теле»66. Специфическая задача художественного творчества и восприятия, по Когену, состоит в том, чтобы они производили «любовь к человеку как самочувствие человечества в человеке»67, главная функция искусства заключается в том, чтобы оно (а не мораль!) придавало культуре в целом гуманистический характер.
Далеко идущее различие между Марбургской и Баденской школами неокантианства заключалось также в том, что Коген не просто структурировал культуру путем классификации суждений, а произвел скрупулезный анализ формирования специфических механизмов сознания, опосредующих культуротворчество, в связи с исследованием становления языка в генетическом и структурно-функциональном аспектах. Культура с этой точки зрения развертывалась как освоение мира сознающим и действующим субъектом в опосредованности языковой деятельностью. Типы речи символизировали различные способы отношения субъекта к миру, которые и отливались в соответствующие формы и культуры.
Анализируя активность сознания, Коген показывает, что речь в качестве инструмента формирования сознания может трансформироваться в различные типы в зависимости от задач выражения того или иного конкретно-своеобразного содержания сознания. Так, природа, рассматриваемая в качестве предмета естествознания, допускающего математическое описание, моделируется в объект науки только в том случае, если познание использует понятия, абстрагированные от элементов удовольствия и волевых импульсов, т. е. собственно понятийный язык мышления. Мораль как форма культуры, по Когену, качественно отличается от науки тем, что ее содержание — долженствование — во всех вариантах нравственных принципов и максим опосредовано в сознании понятиями, как раз неразрывно слитыми с волевыми побуждениями. Язык морали — императивы доброй воли, устремленные к должному. Искусство же выполняет специфическую задачу соотнесения познаваемого и нравственного миров (в кантовской традиции, заключает Коген) и создает особую форму целостно го отношения человека к миру, используя своеобразный речевой синтез — сплав языка мысли и языка доброй воли в метафоре. Метафорическая речь поэтому — собственный язык чувства, согласно Когену, а поэзия — исток и предпосылка развития всех видов искусства, «Дезориентирующая ошибка скрывается в словах, что музыка является арифметикой духа, не сознающего своего счета. Основа музыки не есть математика, а с самого начала — математика, измененная эстетическим духом музыки, — полемизирует Коген с модернистскими концепциями, обновляющими обоснование познавательной сути искусства. — Архитектура не есть применение и разработка геометрии и перспективы, но их использование для художественного формообразования»68. Предметное содержание искусства создается, согласно Когену, любовью — изначально эстетическим чувством, опосредованным поэтической речью. Именно она превращает изобразительную деятельность в живопись, ритм и интонацию звукового ряда в музыку. Художественная культура во всем своем реальном многообразии представляет собой сферу формирования целостной индивидуальности, которая в качестве эстетического субъекта придает неповторимую индивидуальность и гуманизм всем формам созидаемой культуры.
Таким образом, в марбургском неокантианстве культура понимается как система качественно различных форм науки, морали и искусства, изменяющих во взаимодействии друг друга и культуру как целое. В отечественной литературе уже отмечалось, что именно трактовка Марбургской школой культуры как системы, а не баденская концепция структуры философии и культуры, стала благодарным наследником кантовской культурологии69, и именно она в XX в. нашла себе перспективного преемника в лице Э. Кассирера.
В заключение следует отметить, что развитие многообразных идей в немецкой философии культуры XIX в. протекало в основном русле кантовской традиции и к началу XX в. кристаллизовалось вокруг проблемы типологии субъектов культуры, символизации в формах культуры типов отношений человека к миру, опосредованности процесса культуротворчества речевой деятельностью. Эти проблемы остались ключевыми и в философии культуры XX в.
Анри БЕРГСОН - представитель философии
жизни - был наиболее известным и влиятельным
из всех французских философов первой
половины XX века.
Движущей силой его рассуждений
предстает контраст между "результатом"
познания - теориями и понятиями - и живой
действительностью. Его стратегической
идеей является необходимость "дополнить
теорию познания теорией жизни". "Жизнь"
Бергсон утверждает в качестве подлинной
и первоначальной реальности.
