Общество: основы философского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

1.Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.
Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это целостная система жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

философия 14.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

Иная точка зрения отстаивается в марксизме и связана она  с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Выдвижение народных масс на роль субъекта исторического процесса основано на следующей аргументации:

- именно народ выступает главной  производительной силой, создающей  все материальные блага, необходимые  для существования общества;

- именно народ представляет  реальную социально-политическую  силу, преобразующую общество;

- именно народ формирует народную  духовную культуру, способствующую  преемственности в развитии общества.

 Роль великой личности заключается  в том, что она, во-первых, выдвигается  народом, во-вторых, она способствует  осознанию народа его интересов,  задач и целей, в-третьих, она  организует массы для достижения этих целей.

Закономерности  исторического процесса ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ - объективно существующая, необходимая, постоянно воспроизводимая в пространстве и времени связь явлении общественной жизни. Первые попытки выявить историческую закономерность и социальную детерминацию были осуществлены в рамках географического детерминизма (см. Детерминизм географический), подчеркивавшего связь между географической средой и общественным укладом (Ш. Монтескье, Э. Реклю, М. Ковалевский и др.). Другое направление в трактовке истории общества как закономерного процесса представлено в 18 в. в теориях циклического круговорота (см. Цикличности теория). Дж. Вико, напр., так представлял циклический характер социального развития: те же законы определяют круговорот божественной, героической и человеческой эпох, т. е. сам ход истории, направляют и борьбу людей за их частные, ограниченные цели и интересы. Мыслители Просвещения стремились соединить эти трактовки исторической закономерности: для И. Г. Гердера история — это не просто результат разрозненных действий отдельных людей (случайный либо предопределенный), а связный процесс деятельности народов, в котором сочетаются законы природного и общественного бытия. Французские материалисты (К. А. Гельвеций) и историки эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо и О. Минье) сделали акцент на социально-экономической определенности исторической закономерности, подчеркивая, что творцами истории являются люди, обладающие разумом, свободой выбора и потому способные ошибаться по невежеству или действовать во зло обществу из корыстных побуждений. Г. В. Ф. Гегель, трактуя свободу как осознанную необходимость, а историю как рост свободы, поставил вопрос об объективном характере законов исторического развития. Он настаивал на диалектической природе этих законов, противоречиво соединяющих действие необходимых причин со свободной волей человека.

К. Маркс продолжил методологическую работу по преодолению волюнтаризма, утверждающего, что в конкретном содержании исторического процесса отражается лишь воля сильной личности, и фатализма, отказывающего человечеству в возможности самостоятельного исторического творчества. В марксизме было сформулировано понятие об общественном развитии как естественноисторическом процессе, который, во-первых, предполагает существование объективной (особенно экономической) необходимости, обнаруживающей себя в жестко детерминированном развертывании тех или иных социокультурных явлений и процессов; и, во-вторых, допускает случайность событий и свободу воли человека. Однако абсолютизация динамической причинности и социально-экономических факторов в исторических действиях людей привела к тому, что марксистское представление об исторической закономерности оказалось обремененным фатализмом и даже провиденциализмом. В догматизированном марксизме человеческая воля задает лишь форму и темпы процесса, в то время как его содержание целиком детерминируется независимыми от непосредственных участников объективными социальными обстоятельствами.

Стохастический характер исторического  бытия и исторической закономерности, альтернативный характер социального развития, обусловленный свободным выбором человека, невозможность однозначного предсказания исторического движения существенно осложняют осознание понятия «историческая закономерность». Альтернативность, лежащая в основе исторического выбора и являющаяся продуктом исторического выбора предшествующих поколений, предполагает новые формы вероятностного (сценарного) прогнозирования тенденций будущего развития.

Многообразие  истории существует во времени и  в пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби не признавали существования единой истории человека, разрывали её на множество самостоятельных, независимых  потоков, а в  качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные  системы.

Тойнби обнаружил в истории  множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и тоже проходит ряд  этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. В будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основании религии.

Эпоха становления капиталистических  отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с  тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических отношений, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка.

Идеалистическая трактовка единства:

На признании единства истории  были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье.

Фурье: идея единства истории служила  обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. Особое место в освещении исторического  процесса в демократической философии  принадлежит Гегелю. Он понимает историю, как единый и закономерный процесс, в котом каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общественном развитии человечества. Как общий единый критерий этого поступательного развития, Гегель рассматривает свободу и подчеркивает , что развитие общества носит поступательный характер в силу того, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Но осознание свободы - это еще не действительная свобода, и поэтому прогресс, основанный только на сознании свободы, - это еще не действительный прогресс.

Найденный и разработанный марксизмом критерий общественного прогресса - способ производства, который является единственным ядром, для возможности представить всемирную историю, как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит другое по фундаментальным экономическим, социальным, политическим и культурным показателям.

Материалистический  подход к единству истории:

Он включает в себя признание  единства мировой истории, заложенного  в самой реальной жизни, в способе  материального обеспечения с  помощью трудовой деятельности и  используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть и одновременно основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих закономерностей быть не может.

Проявление  единства: Установление экономических, культурных связей между станами, вследствие этого рост городов, консолидация народностей. Экономическое и культурное развитие тесно с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов пересекаются.

Исследование социальной сферы  с точки зрения ее развития предполагает анализ проблемы направленности общественных изменений, форм социальной динамики. Говоря о направленности общественного развития можно выделить две основные тенденции: общественный прогресс и общественный регресс.

Общественный прогресс - есть поступательное движение общества по восходящей линии, понимаемое как усложнение системно-структурной организации общества.

Общественный регресс - есть противоположное  направление социальных изменений, ведущих к упрощению, деградации общества.

Идея общественного прогресса  имеет давнюю историю. Свое теоретическое  обоснование она получает в XVIII веке. Эта идея была поддержана А. Тюрго, Ж. Кандорсе, И. Кантом, Г. Гегелем, А. Сен-Симоном, О. Коптом, К. Марксом, в XX веке развивается на основе идеологии технократизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоф-флер и др.). Согласно идее общественного прогресса, беспрерывное совершенствование общества обеспечивается на основе успехов науки и техники, развития производительных сил общества.

В XX веке, принесшем человечеству огромное множество проблем социального, политического и экологического характера, нестабильность в мире в  целом, взгляды на общественные прогресс начинают изменяться. В частности, К. Ясперс пришел к выводу, что прогресс науки, техники, производства не ведет автоматически к прогрессу самого человека и «все великое гибнет, все незначительное продолжает жить». То есть прогресс в сфере науки и техники может совмещаться с резким отставанием и даже регрессом в других областях общественной жизни.

Идеи регрессизма, связанные с идеализацией прошлого (представления о минувшем «золотом веке») и пессимистической оценкой будущего человечества мы можем обнаружить у Конфуция, Гесиода, Сенеки, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ф. Фукуямы и др.


Информация о работе Общество: основы философского исследования