Общество: основы философского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

1.Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.
Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это целостная система жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

философия 14.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

 Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и  включает в себя общественную  функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.

 Обыденное сознание формируется  стихийно в повседневной жизни  людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

 Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

 –политическое сознание представляет  собой систематизирование, теоретическое  выражение общественных взглядов  на политическую организацию  общества, на формы государства,  на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

 –правовое сознание в теоретической  форме выражает правосознание  общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;

 –мораль – система взглядов  и оценок, регулирующих поведение  индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;

 –искусство – особая форма  деятельности человека связанная  с освоением действительности  через художественные образы;

 –религия и философия –  наиболее удалённые от материальных  условий формы общественного  сознания. Религия древнее философии  и является необходимым этапом  развития человечества. Выражает  окружающий мир через систему  мировоззрения, основанного на  вере и религиозных постулатах.

 Общественное и индивидуальное  сознание находятся в тесном  единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественная  психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

 Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.

 Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.

 Общественное сознание представляет  собой очень сложное в структурном  отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

 Общественное сознание каждой  исторической эпохи (исключая  первобытно – общинный строй)  имеет два уровня: психологический  и идеологический.

 Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

 Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

 Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется  в социальной философии в еще  одном, более узком смысле —  как система теоретических взглядов  одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

 Если общественная психология  формируется стихийно, непосредственно  под воздействием тех жизненных  обстоятельств, в которых находится  класс, то идеология преимущественно  выступает как продукт теоретической  деятельности “особо уполномоченных”  данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

 Соотношение между общественной  психологией и идеологией предопределено  тем, что первая является эмоциональным,  чувственным, а вторая — рациональным  уровнем общественного сознания.

 Известно, что чувственное познание  вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

 Отношение между идеологией  и общественной психологией весьма  сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных  чертах психологии данной социальной  группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

4. Общественно-историческая  практика: социальные потребности,  интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.

Потребности – это нужда человека в определенных внешних условиях своего существования. Существуют потребности материальные и духовные, индивидуальные и общественные, долговременные и сиюминутные, здоровые и нездоровые и т.д. Бывают: физиологические (биологическое выживание), потребности безопасности и защиты, самореализации, принадлежности и любви,

самоуважения, самоактуализации, интеллектуальные.и т.д.

 Интересы  – это более или менее отчетливое осознание потребностей. В отличие от потребности, интерес – продукт общественного развития, непосредственная причина человеческих действий. Интересы могут под влиянием различных идей существенным образом исказить потребности и в силу этого стать неистинными, ложными.

Ценности выступают как:

·      желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

·      критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

·      регулируют социальное взаимодействие;

·      внутренне побуждают  к деятельности.

Регулируются ценности экономические  и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная  система. Каждая система ценностей  имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться  системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

 Стимул – непосредственное определенное побуждение к действию. Стимулы могут быть материальными либо духовными, нравственными либо сочетаться друг с другом. Появление более или менее отчетливого стимула связано с побуждением к конкретному деятельному акту, в совокупности которых и проявляется общественно-историческая практика.

 Под практикой понимается специфическая деятельность человека, заключающаяся в активном освоении и преобразовании природных и социальных объектов, составляющая основу и движущую силу развития общества. Практика носит общественный и сознательный характер и выступает как целеполагающая деятельность.

 Цель – это идеальный образ предполагаемого результата деятельности, проект.

 Идеал – наиболее полный образ цели, к которой стремится общество или деятельный человек. И. Кант подчеркивал, что единственным существом, способным создать идеальный образ, является человек.

 И, наконец, реализация выбранной  цели в процессе практики приводит  к конечному результату, в соответствии с которым можно сделать вывод о правильности, реальности выбранной цели, состоятельности, осуществимости определенных идеалов. Причинно-следственная цепочка замкнулась. Человек в процессе общественно-исторической практики превращается из предпосылки в ее результат. Возникают новые потребности, интересы, для реализации которых необходимы новые цели и идеалы, обогащается по своему содержанию духовная и материальная деятельность человека. Преобразуя объекты духовного и материального мира, люди преобразуют и самих себя.

Объективные условия - это такие факторы, обстоятельства и предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют направление и рамки этой деятельности (например, природные условия, достигнутый уровень развития производства, исторически назревшие потребности и задачи развития общества и т.д.). Возникает также необходимость выяснить содержание понятия «субъект».

Информация о работе Общество: основы философского исследования