Под абсолютной истиной[1]
в марксистской философии понимаетсянеискаженное,
достоверное, исчерпывающее знание обо
всем окружающем мире,объективных законах
его бытия, в принципе достигаемое и достижимое
вбесконечной деятельности человеческого
рода. В этом аспекте абсолютная истинафиксирует
в себе признание неисчерпаемых возможностей
и способностей, присущихчеловеку, достигать
достоверного знания. Без признания абсолютной
истиныисчезает позитивный момент в познавательной
деятельности человека,оптимизирующая
сторона познания.
В тоже время в объективной
истине всегда присутствуетмомент, сторона
относительной истины. Что же понимается
под относительнойистиной в марксистской
философии? Под относительной истиной
понимаетсядостоверное знание о чем-либо
(об определенных явлениях и процессах),
но в тойили иной степени неполное, неисчерпывающее.
Она также фиксирует моментнеопровержимости
истинного знания, но не в любых, а в определенных
пределах:относительно определенных свойств,
определенных предметов, определенных
законови т.д. Например, утверждение, что
вода есть жидкость, истинно относительноопределенных
температурных параметров – от 0 до 100°.
А за этими пределами онаприобретает иные
свойства и иное состояние.
Относительная истина,
ее бытие связано не только сневозможностью
исчерпывающим образом что-либо познать,
но и с тем, чтопознанием занимаются конкретные
люди, с конкретными, индивидуальнымипознавательными
способностями, не универсальными и ограниченными
в том или иномплане. Так сказать, универсальная
родовая познавательная способность человекапроявляется
не универсально, конкретно (Диалектика
единичного и всеобщего).Бытие относительной
истины связано также и с тем, что процесс
познания всегдалимитируется, ограничивается
возможностями общественно-исторической
практики,уровнем развития общества. Наличие
относительной истины в знании связано
такжеи с тем, что истина, знание всегда
носят конкретный характер (знание о чем-то,а
не обо всем существующем).
В силу этого в
объективной истине всегда присутствуетдиалектика
абсолютного и относительного знания,
которая отражает диалектикуединичного,
отдельного и всеобщего, относительного
и абсолютного, присущуюсамому объективном
миру, никем не созданным и существующим
сам по себе. Поэтомув марксистской философии
диалектика истины и диалектика объективного
мирарассматриваются как определенное
тождество, единство, но тождествопротиворечивое.
Тождество выражается в том, что и познанию,
и объективному мируприсущи одни и те
же законы диалектики. А противоречивость
связана сосвоеобразием проявления законов
диалектики в познании и в бытие объективногомира.
В познании оно проявляется идеально,
а в объективном мире – материально.С
точки зрения марксистской философии
единство субъективной диалектики(сознание,
познание) и объективной диалектики (бытие
материального мира)возможно, потому что
субстратом мышления является мозг, как
материальнаясубстанция мышления. А несовпадение
субъективной и объективной диалектикисвязано
с тем, что сам процесс познания есть идеальный
процесс, идеальнойпреобразование материального
мира. Вот почему мышлению и познанию присуща
относительнаясамостоятельность, свобода,
которая в идеализме нередко абсолютизировалась
имистифицировалась.
Если целью познания
является достижение истины(истинного
знания), которая представляет собой
идеальное преобразование мира, ав
конечном итоге человек на основе ее стремится
и практически предметноизменить мир
и условия своего бытия, то естественно
возникает вопрос о том, какчеловек достигает
истины? В марксистской философии создаетсядиалектико-материалистическая
теория познания (диалектико-материалистическаягносеология).
Исходным ее положением является утверждением,
что процесспознания есть процесс отражения
объективного мира в сознании человека.
Сампроцесс познания является сложным
и многоуровневым. «Низшим», первым уровнемпознания
является чувственное, эмпирическое познание,
так или иначе включенноев непосредственную
практику, практическую деятельность
людей. Ему соответствуютсвои «инструменты»
познания – ощущения, восприятия, представления.