Бергсон считает, что "жизнь"
ускользает от нас только потому, что мы
пытаемся схватить ее интеллектуальными
средствами, что похоже на попытку зачерпнуть
воды решетом. Теоретическая реконструкция
"жизни" невозможна - вот в чем Бергсон
совершенно уверен.
Сущность жизни, по Бергсону,
может быть постигнута только с помощью
ИНТУИЦИИ, поскольку жизнь мы переживаем
и, значит, способны воспринять непосредственно.
Путем этого непосредственного
постижения жизни, по Бергсону, и является
интуиция.
Интуиция, по Бергсону, призвана
ответить на все вопросы, традиционно
считавшиеся философскими.
Философию жизни Бергсона называют
еще ИНТУИТИВИЗМОМ Бергсона, рассматривая его
как представителя интуитивизма - течения
философии, усматривающего в интуиции
единственно достоверное средство познания.
Хотя интуитивистские тенденции присущи
многим философам и философским направлениям
прошлого, как специфическое течение интуитивизм
возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи
разновидностью иррационализма.
Интуицию Бергсон противопоставляет ИНТЕЛЛЕКТУ, трактуя его как орудие оперирования
с "мертвыми вещами" - материальными,
пространственными объектами.
"Интеллект, - утверждает
он, - характеризуется естественным непониманием
жизни". В физике, например, утверждает
Бергсон, время - это не "настоящее"
время. Чувствуя это, мы должны обратиться
к характеристикам "истинного" времени.
Анализу физического понятия
времени Бергсон посвятил специальную
работу - "Длительность и одновременность",
в которой он разбирает физическое понятие
времени как оно представлено в специальной
теории относительности. Бергсон утверждает,
что под научным понятием времени - "опространствленным",
"ненастоящим" - есть "реальная
длительность", которая "нами испытывается".
Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона,
в соприкосновение с "истинной природой
жизни".
"Сущностью" мира для Бергсона
есть "время", но это "качественное",
"живое" время радикально отличается
от механическо-физического времени.
Бергсон разработал специфическую
концепцию развития, названную им "творческой
эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая"
эволюция есть "творчество", Бергсон
как бы застывает на этой констатации,
лишь украшая и разнообразя ее терминологически
- например, заменяя термин "творческая
эволюция" термином "длительность"
или словосочетанием "жизненный порыв".
Он абсолютно прав, квалифицируя
свою модель эволюции как ненаучную. Скорее
всего она является натурфилософской,
поскольку в ней использован стандартный
прием натурфилософов - субстанционализация
термина.
В своей последней крупной философской
работе "Два источника морали и религии"
Бергсон выделяет два типа общества и
соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ. "Замкнутое общество"
- это возникшее на основе принуждения
с целью сохранить целостность и устойчивость
существующей социальной структуры. В
отличие от "замкнутого общества",
созданного природой и охватывающего
отдельные замкнутые и враждебные друг
другу группы индивидов, "открытое общество"
должно объединять все человечество и
строиться на любви, взаимной симпатии,
возникающей из "духовного порыва",
раскрывающего перед избранными личностями
мир свободы и любви, бесконечно превосходящий
механизм "замкнутого общества".
1. Современные философские течения на Западе отражают новые реальности
бытия и в особенности
- радикальную смену мира
мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию
общества, производства (не только материального, но и духовного).
2. В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм,
историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая
философия (позитивизм), диалектика.
Эти философские
направления разрабатывают
пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены
естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и
значительную роль
играли бы широкие
философского характера.
3. Составной частью многих
философских течений Запада
гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как
главное условие становления
всей системы общественных
4. Изучение философских течений западной философии, вооружает современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует
мировоззрение.
Многие положения западной
в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и
использовать в своей деятельности.
Список использованной литературы:
6.Западная философия XX века. (Под. ред. Зотова А.Ф., Мельвиля Ю.К.). В 2-х тт. М., 1994. ст-12ст.
7 .История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. Яковлева В.П., Кохановского В.П. Р-н/Д., 2008.ст-127.
8.Хюбшер А. Мыслители нашего времени. справочник по философии Запада XX века. М., 1994.ст-167.
Информация о работе Общая характеристика западноевропейской философии 19 века