Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 14:28, курсовая работа
Процесс изменений охватывает сегодня все большее число российских организаций. При этом внимание руководства направлено на изменения, обусловленные действием ситуативных факторов, а необходимость выработки стратегии развития недооценивается. Доминирует технократический подход к изменениям. Считается, что главное – это рациональные действия, предполагающие целенаправленную работу по увеличению прибыли, сокращению издержек и усилению контроля. Это дает положительные результаты на первых этапах подготовки и реализации программы развития, когда решаются вопросы собственности, вопросы, связанные с финансами, производством или структурой управления. Это и понятно: в значительной мере работу на ранних этапах процесса изменений можно рассматривать как наведение порядка в работе организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 Концепция организационной культуры, а также её влияние на эффективность менеджмента предпринимательства………………………………………………………..5
1.1 Организационная культура: понятие, структура, содержание, типология…………………………………………………………………………………………..5
1.2 Развитие организационной культуры. Факторы её формирования, поддержания, изменения………………………………………………………………………………...15
1.3 Подходы к измерению влияния культуры…………………………………………20
1.4 Соответствие культуры принятой стратегии……………………………………....25
1.5 Управление организационной культурой. Учёт национальных особенностей………………………………………………………………………………………..25
2 Организационная культура как фактор эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. (Актуальные проблемы современной практики – на примере ЗАО «Велес» - аптечной сети «Магия»)……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..44
Оценка выполнения работы. Все три типа организаций проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и его влияние на карьеру имеют различия. Так, в «чисто американской» фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей.
Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех-пяти функций.
Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.
Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной основе (все в основном согласны и принимают решения к исполнению).
Уровень ответственности. Несмотря на преимущества группового консенсусного решения, модель У.Оучи предлагает для американской фирмы типа «Z» сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны «ужиться» друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом страдать не должна.
Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У.Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.
Модель У.Оучи получила на практике применение на ряде японских автомобильных заводов фирм «Тойота» и «Нисан» в США. В тех случаях, когда компании систематически инвестировали в своих работников и их работу на протяжении длительного периода времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения.
2 Организационная культура как фактор эффективности
деятельности предприятий малого бизнеса
(Актуальные проблемы современной практики –
на примере ЗАО «Велес» - аптечной сети «Магия»)
Россия – страна, богатая природными ресурсами, и имеющая дешевую высококвалифицированную рабочую силу. Однако России не удалось реализовать свой экономический потенциал за годы перехода к рыночной экономике, и одна из причин этого состоит в том, что лишь немногие аутсайдеры понимают каким образом необходимо вести бизнес в стране. Для России свойственен целый комплекс проблем, среди которых можно выделить следующие: организованная преступность, высокая степень бюрократизации, нестабильность экономической и политической систем.
Исторически сложилось, что процесс принятия решений в России характеризовался высокой степенью централизации, с использованием делегирования полномочий лишь в качестве исключения. Для преодоления этой укоренившейся проблемы на предприятиях необходимо создать систему участия, в рамках которой сотрудники вознаграждались бы за инициативу и несли ответственность за свои поступки, но не наказывались бы за непредсказуемые результаты. Ряд исследователей подчеркивает важность распределения ответственности. Так, например, возможность переложить вину на кого-то другого равносильна решению этой проблемы.
Другой, часто обсуждаемой проблемой, является проблема неэффективного информационного обмена. В российских компаниях информационный обмен по вертикали налажен хорошо, в то время как по горизонтали, то есть между подразделениями, обмен крайне неэффективен. Информация традиционно воспринимается в качестве атрибута власти, что является препятствием для эффективной координации и интеграции.
Выдающийся русский историк 19 века Ключевский детально исследовал русский национальный характер. Он описывает набор стереотипов поведения, характерных для русского человека: изобретательность, терпимость в отношении к трудностям, жизненная энергия, в сочетании со скрытностью и непроницательностью. Он утверждает, что русская нация охотнее достаточно эффективно работает в группах и занимается отслеживанием результатов, по сравнению с целеполаганием.
