Общество как саморазвивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

“Общество как саморазвивающаяся система” – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема данной работы актуальна потому, что современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.
Что такое общество? На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1-ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВО. 4
2-КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА 6
3-ИСТОЧНИКИ САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 12
4-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

контрольная философия.docx

— 58.03 Кб (Скачать файл)

 

НОУ ВПО «Институт  управления»

Ярославский филиал

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

философия


 

 

Тема 
(номер варианта):

 

общество как саморазвивающаяся система


 

Преподаватель:

Перевалов В.Д.

 

(фамилия, инициалы)

Выполнил студент:

 

1

курса,

14фз

группы

Егорова М.А

 

(фамилия, инициалы)

№ зачетной книжки

5147


 

 

 

Номер регистрации

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1-ВЛИЯНИЕ  ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ  ОБЩЕСТВО. 4

2-КУЛЬТУРА  КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА  И  ЧЕЛОВЕКА 6

3-ИСТОЧНИКИ  САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 12

4-ДУХОВНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

“Общество как саморазвивающаяся система” – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема данной работы актуальна потому, что современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

Что такое общество? На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Давайте попытаемся вспомнить  знакомые нам устойчивые словосочетания, в которое входило бы данное слово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество.

В данном случае под обществом  мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки  друг другу.

Но вот другой ряд связанных  понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь  уже употребляя понятие "общество", мы имеем в виду определенный этап в развитии человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться  в соответствии с этой логикой  рассуждении (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом - в его историческом и  перспективном развитии. Это все  население Земли, совокупность всех народов.

Иными словами, это обособившаяся  от природы, но тесно с ней связанная  часть мира, которая включает в  себя способы взаимодействия людей  и формы их объединения.

 

1-ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВО.

То  обстоятельство,  что общество  представляет  собой   сложную   систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не  отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего.  Более  того,  одним из теоретических достижением науки XX в.  можно  считать,  представление о социальной  системе.  Под  ней  понимается  все  относящееся   к   системной характеристике   общества   как   определенной   целостности,   объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями.  В  известном  смысле  слова индивид тоже может рассматриваться  как  социальная  система,  но  чаще  это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Характер объединения  элементов в систему трактуется  в  соответствии  с тем или иным способом объяснения сущности человека  или  его  истории.  Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо  в  материальных, либо в духовных связях людей. Для анализа  сущности  системной организации общества  следует  попытаться соотнести  это  понятие  с  системными  закономерностями  природы,  с   теми предпосылками, на базе которых возникает культура и  цивилизация.  Плотность населения, виды его занятий, уровень производства и его темпы,  политическое устройство и многое другое зависят от  характера  климата  и  почв,  рельефа местности и водных ресурсов, запасов полезных ископаемых и т. д.

Очевидно, что нельзя жестко связывать  исторические  судьбы   тех или иных цивилизаций с характером их среды обитания. Почва, на  которой вырастает, живет и эволюционирует данный народ, несомненно влияет на  многие стороны общественной жизни, но не определяет их  фатально.  Природная  среда может стимулировать или тормозить  развитие  общества  как  системы,  но  за исключением нынешней ситуации глобального  экологического  кризиса,  она  не была определяющим фактором развития. Необходимо  обозначить   принципиальные   различия   системной   организации животных  сообществ  и  человеческого  общества  при   несомненном   наличии генетической преемственности.[3,c.34]

В сущности эти различия  сводятся  к определению  грани  между  природой  и культурой  как  субстратом  жизни  любой  формы  социальности.  Все  способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира  живого,  связанное  с их генотипом  и  наличием  врожденной  программы  поведения.  Специалисты  в области этологии ( науки о поведении животных) и социобиологии  в последние десятилетия установили наличие очень  четких  и  строгих закономерностей в групповом  и  индивидуальном  поведении  животных.  В  аспекте   этой   темы привлекают внимание 2 фактора: наличие строгой иерархии  полового  поведения самцов и самок; формы организации при защите таких ценностей, как  добычи  (у хищников), территории, собственного, самки и детенышей. Природа  в  этом   смысле   достаточно   мудра,   ибо   активно   пользуется соперничеством как двигателем эволюции, и,  в  то  же  время,  не  допускает саморазрушения в значительных масштабах. Кроме того в генах заложен  немалый потенциал  альтруистического  поведения,  которое  оказывается   эволюционно более  выгодным,  чем  эгоистическое.  Человек  в  этом   отношении   далеко «превзошел» природу, ибо  массовое  убийство  себе  подобных это прерогатива именно человека и человечества на протяжении истории. Более  того,  появление глобальных  проблем  современности,  угроза  самому  существованию  биосферы планеты  –   во   многом   следствие   установки   на   покорение   природы, эгоистического поведения человека и его сообществ.

 

2-КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА  И  ЧЕЛОВЕКА

В отличие от  природы,  культура  -  это то,  что создано и создается

человеком  как  материальное,  так и духовное.  Культура  -это   природа,,

обработанная особым, человеческим образом .в целях удовлетворения  тех или иных потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным  человеком, а распространяется и на общественные  отношения,  и  на  продукты  духовного производства.

Самым существенным философским  признаком предмета культуры  является  его двойственность. Уже  на  примере самого  примитивного

орудия труда - ручного рубила, можно увидеть, что в этом обработанном  куске скалы есть природные качества (вес, цвет,  твердость  и  т.  д.) и  качества, вложенные в него рукой человека, создавшего этот культурный предмет.  В  нем опредмечена человеческая мысль, нашел воплощение  замысел   творца,  он  тем самым  стал  служить  удовлетворению  той  или  иной  потребности  человека.

