Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:17, реферат
1.Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.
Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это целостная система жизнедеятельности людей.
Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.
Обыденное сознание
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
–политическое сознание
–правовое сознание в
–мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;
–искусство – особая форма
деятельности человека
–религия и философия –
наиболее удалённые от
Общественное и
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.
Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.
Общественное сознание
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду,
что понятие “идеология”
Если общественная психология
формируется стихийно, непосредственно
под воздействием тех
Соотношение между
Известно, что чувственное познание
вообще есть недостаточный (
Отношение между идеологией
и общественной психологией
4. Общественно-историческая практика: социальные потребности, интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.
Потребности – это нужда человека в определенных внешних условиях своего существования. Существуют потребности материальные и духовные, индивидуальные и общественные, долговременные и сиюминутные, здоровые и нездоровые и т.д. Бывают: физиологические (биологическое выживание), потребности безопасности и защиты, самореализации, принадлежности и любви,
самоуважения, самоактуализации, интеллектуальные.и т.д.
Интересы – это более или менее отчетливое осознание потребностей. В отличие от потребности, интерес – продукт общественного развития, непосредственная причина человеческих действий. Интересы могут под влиянием различных идей существенным образом исказить потребности и в силу этого стать неистинными, ложными.
Ценности выступают как:
· желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;
· критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;
· регулируют социальное взаимодействие;
· внутренне побуждают к деятельности.
Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.
Стимул – непосредственное определенное побуждение к действию. Стимулы могут быть материальными либо духовными, нравственными либо сочетаться друг с другом. Появление более или менее отчетливого стимула связано с побуждением к конкретному деятельному акту, в совокупности которых и проявляется общественно-историческая практика.
Под практикой понимается специфическая деятельность человека, заключающаяся в активном освоении и преобразовании природных и социальных объектов, составляющая основу и движущую силу развития общества. Практика носит общественный и сознательный характер и выступает как целеполагающая деятельность.
Цель – это идеальный образ предполагаемого результата деятельности, проект.
Идеал – наиболее полный образ цели, к которой стремится общество или деятельный человек. И. Кант подчеркивал, что единственным существом, способным создать идеальный образ, является человек.
И, наконец, реализация
Объективные условия - это такие факторы, обстоятельства и предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют направление и рамки этой деятельности (например, природные условия, достигнутый уровень развития производства, исторически назревшие потребности и задачи развития общества и т.д.). Возникает также необходимость выяснить содержание понятия «субъект».
Информация о работе Общество: основы философского исследования