Большинство компаний, как правило, имеют два типа рабочей силы. К первой группе относятся пожилые сотрудники, с традиционным для России мышлением, которые всячески сопротивляются изменениям из вне. Они работают в сфере производства и занимают должности инженеров, то есть в сферах, где трудно найти замену их богатому опыту. Ко второй группе принадлежат молодые, энергичные специалисты, которые более открыты к изменениям. Для представителей этой группы приоритетными факторами - мотиваторами являются возможности карьерного роста. Как правило, они имеют экономическое образование, владеют английским языком и имеют опыт работы в иностранной компании в отделе маркетинга и сбыта. Повсеместно встречается практика назначения молодых сотрудников на управляющие должности на ранних стадиях их карьеры, ставя к ним в подчинение персонал более старший по возрасту, что порождает разногласия.
Корпоративная культура занимает все больше пространства в картине современного бизнеса.
Лишь ¼ российских компаний уделяет внимание вопросам формирования и внедрения корпоративных ценностей. Перед другими фирмами открывается широкое поле совершенствования. Им еще предстоит осознать значимость культуры, которую все чаще называют нематериальной основой развития и успеха любой организации.
Переход России к рыночным отношениям, формирование новой структуры собственности, выход на международные рынки и предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) неизбежно ведет к изменению и усовершенствованию традиционных систем управления, поиску новых внутренних ресурсов, где определяющую роль может играть уровень организационной культуры. Феномен организационной культуры, относительно хорошо изученный на крупных предприятиях и в корпорациях, практически не исследован на предприятиях малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства – основа благосостояния и процветания большинства населения нашей страны. Обеспечение людей рабочими местами, гибкие графики, дестандартизация продукции, малая серийность, здоровая конкуренция - главные, но далеко не последние преимущества малых предприятий. Это способ реализации свободы предпринимательства. Человек, занимаясь малым и средним бизнесом, стремиться самоутвердиться, состояться. Новые процессы и реалии должны быть связаны с приоритетом малого предпринимательства, личной предприимчивости, «вторжением мелкомасштабной социальной жизни». Поэтому представляют интерес исследования, позволяющие выявить характер зависимости эффективности деятельности предприятия малого бизнеса от сложившейся организационной культуры. Именно в рамках подобной проблемы группой специалистов было проведено социологическое исследование, в ходе которого решены следующие задачи:
Объектом исследования были
выбраны предприятия малого бизнеса г.
Чебоксары. В опросе приняли участие 50
работников, из них 56% - в сфере торговли;
19% - в сфере услуг; 25% - в сфере производства,
строительства и транспорта. Среди опрошенных:
мужчины – 38%; женщины – 62%;по уровню образования:
среднее – 44%; среднее специальное – 48%,
высшее – 8%; должность: менеджер высшего
звена – 8%: менеджер среднего и низшего
звена – 42%; рядовой сотрудник – 50%. Деятельность
предприятий оценивалась группой показателей,
среди которых: удовлетворенность персонала
оплатой труда, социальным пакетом и системой
мотивации труда (максимальная оценка
- 4 балла; минимальная оценка – 1 балл);
динамика активности предприятия в плане
увеличения своей доли на рынке, выпуска
новой продукции (максимальная оценка
- 4 балла; минимальная оценка – 1 балл);
- текучесть кадров (максимальная оценка
- 3 балла; минимальная оценка – 1 балл)
- частота возникновения проблем, связанных
с основной деятельностью предприятия
– дефицит заказов, сбои в заказах, «авралы»,
проблемы с оплатой услуг поставщиков
и партнеров (максимальная оценка - 4 балла;
минимальная оценка – 1 балл). По количеству
набранных баллов были выделены 3 группы
предприятий:
- от 15 до 12 баллов – 15%; от 11 до 8 баллов
– 61%; от 7 до 4 баллов – 24%.