На этомуровне мы получаем факты об отдельных
сторонах и свойствах предметовобъективного
мира, на основе которых мы «вырабатываем»
знание несистемного,несущностного характера
главным образом о внешних сторонах предметов
и явлений.На этом уровне внутренняя, сущностная
сторона объективного мира, его предметовостается
сокрытой. Но все же он свидетельствует
о том, что эти свойства чем-товызваны,
имеют основания, хотя и не очевидные для
чувственного познания. Этознание конкретное,
но не обобщенное, неполное, но ему присуща
также идостоверность. Это непосредственное
знание.
Второй
уровень познания представляет теоретическоепознание.
Как мы помним из предыдущих лекций
– это сфера действия ума,мышления,
которое оперирует понятиями. Действию
ума нередко приписывался чистоидеалистический характер, а нередко
нерационалистически-мистические свойства
ичерты, никак не связанные с практикой.
В марксистской философии теоретическийуровень
познания рассматривается, во-первых,
как продолжение эмпирическогопознания.
Эмпирическое познание – основа и предпосылка
теоретического познания(отсюда критика
априоризма И. Канта, концепции врожденных
идей Р. Декарта).Во-вторых, теоретическое
познание есть преобразование эмпирического
познания изнания посредством понятий,
категорий как субстанциональной основы
мышления. В-третьих,это обобщенное, абстрактное
познание и знание, в котором нам открываетсясущность
предметов и явлений, их внутренняя сторона
и свойства. В-четвертых,это отвлеченное
от непосредственного бытия познание
и знание, вскрывающеезаконы бытия мира,
неочевидные для чувственного познания.
В нем, как выражалсяК. Маркс вслед за Гегелем,
предметность бытия как бы «испаряется,
приобретаяформу бытия в понятиях». Появляется
новая реальность бытия объективного
мира ввиде идеальных, абстрактных понятий
(это, как сейчас модно говорить,«виртуальная
реальность»). В марксистской философии
развивается гегелевскаяидея единства
эмпирического и теоретического познания,
но с материалистическихпозиций. Познание
есть диалектическое единство эмпирического
и теоретического,хотя и противоречивое.
Эмпирическое переходит в «свое иное»,
в теоретическоезнание, которое является
итогом многих обобщений и определений.
Инструментамитеоретического мышления,
познания являются понятия, суждения,
умозаключения,посредством которых познающий
субъект создает теории, в которых и раскрываетсясущность
и законы бытия мира и различных его сторон.
Поэтому междутеоретическим познанием
и объективным бытием мира также существует
«тождество»,совпадение, единство, хотя
и очень опосредованное. Стало быть, истина,
истинноезнание, есть синтез, единство
не только субъективного и объективного,
ноэмпирического и теоретического.
В теории
познания (любой) возникает всегда и
такойфундаментальный философский
вопрос – что же является критерием
истины,истинного знания? С некоторыми
взглядами на эту проблему мы же
знакомы изпредыдущих лекций. В марксистской
философии утверждается положение о том,
чтонаиболее достоверным критерием (определителем,
проверкой) истинности знания,истины является
общественно-историческая практика как
совокупная деятельностьлюдей. Только
в практике, которая носит предметно-преобразовательный
характер,мы можем проверить, насколько
достоверно, неискаженно знание по своемусодержанию,
насколько оно соответствует объективному
положению вещей в мире. Вэтом плане в
марксистской философии раскрывается
абсолютный и относительныйхарактер практики
как критерия истины. То есть, и в данном
аспекте практикаявляется диалектической
и по характеру и по содержанию. Абсолютный
характер выражаетсяв том, что практика,
как критерий истины, в принципе может
проверить любоезнание и теорию. Она есть
предельно широкий и универсальный критерий
истины. Нопоскольку практика носит всегда
конкретно-исторический характер, то в
данныйисторический момент она может
проверить истинность не любого знания,
не любойтеории, в том числе и естественнонаучной,
а только то знание, ту теорию, длякоторых
в рамках практики созрели, находятся
в наличии необходимыематериальные, экономические,
технические, инструментальные возможности
ипредпосылки. В этом относительность,
ограниченность практики как критерияистины.
Но относительность практики не отменяет
того, что все же болеедостоверного, с
точки зрения марксистской философии,
критерия истины, чемпрактика, не существует.
Принципы
диалектического материализма марксистскаяфилософия
применяет и к анализу развития человеческой истории.
