Какие
же объективные предпосылки для
этого необходимы,как считали основоположники
марксизма? Оговоримся, что они имели в
виду ненеизбежность наступления такого
общества, а возможность построения его,
ибо недемиург творит историю, а люди в
определенных исторических обстоятельствах.Укажем
на эти обстоятельства.
1. Необходимо
покончить с эксплуатацией человекачеловеком,
экономической основой которой
является институт частнойсобственности.
2. Преодоление
классовых противоречий, антагонизмов
вобществе, посредством формирования
ассоциаций производителей, опирающихся напринцип общественной
собственности на средства производства.
3. Когда
промышленное производство достигнетвысочайшего
уровня автоматического производства,
базирующегося на высочайшихдостижениях
науки и техники. Наука станет
непосредственной производительнойсилой (тенденция,
наблюдаемая сейчас в передовых цивилизованных
странах).Производство будет лишь технологическим
воплощением достижений науки кактаковой.
Когда всем гражданам общества будет обеспечен
равный доступ ковладению достижениями
науки.
4. Когда возможно будет
осуществить подлинный принциправенства
в распределении материальных благ: «От
каждого по способностям,каждому – по
труду», который, по мнению основоположников,
устранит социальноенеравенство между
людьми.
5. Когда
государство, как институт, станет ассоциациейсамоуправления
трудящихся на основе всесторонних прав
личности на свободноеразвитие своей
индивидуальности.
6. Когда
вся совокупность общественных
отношенийсоздаст гарантии для
подлинного гуманизма как регуляции
отношений между людьми.На место агрессивности
в отношениях между людьми придет принцип
гуманности,человечности. Только при этих
условиях человек и может проявляться
как подлинносоциальное и общественное
существо, как личность. Только тогда человек
может инаучиться, глядя на другого как
в зеркало, видеть в нем (другом человеке)
своесобственное отражение, что, в общем-то,
и называется человеческойсолидарностью.
Что же
является источником развития человеческойистории?
С точки зрения материалистической
диалектики таким источником являютсяпротиворечия,
находящиеся в лоне самого общества, в
его основе. Такимосновополагающим противоречием
являются противоречия между производительнымисилами
и производственно-экономическими, общественными
отношениями. В философиивыдвигается
постулат, в котором выражается универсальный
закон развитияистории, проявляющийся
во всех формациях: ни одна общественно-экономическаяформация
не погибает раньше, чем в ней до конца
разовьются производительныесилы, препятствием
для которых являются наличные производственно-экономическиеотношения,
базирующиеся на определенной форме собственности.
Чтобы историяразвивалась дальше, их необходимо
разрешить. Разрешаются ли они автоматически?С
точки зрения диалектико-материалистической
философии они разрешаются не самипо себе,
а лишь через сознательную деятельность
людей, через борьбу классов,стремящихся
к своему освобождению. Основоположники
марксистской философииприходят к выводу,
что существовавшая до сих пор история
была историей борьбыклассов. Таким образом,
истории присущи объективные законы развития
в видесмены ОЭФ[2], но проявляются они
через сознательнуюдеятельность людей.
В этом специфика законов развития истории
и их отличие отзаконов развития природы.
Действие этих законов не зависят от воли
отдельныхличностей – они не могут отменить
их действие, ни их создать, а лишьопределенным
образом отразить и осознать силу их действия.
В марксистской
философии утверждается, что классоваяборьба
присуща всем формациям, основанным
на том или ином виде частнойсобственности
и носит антагонистический
характер. Одновременно она являласьборьбой
за уничтожение эксплуатации человека
человеком. Из этого они сделаливывод
об исторической роли, исторической миссии
рабочего класса, пролетариата,который
только и может решить историческую задачу
– освободить не только себя,но и все человечество
от эксплуатации как института порабощения
человекачеловеком. Откроет путь в «царство
свободы» для всех. Необходимо подчеркнуть,что
основоположники марксистской философии
предостерегали от опрометчивогопреувеличения
решимости и воли рабочего класса (и не
только его) в переходе ксоциализму и коммунизму
как новому типу формации новой, более
высокой ступениразвития общества. Они
подчеркивали, что ни одна новая формация
не возникаетраньше, прежде чем для этого
созреют исторически необходимые предпосылки:
болеевысокий уровень развития производительных
сил, когда новая форма собственностибудет
соответствовать требованию прогрессивного
развития производительных сил,когда
новая форма собственности обеспечит
более высокий простор, свободуразвития
производительным силам человека как
родового существа. Ноосновоположники
подчеркивали важность при этом и наличие
субъективного фактора– когда сами люди
и созреют для такой миссии и осознают
это требованиеисторического развития
как свое собственное. Тем самым подчеркивалась
идеяразвития истории как естественноисторического
процесса, обладающего в себетенденцией
к прогрессивному развитию.
