Общество как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:33, реферат

Описание работы

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Общество как философская проблема……………………………..6
2 Взаимодействие общества и природы…………………………….8
3 О социальной структуре общества………………………………..10
4 Специфические законы общества…………………………………12
5 Философские проблемы экономической жизни общества………………………………………………………………………….14
6 Философия политики………………………………………………17
7 Общественное сознание и духовная жизнь общества………………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………23

Файлы: 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФИЯ .docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Античные философы и политические деятели начали изучать специфику  политического языка и политической речи, этические категории свободы, справедливости, всеобщего блага, типы правителей и особенности различных  политических строев, политические конфликты.

Философия политики в средние века характеризовалась теоцентризмом, а социальная жизнь – формированием  абсолютных монархий, противопоставлением  светской и церковной властей, отсюда – появление новых идей и новых  оппозиций: властелин – народ, власть – подчиненные, город – мир, свобода  – долг и право и т. д.

Новое время – период формирования индустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания буржуазии – способствовало появлению открытий, определяющих политическую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них  были гражданское общество и правовое государство. В Новое время были сформированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социализм, анархизм и т. д.

Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию  сознания, массовые политические неврозы  и психозы. Все это и составило  предмет изучения политической философии  в ХХ веке.

Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области политики – идею гражданского общества и  идею правового государства.

Философов, пожалуй, более  чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении  государства. Материалистическая философия  видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства  связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов  на вопрос о том, каковы причины возникновения  государства - от божественного промысла до общественного договора.

7. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

 

Анализ духовной жизни  общества является одной из тех проблем  социальной философии, предмет которой  еще не выделился окончательно и  определенно. Лишь в последнее время  появились попытки дать объективную  характеристику духовной сферы жизни  общества.

Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия  была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и т.п. и  не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в обществе.

Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?

Одной из заслуг К.Маркса является выделение  им из "бытия вообще" общественного бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии6. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём  выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного  сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы- нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заметить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать данное понятие и отражаемую им реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Азимов А., Болд У. Расы и народы. Генетическая мутация и эволюция человека. М., 2003.
  2. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993.
  3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
  4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  5. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994; 2-е изд. СПб., 2003.
  6. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. М.,1991.
  7. Очерки социальной философии. М.,1994.
  8. Панарин А.С. Философия политики. М.,1994.
  9. Политология: Энциклопедический словарь. М.,1993.
  10. Садохин А.П. Этнология. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. М., 2000.
  11. Семинарские занятия по философии: Учеб. – метод. Пособие/А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; под.ред. К.М. Никонова. – М.: Высш. шк.,1991.
  12. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999 (Гл. XV.«Общество и человечество, нация и семья»).
  13. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.
  14. Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. Т. I. М., 2003 (Гл. 6.«Общество как способ человеческого бытия»).

1Очерки социальной философии. - М.,1994. - С.83.

2Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. Т. I. М., 2003 Гл. 6. «Общество как способ человеческого бытия». – С. 26 – 28.

3Мир философии: Книга для чтения. Ч.2.,- М.,1991. - С.414-415.

4Семинарские занятия по философии: Учеб. – метод. Пособие/А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; под.ред. К.М. Никонова. – М.: Высш. шк.,1991. –287 с.

5Панарин А.С. Философия политики. - М.,1994. - С.5.

6Садохин А.П. Этнология. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. М., 2000. – С. 56.

 


Информация о работе Общество как философская проблема