Основные черты марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Марксистская философия возникла в середине XIX века иоставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХвека. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) иФридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философиейдиалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения ипонимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели изпредыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменениипринципов философствования.

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Основные черты  марксистской философии 

Марксистская  философия возникла в середине XIX века иоставалась влиятельным течением в мировой философской мысли  до 90-х годов ХХвека. Ее основоположниками  явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) иФридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философиейдиалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения ипонимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели изпредыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменениипринципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философияподвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейскойфилософии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, котороене подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма,инкриминируя им общий «грех» – с их точки зрения они были или недостаточнонаучными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии  сформулирован исходныйпринцип  понимания задачи новой философии, который во многом определили еечерты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но делозаключается в том, чтобы изменить его» [4, c. 4]. В своей философии они виделиорудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир,его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этойзадаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии.Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношенииматерии и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичностьматерии, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистскаяфилософия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается отпредыдущих форм материализма, например, материализма французских философов илиантропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходитв объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа,которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философиядиалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, нопризнает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира посвоим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущихформ материализма, которые признавали объективные формы движения материи,природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовалестественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистскойфилософии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, егокачественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что наформирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха иучение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своейобъективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальникимарксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретическойпредпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развитиямира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, какпринципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля,преобразовав ее, придали материалистический характер.

Отличительной чертой марксистской философии являетсяее максимально возможное сближение  с естественнонаучным знанием. Они видели всоюзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этимпринципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи.Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них [1, c. 131].Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем,различных по своей структурности и сложности, находящихся не только вовзаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический методпозволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерныепринципы диалектико-материалистической теории развития природы, которыеосновоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

В марксистской философии  утверждается идея о развитиикак  особой формы движения, как универсального способа бытия мира, какприродного, так и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественноеизменение чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимымпроцессом качественного изменения от простых форм к более сложным, от низшего квысшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя впреобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, а преобразованныйих синтез. В-четвертых, каждой форме движения и развития соответствует свойсубстрат (материальный носитель), отличающийся по степени сложности строения. Всвязи с чем в новом виде предстает иерархическое строение материального мира,которое стремится и к усложнению, и к изменению, и к самосохранению в формеповышения своей организации. В связи с этими принципами основоположникимарксистской философии на основе естественнонаучных данных и открытий в XIXвеке выделили следующие формы движения материи: механическая, физическая,химическая, биологическая (жизнь органических систем), социальная (развитияобщества, человеческой истории). Переход от одной формы движения, от низшей квысшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от одной формыдвижения к другой присущи «переходные» формы движения, которые не всегда намизвестны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены. Исовременная наука подтверждает гипотезу, высказанную основоположникамимарксистской философии. Так, в современной науке утвердилось мнение, что самомуобъективному миру присущ принцип повышения своей организации (самоорганизации).Этот принцип можно применить и к анализу развития общественных систем. В связис этим учение о законах диалектики, как универсальных законах развития,приобретает более богатое содержание.

В марксистской философии  иначе рассматривается ипринцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение опричинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие черты.Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира (будь тообъективный дух, мировая идея и мировая воля или Бог как демиург – «причинапричин», конечная причина). Во-вторых, они противники механистическогодетерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придаваяпричинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих,расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира.Случайность – и форма проявления закономерности, необходимости и дополнение ее.Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытиемира, с одной стороны, а с другой – преодолеть представление о господствеслучайности в бытие, которая исключает всякую возможность предвидения и прогностикив развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается иуглубляется идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, которыйнаходится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал законпротиворечия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позицийдиалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном миреесть отражение противоречий материального мира.

Основываясь на принципах  диалектического материализма,в марксистской философии по-иному решается и такой фундаментальный вопрос, каквопрос о природе и сущности сознания. Возникновение сознания рассматриваетсякак закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, которымприсуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшаяформа психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, снаиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознанияявляется мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа иличеловекоподобные существа обладали и особыми свойствами и с точки зренияанатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладалиспособностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью какинструментом коммуникации и общения, способностью оперировать естественнымипредметами как орудиями для своей жизнедеятельности и т.д. Для возникновениясознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природныепредпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степенинедостаточные. Для скачкообразного перехода от примитивного, животного,психического отражения необходимы были дополнительные предпосылки и условия,которые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными.В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременнымусловием формирования сознания является общество. «Сознание … с самого началаесть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [4, c.29]. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением.Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознаниетолько в рамках общества, а не за его границами.

Важную роль в  формировании сознания, с точки зрениямарксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрелсимволически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, какорудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудийдеятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основепреобразования, переработки предметов природы, приспособляемые дляпреобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества (общения)явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновениясознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловленосоциально-историческими условиями бытия людей.