Поэтому любой феномен  культуры является  чувственно-сверхчувственным;  несет в  себе систему природных и социальных качеств.  В  такой  двойственности  - суть культуры как общественно-исторического способа  адаптации   человека  к миру, причем эта характеристика относится и к самому человеку.

Мир культуры включает в  себя,  таким  образом,  и процесс,  и результат человеческой деятельности, направленной как вовне, так  и  внутрь  человека. Внешний  слой  культуры  является  для человека  по  сути  дела  такой   же объективной реальностью, как и мир неизменной природы и Космос. Живя в  мире культуры, будучи сам  культурным  явлением,  человек  оставляет  после  себя феномены материальной культуры (дети, вещи), либо духовной культуры  (идеи). Тем самым он общается и с прошлым, и с настоящим, и с будущим,  включаясь  в движение мировой истории.

Говоря о культуре как  способе существования общества  и  человека,  нужно обратиться к проблеме ее генезиса  и  структурных  особенностей'.  Очевидно, что с процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени  ведущим компонентом  в  культуре  была  технология  обеспечения  жизненного   цикла, человека, его витальных потребностей. При внешнем сходстве телесных  функций человека и животных (еда, питье, выделение и т.д.) именно в этих  процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального.  В  процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная  культура человека как фундаментальный базовый слой культуры. Недаром самые древние  и наиболее модные нравственные  запреты  -  табу  были  связаны  с  пищевым  и половым  поведением  человека  как   предпосылками   становления   культуры. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных и климатических  явлений, ритуализация половой и  детородной  функции  требовали  все  более  и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к  производящему  и, тем самым, от пользы к выгоде означал нарастание  потенциала   второй  грани культуры  -  ее  социальных  форм.   Новая   стадия   развития   потребовала принципиально   новой   организации   культуры,   сущностью   которой   было обеспечение  технологии  деятельности  путем управления  людьми.   В   этом заключается глубинный смысл феномена власти и идеи государственности .

Следует подчеркнуть, что  и  самообеспечение  и управление  как явления культуры принимали форму  символического  выражения.  Люди  не  просто  ели, укрывались от холода и опасности, размножались и старели, но  культивировали процесс осуществления этих биологических потребностей,  порождая  формы,  до сих пор удивляющие наших современников.  Самовыражение  с  пирах и оргиях, одежде и постройках, празднествах и мистериях, войнах  и походах имело не только и не столько утилитарный смысл (насыщение, укрытие и  т.  д.),  но  и далеко превосходящее его символическое значение.

Феномены культуры все  время обозначали и подтверждали  социальный  статус человека и общества. По характеру сооружений (например, пирамид),  оружия  и утвари, одежды  и  украшений  можно  достаточно  точно  судить  о  состоянии следующего компонента культуры — ее духовной сферы. Если первые  два  как-то ограничены ресурсами и  физическим  потенциалом  данного  общества,  то  мир духовной  культуры  в  точном  смысле  слова  беспределен.   Постепенно   он становился  в  сознании  многих  людей доминирующим,  ибо  служение   Богу, Абсолюту,  культу  предков  и  т.  д.  рассматривалось  как  основная  сфера самовыражения и личности, и общества. В эволюции общества прослеживаются три основные формы  передачи  культурного наследия, без чего  немыслимо  само  его  существование.  Первая  передача образцов  технологии  деятельности  по  принципу:  «делай,  как  я».   Эта древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от  учителя  к ученику воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое общение с  авторитетом,  использование в обучении  механизма подражания действиям.

С другой стороны,  всегда  существует  опасность  консерватизма,  слепого копирования устоявшихся форм, догматизации учения. Тем не  менее,  этот  тип передачи культурного наследия, который в восточной  традиции  называется  «у ног   Учителя»,   остается   универсальным   способом от ремесла до философствования.

Вторая форма  —  передача  опыта не  прямо,  а с использованием  норм, предписаний и  запретов.  Здесь  упор  делается  на  устную  или письменную традицию, передаваемую от поколения  к  поколению  в  виде  формулы:  «делан так». Она может носить характер не  только  предписания,  но  и  абсолютного запрета, как например гиппократовскнй принцип в медицине: "не вреди".

Характер передаваемых норм изменяется в  ходе истории, они  наполняются новым смыслом, что дает гораздо  больше  простора  для  творчества. Однако опасность догматизации, норм также велика, равно  как  и соблазн объявить эти нормы устаревшими. Каждая эпоха по-своему оценивает и применяет нормы, исходя из своих императивов культуры.[5, c.49]

Еще  более  сложна  третья  форма   передачи   культурного   наследия  аксиологическая, когда, наследуются идеалы и ценности, облекаемые в  те  или иные принципы. Проблема идеала  в  обществе  необычайно  сложна,  ибо  любой идеал и любая ценность самопротиворечива и содержит в себе  свое  отрицание. Достаточно вспомнить проблему происхождения  зла  в мире,  т.е.  оправдания Бога за существование зла и темных  сил.  Коварство  в  словесном выражении любого идеала (светского  и  религиозного)  было  понято  очень  давно,  что породило учения о молчаливом постижении Истины и Бога.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система