Общество: основы философского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

1.Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.
Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это целостная система жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

философия 14.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

Тема 14. Общество: основы философского исследования

1.Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.

Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного  бытия и общественного сознания. В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это целостная система жизнедеятельности людей.

Взаимодействуя, люди участвуют в  материальном производстве. Оно - необходимое  условие существования общества и человека. Кроме того, весь устрой жизнедеятельности человека зависит от способа, каким люди в данную эпоху производят материальные блага. Поэтому, степень и характер взаимодействия между людьми влияет на общество. Его структуру, предопределяет их существование. Общество - (от лат. Societas социум , социальность, социальное) в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в кот. Выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и\или структурно определённый тип - род, вид, подвид и т. п. Общения, предстающей как исторически определённая целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности.

Первой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стаду, является род – кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

         Объединение  нескольких родов составляло племя – тип этнической общности и социальной организации людей. Его характерные черты: общая территория; экономическая общность  и взаимопомощь членов данного племени, выражающаяся, например, в коллективной охоте; общность языка, сознания.

         Народность- это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Народность обычно складывается из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность формировалась из славянских племен: полян, вислян и т.д.

Нация – это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой то степени и биологического своеобразия, а также особенностями характера, темперамента и обычаев.

 

2. Общественное  бытие и общественное сознание. Понятие  способа производства. Общественно-экономическая формация; базис и надстройка. Общественные отношения, их исторические типы, формы и виды.  

Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного  бытия и общественного сознания. Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Хотя в обществе действуют люди, наделенные сознанием, общественное бытие не менее объективно, чем природные процессы. Объективность общественного бытия означает, что оно существует независимо от общественного сознания, по своим объективным законам и порождает, определяет общественное сознание, отражается им.

Общественное  бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве собственно социальной субстанции общественного бытия. В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов и собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов. По мере развития общества бытие все больше наполняется, обогащается собственно индивидуальным. Общественное бытие включает в себя природное бытие общества как основу, на которой существует собственно социальное (надприродное) бытие людей. При этом природное в нем существует в подчиненном вите и имеет произведенный характер. Природное (биологическое), с одной стороны есть предпосылка социального, с другой — его следствие, ибо природная основа благодаря деятельности людей подвергается видоизменениям в ходе истории.

Общественное  сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, заблуждений общества, т.е. сознание общества. В узком смысле общественное сознание — это отражение общественного бытия, его осознание. Оно отображает, прежде всего, общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира, т.к. их сознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

 Поскольку общество представляет  собой сложный коллектив индивидов,  общественное сознание имеет  исходным уровнем сознание индивидов.  Иначе говоря, оно выступает как  совокупное сознание индивидов. В общественном сознании как совокупном сознании индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей их массы, и собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родового и индивидуального. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо родовое, общественное развивается через развитие индивидуального.

 Вывод: Хотя становление общественного  бытия и общественного сознания  происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытии, в исторической практике людей. Пока совокупный общественный продукт не превышал уровня потребления, элементы духовного творчества были «вплетены в материальное производство, духовного производства как такового не было. Лишь тогда, когда труд достиг известной сложности и избыточности, духовное производство обособляется в отдельную отрасль. Поэтому наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли бытия в жизни общества.

Способ  производства - исторически сложившийся способ добывания материальных благ, необходимых для личного и производственного потребления. В марксистской экономии СП есть единство развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, характеризующее, прежде всего соединение рабочей силы со средствами производства. Сменяющие друг друга способы производства образуют различные этапы общественного прогресса. Способ производства был выдвинут марксизмом в качестве критерия обществ. Прогресса, который дал возможность представить всемирную историю как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. С точки зрения марксизма, история в своем прогрессивном развитии по мере смены революционным путем способов производства проходит последовательно первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

Основу каждой общественно-экономической  формации образует способ производства, представляющий собой единство категорий «базиса» и «надстройки», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни - политические, правовые и др.; и как эти стороны воздействуют, в свою очередь, на экономическое развитие общества. Иными словами, в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий. В. И. Ленин пояснял, что «основная идея материалистического понимания истории состояла в том. что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку на первыми...» (В.И.Ленин «Поли. собр. соч.» Т1).