В этих группах проведена диагностика
организационной культуры по основным
уровням:
1) поверхностному;
2) организационному;
3)внутреннему.
На предприятиях
первой группы респонденты отметили яркие
внешние признаки наличия организационной
культуры, среди которых, фирменный стиль
и лозунг, легенды о деятельности организации
и ее основателях, специфические обряды
и традиции. На организационном уровне
у этих предприятий наблюдается практически
полное соответствие декларируемой и
реальной культур. Большое внимание уделяется
развитию персонала и адаптации новых
сотрудников. Как правило, существует
специальный отдел по развитию персонала
или разработана программа по повышению
квалификации, подготовки и переподготовки
рабочих кадров (85%). Разработана многоплановая
система материального и нематериального
стимулирования. На большинстве предприятий
этой группы существуют специфические
методы стимулирования, такие как доски
почета, наградные знаки, грамоты, отдых
за счет компании, дополнительные льготы
и т.д.(61%). Работники этих предприятий отметили
четкую зависимость оплаты труда от качества
и количества выполненной работы, от уровня
своей квалификации, от инициативности
и творчества в работе (92%). Внутренний
уровень характеризуется практически
100% осведомленностью сотрудников о миссии
своей организации, соблюдением качества
и сроков выполнения обязательств, личной
ответственностью каждого сотрудника.
Сотрудники предприятий первой группы
никогда безоговорочно не выполняют приказы
и просьбы руководства, если заранее известен
их ошибочный или незаконных характер,
при этом отмечается отсутствие серьезных
причин для конфликта с руководством.
Предприятия второй
группы, в свою очередь, можно разделить
на 3 подгруппы, характеризующиеся следующими
«тревожными» сигналами.
1. Отсутствует четкая политика
руководства в области
2. Работники отмечают
3. Несоответствие реальной и
На предприятиях третьей группы:
67% респондентов отметили почти полное
отсутствие внешних признаков организационной
культуры; 72% указали на то, что развитие
персонала руководством не поощряется
и 91% опрошенных основной причиной конфликта
с руководством считает невозможность
профессионального и карьерного роста;
76% отметили отсутствие эффективной системы
оплаты труда и нематериального стимулирования,
а 31% считают, что уровень их заработной
платы зависит от «личной преданности»
руководителю; 85% указали на некомпетентность
своего руководителя и 25% считают, что
именно он занимает данную должность потому,
что является родственником или близким
другом собственников организации; 68%
считают, что не все сотрудники организации
в любых ситуациях четко следуют организационно-правовым
документам; 59% респондентов предприятий
этой группы не имеют представления о
миссии своей организации. Таким образом,
была выявлена достоверная связь эффективности
деятельности предприятий малого бизнеса
и уровня развития организационной культуры.
Наблюдается прямая зависимость благополучия
предприятия от силы и положительной направленности
его культуры. Более того, можно сделать
вывод о том, что наибольшая сила этой
зависимости наблюдается на втором, организационном
уровне. Указанная зависимость может быть
положена в основу предложений по усовершенствованию
работы малых предприятий. В частности,
руководителям рекомендуется уделить
внимание показателям организационного
уровня, таким как, политика предприятия
в области повышения квалификации персонала,
система материальных и нематериальных
методов стимулирования труда, соответствие
организационно-правовых документов и
правил поведения реальному положению
дел на предприятии.
Так и руководство торгово-аптечной сети «Магия» считает, что культура – визитная карточка компании, именно она поднимает авторитет организации, увеличивая ее привлекательность не только для сотрудников, но и для партнеров по бизнесу.
Сеть «Магия» существует в области фармации чуть больше 10 лет. Изначально вопросам изучения и внедрения корпоративной культуры не уделялось особого внимания, и культура формировалась стихийно, она складывалась из «обломков» культур, привнесенных разными людьми из предыдущих коллективов.