Общество как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:33, реферат

Описание работы

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Общество как философская проблема……………………………..6
2 Взаимодействие общества и природы…………………………….8
3 О социальной структуре общества………………………………..10
4 Специфические законы общества…………………………………12
5 Философские проблемы экономической жизни общества………………………………………………………………………….14
6 Философия политики………………………………………………17
7 Общественное сознание и духовная жизнь общества………………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………23

Файлы: 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФИЯ .docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1 Общество как философская проблема……………………………..6

2 Взаимодействие общества и природы…………………………….8

3 О социальной структуре общества………………………………..10

4 Специфические законы общества…………………………………12

5 Философские проблемы экономической жизни общества………………………………………………………………………….14

6 Философия политики………………………………………………17

7 Общественное сознание и духовная жизнь общества………………………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………23

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки  появляются в античной Греции, где  общество понимали как упорядоченное  целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разработанных категорий  диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней  Греции. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и  сложнее для понимания.

Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части  системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности  общественной жизни разрабатывали  О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин,многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии  общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация  и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной  не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается  в обеспечении определенного уровня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозить самому его существованию.

Базовую структуру  общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно  воспроизводятся. Это:

• материальная деятельность,

• духовная деятельность,

• регулятивная или управленческая деятельность,

• деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком  смысле.

Кроме этого подхода  существует и другой, более традиционный для отечественной философской  мысли, выделяющий следующие сферы  общества:

• материально-экономическую,

• социальную,

• политическую,

• духовную

Не трудно заметить, что эти подходы во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социально-философской  мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более  подробно. Хотя следует отметить, что  оба подхода имеют право на существование, ибо в какой-то мере дополняют друг друга.

Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Это сами люди, физические вещи, символы и  связи между ними.

Существует несколько  определений деятельности. Воспользуемся  тем из них, что дается в учебнике "Социальная философия": деятельность - это специфически человеческая форма  активного отношения к окружающему  миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение  и преобразование данного мира.

В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой  деятельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может  быть направлена на другого человека (например, в ситуации "преподаватель - студент"), на вещи (орудия труда, орудия духовного производства) и символы  или знаки, каковыми являются устная и письменная речь, информация на различных  носителях (дискетах, лазерных дисках, магнитных лентах), книги, картины, искусственные  языки и т.д.

Однако человек  сам по себе, как и вещи без  человека, еще не образуют социального  действия. Для такого действия необходимы связи между ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и порождают основные типы общественной деятельности.

Четырем названным  элементам простейшего социального  действия соответствуют указанные  выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера  имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества. Подробнее мы остановимся на этом в следующих  разделах учебного пособия.

 

 

1. ОБЩЕСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

«Проблема социальной философии - вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает». Общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо".

Общество на любой ступени  его развития — это многостороннее образование, сложное сплетение  множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое.

Современная философия рассматривает  общество как совокупность различных  частей и элементов, которые тесно  связаны между собой, постоянно  взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный  организм, как единая система.

Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют  иерархическую структуру. Иначе  говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие  из определенных частей.

Современная социальная философия  выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Структуру человеческого  общества образуют: производство и  складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности (подсистемы общественной жизни), которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

• материальная деятельность,

• духовная деятельность,

• регулятивная или управленческая деятельность,

• деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.

Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для  отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы общества:

• материально-экономическую,

• социальную,

• политическую,

• духовную

Не трудно заметить, что эти подходы  во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социально-философской  мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более  подробно. Хотя следует отметить, что  оба подхода имеют право на существование, ибо в какой-то мере дополняют друг друга.

Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой деятельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может быть направлена на другого человека (например, в ситуации "преподаватель - студент"), на вещи (орудия труда, орудия духовного производства) и символы или знаки, каковыми являются устная и письменная речь, информация на различных носителях (дискетах, лазерных дисках, магнитных лентах), книги, картины, искусственные языки и т.д.

Однако человек сам по себе, как  и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Для такого действия необходимы связи между  ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы  и связи между ними - должны постоянно  воспроизводиться. Этим и порождают  основные типы общественной деятельности.

Четырем названным элементам простейшего  социального действия соответствуют  указанные выше четыре типа (или  сферы) общественной деятельности. При  этом каждая сфера имеет собственную  специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни  общества. Подробнее мы остановимся  на этом в следующих разделах реферата.

 

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

 

Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам Д.И. Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

Невозможно анализировать  общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние  на развитие общества. Человеческая история  — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Экология (от греч. oikos —- обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество -природа.

Известно, что  человеческая деятельность является тем  каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.

Этот принцип  имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Заповедь собственно человеческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой.

Информация о работе Общество как философская проблема