Базис - это совокупность производственных (материальных) отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Материальные отношения не зависят от сознания людей.

Надстройка - совокупность идей и идеологических отношенчй, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, полит, партии, общественные организации), свойственных данному обществу. Идеологические отношения складываются на основе определенных взглядов, идей, в которых обществ, бытие отражается, вне сознания не существуют.

 Категории базиса и надстройки  применяются с целью обоснования  прежде всего того положения  исторического материализма, что  главным фактором в жизни общества  является общественная практика, а в ее структуре главной  формой - материально-производственная  деятельность людей и складывающиеся  в этом процессе экономические  отношения между ними. Формация  и реальное общество.

 Исторические явления индивидуальны  и неповторимы. Каждое общество  имеет свой особый «колорит».  Оно создает особую духовную  атмосферу, в которой живет  и дышит, особый климат, в котором  вырастают и развиваются материальные  и идеологические отношения определенного  типа. Нет ни одного общества, которое бы в точности, во всех  деталях повторяло другое. В силу  такого разнообразия каждый из  них содержит в себе множество  вариантов путей развития.

 Однако категория общественно-экономическая  формация позволяет среди всего  конкретно-исторического многообразия  реконструировать исторический  процесс в логике его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория выступает своего рода моделью исторического процесса. Как теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, не позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или иного способа производства. В истории не существует общественно-экономических формаций в «чистом виде». Каждое общество включает и элементы прошлых формаций, и будущих. «Чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может», - учит диалектика Маркса.

Общественные  отношения - исторически сложившиеся формы связи и взаимоотношения людей.

 Общ-ые отнош-я: матер-ые экономические отнош-я складываются вне зависимости и воли людей. Межличностные отнош-я прежде всего характерны для опыта. Общественные отнош-я неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют её общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, членами своей семьи. И вся эта деят-ть людей, очень разных по характеру, одарённости, личным склонностям, протекает в рамках характерного для данного социума общественных отнош-й: моральных, правовых, политических и т.д.

 Деят-ть и общ-ые отнош-я формируют чел-ка как существо общ-ое, соц-ое.. Таким образом, общые отнош-я связывают индивида с социальной группой, обществом. И, тем самым, они являются средством включения индивида в общ-ную практику, социальность. В формах общ-ых отнош-й осуществляется вся деят - ть больших общ-ых групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отнош-я превращаются в своеобразные алгоритмы деят-ти социальных групп. Это не означает, что общ-ые отнош-я даны свыше, они порождены деят-тью реальных людей и существуют лишь как формы этой деят-ти. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определённость. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общ-ных отнош-й и заменой его новым. Материальные и идеологические отнош-я - это два вида отнош-й, вплетённых в практическую деят-ть двух различных видов, существенно отличаются по их генезису и взаимодействию с общ-ым сознанием. Те из них, кот. складываются, не проходя предварительно через общ-ое сознание, наз-ся матер-ыми .Таковыми являются производственные отнош-я.

 Идеологические отнош-я, формируясь на основе матер-ых, зависят от общ-ого сознания. Идеологические отнош-я складываются под влиянием общ-ого сознания и на ряду с последним оказываются вторичными и зависимыми от отнош-й первичных, определяющих,- производственных. Идеологич. отнош-я обладают признаком объективности: как форма практической деят-ти людей, но и существуют вне сознания, хотя и складываются в зависимости от него.

3. Структура  общественного сознания. Идеология  и общественная психология. Формы  общественного сознания.

В структуру  сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу таких процессов могут быть отнесены ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина, каким он представляется человеку в данный момент. Память – позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление – обеспечивает решение задач путём использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Информация о работе Общество: основы философского исследования