В марксистской философии  по-иному решается вопрос осодержании  сознания. Не подвергая сомнению сложившиеся  представления о знаниикак содержании сознания, его идеальности, основоположникидиалектико-материалистической философии подчеркивали, что само «идеальное естьне что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову ипреобразованное ею» [8, c. 21]. Они подвергают критике идеалистическуюконцепцию имманентного происхождения знания. Знание не есть результатдеятельности изолированного сознания познающего субъекта. Оно формируется врезультате практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающегомира. Преодолевается и представление метафизического материализма о знании какрезультате лишь отражательной деятельности человеческого мозга. Знание естьрезультат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельностичеловека посредством понятий. Вот почему «сознание не только отражает мир, но итворит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решаетизменить его» [2, c. 194]. Таким образом, в марксистской философии по-иномупонимается активный, творческий характер сознания, которое нацелено не толькона познание объективного мира, но и на теоретическое его преобразование.

С диалектико-материалистических позиций в марксистскойфилософии  формируется и теория познания. Основополагающим принципоммарксистской теории познания является положение о опознаваемости объективногомира, существующего вне познающего субъекта. Другим основополагающим принципомдиалектико-материалистической гносеологии является положение о практике какоснове и источнике познания. Под практикой понимается вся совокупнаядеятельность людей, направленная на освоение и преобразование предметно-вещногомира, которая проявляется только в обществе. Поэтому познание – этомыслительная деятельность не изолированного от других людей и обществасубъекта, а напротив, включенного в отношения с другими людьми и обществомсубъекта. То есть, познающий субъект одновременно является и социальнымсубъектом. Отсюда в марксистской философии делается вывод, что познание какособый вид деятельности человека носит всегда социально-исторический характер.К. Маркс, например, утверждал, что развитие промышленного производства толкаетнауку вперед больше, чем десятки университетов.

В каком смысле практика (общественно-историческаяпрактика) является основой и источником познания?

Практика является основой в том смысле, что в  нейрождаются побудительные мотивы к познавательной деятельности человека. Кпознанию людей толкают реальные, материальные, социальные потребности иинтересы людей, а не чистое любопытство и любознательность, которые,несомненно, играют важную роль в познании. То есть, познавательный процессвсегда опосредуется социально-исторической практикой, хотя бы потому, чтотолько предметно-вещно, практически изменяя мир, человек и может сохранить иразвить себя как особое родовое существо. Вне практики (в широком смысле)познание как процесс и не формируется, и не осуществляется.

В каком смысле практика является источником познания сточки зрения философии диалектического  материализма? Практика являетсяисточником познания потому, что в ходе ее человек  обнаруживает, открываетсвойства объективного мира, ранее ему неизвестные, сущность которыхосмысливается уже в собственно теоретико-познавательном процессе. В немраскрываются закономерности бытия мира. С этих позиций в марксистской философииподвергались критике теория познания Р. Декарта (теория врожденных идей) итеория познания И. Канта (теория познания на основе априорных понятий).

В тоже время в  марксистской философии теория познанияне сводится к практике, само познание не есть редуцирование, повторение практики.Отстаивается идея относительной самостоятельности  познавательного процесса,специфики его законов. Но и процесс познания подпадает под действиеуниверсальных, всеобщих законов диалектики. Он также является противоречивым,постоянно развивающимся процессом.  

Центральной проблемой  познания в марксистскойфилософии является вопрос об истине как цели теоретико-познавательнойдеятельности человека. Это является главной проблемой и в любой философскойгносеологии. В рамках марксисткой философии создается диалектико-материалистическоеучение об истине, аккумулирующее в себе позитивные достижения всей предыдущейфилософии – о творческом характере познавательной деятельности человека (Р.Декарт, И. Кант), о познании как взаимодействии субъекта и объекта (Гегель, Л.Фейербах), диалектическую теорию познания Гегеля.

Что же понимается в марксистской философии подистиной? Под истиной понимается знание, которое соответствует содержаниюобъективных, вне нас существующих явлений материального мира, присущих ему законов.Это соответствие как принцип истины, не исчерпывается отражением,воспроизведением сущности бытия мира, а является результатом творческойдеятельности познающего субъекта. По форме истина есть идеальной явление, а посодержанию – преобразованное материальное явление. В марксистской философииуглубляется представление об объективной истине. Под объективной истинойпонимается такое содержание знания, которое соответствует содержаниюобъективных процессов в самом мире, существующего независимо от сознанияпознающего субъекта. Это соответствие никогда не может быть полным,исчерпывающим (критика догматизма), но вне соответствия знание не приобретаетстатуса истины, оставаясь лишь правильным мнением о чем-либо (критикарелятивизма). Сама истина, истинное знание есть результат противоречивоговзаимодействия субъекта и объекта. В силу этого истина есть процесс, которомуприсуща диалектика абсолютной и относительной истины. В марксистской философииразвивается учение Гегеля об абсолютной и относительной истине в познании, но сдиалектико-материалистической позиции.

Информация о работе Основные черты марксистской философии