Ведь всегда вфилософии стоял и стоит
такой фундаментальный вопрос – присущи
ли человеческойистории объективные законы
ее развития или нет? И до марксистской
философиимногие мыслители рассматривали
историю как качественно изменяющийся,развивающийся
процесс во времени (принцип историзма).
Такие идеи высказывалиВольтер, Руссо,
Дидро, Фихте, Гегель и другие мыслители.
Но история рассматриваласьили с точки
зрения идеализма, как, например, Гегель,
который видел в историисамореализацию
объективного духа, подчеркивая закономерный
характер развитияистории от низших ступеней
к более высоким. Но все же реальные мотивы
историиоказывались в тени. Или историю
рассматривали как повторение законов
развитияприроды в обществе, но обладающей
прогрессивным изменением (французскиематериалисты
XVIII века). Своеобразная натурализация
история.
В марксистской
философии вырабатывается принцип
диалектико-материалистическогопонимания
истории (принцип «исторического материализма»,
как определили егосами основоположники К. Маркс и
Ф. Энгельс. Считая, что историческийматериализм
и есть подлинная наука об обществе и истории.)
Каковы же основныечерты материалистического
понимания истории? Исходным постулатом
являетсяутверждение, что история есть
результат деятельности самих людей и
никогобольше. Поэтому история предстает
как процесс смены видов и способовдеятельности
и людей. Основой существования и развития
истории, общества исамих людей является
способ производства «материальной жизни
вообще».Структурными элементами его
являются производительные силы ипроизводственно-экономические
отношения. Производительные силы составляют
самилюди, наделенные способностью к трудовой
преобразовательной деятельности,орудийная
техника и технология, которые находятся
в распоряжении людей икоторые содержательно-функционально
качественно изменяются. В качестве особойпроизводительной
силы выступают и силы природы, освоенные
человеком ивключенные в процесс производства.
Производственно-экономические отношенияпредставляют
собой сложную систему отношений между
людьми, в которые вынужденывступать субъекты
производства. Это, прежде всего, технологические
отношения, представляющиетехническое
овладение людьми орудиями производства.
Своеобразное, историческиизменчивое
технико-технологическое разделение труда.
Экономические отношениямежду людьми,
возникающие в процессе производства,
предстают в виде отношения ксобственности
на средства производства. В содержательном
плане они проявляютсякак владение, распоряжение,
управление собственностью на средства
производства.Наконец, элементом производственно-экономических
отношений являются отношенияпо поводу
распределения произведенных материальных
благ, принципы которогоопределяются
отношением к собственности на средства
производства и которыедалеко выходят
за границы самого производства, распространясь
на все общество.
Производственно-экономические
отношения и составляюттот реальный
базис общества, «на котором возвышается
юридическая и политическаянадстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания».В
марксистской философии был сформулирован
методологический принцип пониманияистория:
«Способ производства материальной жизни
обуславливает социальный,политический
и духовные процессы жизни вообще. Не сознание
определяет их бытие,а наоборот, их общественное
бытие определяет их сознание» (подчеркнуто
мной –Г.Ч.) [7, c. 6–7]. Под общественным бытием
в марксистской философии понимаетсяпроцесс
жизни людей, «производство самой материальной
жизни», производствоматериальных условий
жизни и производство самих людей.
Необходимо
подчеркнуть, что основоположникидиалектико-материалистической
философии предостерегали от метафизического,вульгарного
истолкования этого принципа понимания
истории. Они особо отстаивалимысль,
что способ производства лишь в конечном итоге, опосредованно
определяети сознание людей, и духовную
жизнь. Общественное сознание, состояние
духовной иполитической жизни обладают
относительной самостоятельностью по
отношению ксобственному базису и могут
активно влиять на его развитие. Способствовать
егоразвитию, сдерживать его развитие
и действовать против его развития. То
естьпрогрессивно-творчески, консервативно
и «реакционно».
Для понимания
сущности истории какестественноисторического
процесса с присущими ему объективными
законами вмарксистской философии
вводится особая категория – общественно-экономическаяформация.
Она представляет собой «общество, находящееся
на определенной ступениисторического
развития, общество со своеобразным отличительным
характером» [6,c. 442]. Ядром ее является
исторически конкретный способ производства.