В связи
с таким пониманием сущности развития
истории вмарксистской философии
утверждается и новая концепция
природы и сущностичеловека. В ней аккумулируются
философские взгляды прошлого на человека
какприродного, духовного и социального
существа, за исключением философско-религиозной,теистической
теории (марксистская философия носит
ярко выраженный атеистическийхарактер).
Признавая, что человек как телесное существо
есть высшее проявлениеприроды, ее эволюции,
что человек наделен сознанием и духом,
в марксистскойфилософии утверждается
основополагающая идея о том, что «…сущность
человека неесть абстракт, присущий отдельному
индивиду. В своей действительности она
естьсовокупность всех общественных отношений»
[4, c. 3]. Поэтому человек всегдаесть существо
историческое, он всегда носит в себе «родимые
пятна» тогообщества, тех общественных
отношений, в которых он живет. Они влияют
и придаютособую направленность проявлению
его как телесного, духовного и социальногосущества.
Если телесная, животная его природа постоянна
и неизменна, то во всехдругих отношениях
он изменчивое и развивающееся существо.
Поскольку он,человек, только и может быть
общественным существом в реальнойдействительности,
то в марксистской философии утверждается
положение о том, чтокаково общество, таков
и человек. Поэтому он «только в обществе
может развитьсвою истинную природу, и
о силе его природы надо судить не по силе
отдельныхиндивидов, а по силе всего общества»
[3, c. 146]. Общество лишь влияет наиндивидуальное
проявление конкретной личности, способствуя
выработке у неетаких социальных качеств,
которые обеспечивают ему возможность
жить с себеподобными. Но общество не может
отменить самой индивидуальности. Поэтомучеловек
и общество всегда существуют на основе
принципа взаимодополнения, взаимнойобусловленности,
которые в конкретном историческом обществе
носят историческиконкретный характер
и имеют собственные экономические, социальные
и духовныеоснования. В связи с этим можно
утверждать, что в какой степени обществообеспечивает
возможности для развития отдельной индивидуальности,
таково и самообщество. А сами отношения
между личностью и обществом могут приобретатьхарактер
гармонии или дисгармонии (в той или иной
степени). Где мериломгармонии или дисгармонии
является свобода личности, которая только
и может бытьобщественной и исторической
по своему содержанию.
Таковые
основные черты диалектико-материалистическойфилософии
и ее принципы. Ее судьба, как и судьба
любой философии, не являетсяокончательно
завершенной. Во многом она определяется
тем, как ее поняли иприменяли в действии
ее последователи. В некоторых аспектах
(например, в теориипостроения коммунизма
и практике его утверждения) она оказаласьиллюзорно-достижимой.
Но это вовсе не означает, что выработанные
еюфилософские, диалектико-материалистические
принципы объяснения и пониманияразвития
природы, общества и истории утратили
всякое позитивное значение.
Список литературы
1. Ленин
В.И. Полное собрание сочинений.
– 5-е изд. –М.: Политиздат, 1958–1965.
– Т. 18.
2. Ленин
В.И. Полное собрание сочинений.
– 5-е изд. –М.: Политиздат, 1958–1965.
– Т. 29.
3. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат,
1955–1981. – Т. 2.
4. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения.
– 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981.
– Т. 3.
5. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения.
– 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981.
– Т. 4.
6. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения.
– 2-е изд. – М.:Политиздат,
1955–1981. – Т. 6.
7. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения.
– 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981.
– Т. 13.
8. Маркс
К и Энгельс Ф. Сочинения.
– 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981.
– Т. 23.
Для подготовки
данной работы были использованыматериалы с
сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/
[1] Абсолютное
от лат. aboslutus – безусловное, неограниченное,
само по себе сущее,всеобщее.
[2] Общественно-экономическая
формация.