Крометого, в связи с таким подходом общество
предстает как социальный организм,которому
присущи специфические законы, но отражающие
универсальные (всеобщие)формационные
законы. История предстает как естественная
сменаобщественно-экономических формаций.
Смена общественно-экономический формаций
иесть объективный закон развития истории
от низших ступеней к высшим, болеесовершенным,
открывающий простор в развитии производительным
силам,экономическим отношениям и самого
человека как особого родового существа.
Сточки зрения марксистской философии
этот закон присущ мировой истории кактаковой.
Стало быть, развитие истории носит диалектический
характер. Выделяютсяпять типов общественно-экономических
формаций.
1. Первобытнообщинная (первобытный
коммунизм) сприсущей ей общественной
собственностью на средства производства,
отсутствиемсоциальной дифференциации
и уравнительным принципом распределения
материальныхблаг. В силу чего индивиды
в этом обществе не отделяли себя друг
от друга.
2. Рабовладельческая
формация с присущей ей особойформой
частной собственности, которая
распространяется не только на
орудияпроизводства, на землю, но
и на особый отряд людей
(рабов), которыерассматривались как
«говорящие орудия». Впервые появляется такой институт
как«эксплуатация человека человеком».
Общество приобретает иерархически-классовыйхарактер,
структуру: формируется общество богатых
и бедных, имущих и неимущих.
3. Феодальная
общественно-экономическая формация,
вкоторой основной формой частной собственности
становится земля, как основноесредство
производства. Появляется корпоративное
ремесленное производство сразличными
его видами. Экономически и политически
господствующим классомявляются феодалы,
крупные землевладельцы во главе с королевской
властью.Появляется класс крестьян, находящийся
как в личной, так и в экономическойзависимости
от феодалов. Церковь, ее служители и институты,
являясь крупнымсобственником на землю,
составляли особое сословие. Так называемое
третьесословие. Наряду с этим существуют
большие социальные группы ремесленников,торговцев.
Эта формация также эксплуататорская.
4. Буржуазная
(капиталистическая)общественно-экономическая
формация, возникшаая в XV веке
и к концу XIX векадостигшая
высокого уровня развития. Ее
экономической базой является
частнаясобственность на орудия производства
в виде промышленного, машинногопроизводства
и на капитал, приобретающий форму финансового
капитала. Появляютсяновые классы: капиталисты,
буржуа, рабочий класс, который оказывается
вэкономической, а не в личной зависимости
от экономически господствующегокласса.
Он наделен правом продавать свою рабочую
силу на рынке труда, оставаясьпри этом
объектом эксплуатации. Для этого периода
характерно формированиеправового государства
и начал гражданского общества. С точки
зрениямарксистской философии эта формация
хотя и наиболее прогрессивная, но остаетсяэксплуататорской,
которая препятствует всестороннему развитию
человека.Основоположники диалектико-материалистической
философии обращают внимание ещена одно
обстоятельство – наука при промышленном
капиталистическом производствестановится
непосредственной производительной силой.
Правда, они считали, чтокапитализм в конечном
итоге становится сам по себе препятствием
на этом пути.Капиталистическая общественно-экономическая
формация рассматривается ими не каквенец
и конец истории, а как историческая предпосылка
для качественно новогоуровня и этапа
развития истории, новой общественно-экономической
формации.
5. Новым
этапом развития истории, ее
высшей ступеньюосновоположники марксистской
философии считают социализм (коммунизм),
которыйвыражает основное требование
истории – всестороннее развитие человека,
егоспособностей и дарований, его творческое
саморазвитие без каких-либо внешнихограничений
и регламентаций. Вся предыдущая человеческая
история, с точки зрениямарксизма, есть
лишь предыстория развития человека и
человечества. Подлиннаяистория возможна
только при коммунизме, в котором «свободное
развитие каждогоявляется условием свободного
развития всех [5, c. 447]. Такое общество можетбыть,
существовать на своей собственной основе.
Основоположники марксизма неуказывали
временных рамок наступления такого состояния
человеческой истории иобщества. А подчеркивали
лишь, что оно может быть достигнуто, когда
для этогосозреют все необходимые объективные
предпосылки и условия для того, чтобы
людинаучились делать свою собственную
историю на основе принципа всестороннейсвободы
и творческого саморазвития своих дарований.