Основные черты марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Марксистская философия возникла в середине XIX века иоставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХвека. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) иФридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философиейдиалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения ипонимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели изпредыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменениипринципов философствования.

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Под абсолютной истиной[1] в марксистской философии понимаетсянеискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире,объективных законах его бытия, в принципе достигаемое и достижимое вбесконечной деятельности человеческого рода. В этом аспекте абсолютная истинафиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностей и способностей, присущихчеловеку, достигать достоверного знания. Без признания абсолютной истиныисчезает позитивный момент в познавательной деятельности человека,оптимизирующая сторона познания.

В тоже время в объективной истине всегда присутствуетмомент, сторона относительной истины. Что же понимается под относительнойистиной в марксистской философии? Под относительной истиной понимаетсядостоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в тойили иной степени неполное, неисчерпывающее. Она также фиксирует моментнеопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах:относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законови т.д. Например, утверждение, что вода есть жидкость, истинно относительноопределенных температурных параметров – от 0 до 100°. А за этими пределами онаприобретает иные свойства и иное состояние.

Относительная истина, ее бытие связано не только сневозможностью  исчерпывающим образом что-либо познать, но и с тем, чтопознанием занимаются конкретные люди, с конкретными, индивидуальнымипознавательными способностями, не универсальными и ограниченными в том или иномплане. Так сказать, универсальная родовая познавательная способность человекапроявляется не универсально, конкретно (Диалектика единичного и всеобщего).Бытие относительной истины связано также и с тем, что процесс познания всегдалимитируется, ограничивается возможностями общественно-исторической практики,уровнем развития общества. Наличие относительной истины в знании связано такжеи с тем, что истина, знание всегда носят конкретный характер (знание о чем-то,а не обо всем существующем).

В силу этого в  объективной истине всегда присутствуетдиалектика абсолютного и относительного знания, которая отражает диалектикуединичного, отдельного и всеобщего, относительного и абсолютного, присущуюсамому объективном миру, никем не созданным и существующим сам по себе. Поэтомув марксистской философии диалектика истины и диалектика объективного мирарассматриваются как определенное тождество, единство, но тождествопротиворечивое. Тождество выражается в том, что и познанию, и объективному мируприсущи одни и те же законы диалектики. А противоречивость связана сосвоеобразием проявления законов диалектики в познании и в бытие объективногомира. В познании оно проявляется идеально, а в объективном мире – материально.С точки зрения марксистской философии единство субъективной диалектики(сознание, познание) и объективной диалектики (бытие материального мира)возможно, потому что субстратом мышления является мозг, как материальнаясубстанция мышления. А несовпадение субъективной и объективной диалектикисвязано с тем, что сам процесс познания есть идеальный процесс, идеальнойпреобразование материального мира. Вот почему мышлению и познанию присуща относительнаясамостоятельность, свобода, которая в идеализме нередко абсолютизировалась имистифицировалась.

Если целью познания является достижение истины(истинного  знания), которая представляет собой  идеальное преобразование мира, ав конечном итоге человек на основе ее стремится и практически предметноизменить мир и условия своего бытия, то естественно возникает вопрос о том, какчеловек достигает истины? В марксистской философии создаетсядиалектико-материалистическая теория познания (диалектико-материалистическаягносеология). Исходным ее положением является утверждением, что процесспознания есть процесс отражения объективного мира в сознании человека. Сампроцесс познания является сложным и многоуровневым. «Низшим», первым уровнемпознания является чувственное, эмпирическое познание, так или иначе включенноев непосредственную практику, практическую деятельность людей. Ему соответствуютсвои «инструменты» познания – ощущения, восприятия, представления. На этомуровне мы получаем факты об отдельных сторонах и свойствах предметовобъективного мира, на основе которых мы «вырабатываем» знание несистемного,несущностного характера главным образом о внешних сторонах предметов и явлений.На этом уровне внутренняя, сущностная сторона объективного мира, его предметовостается сокрытой. Но все же он свидетельствует о том, что эти свойства чем-товызваны, имеют основания, хотя и не очевидные для чувственного познания. Этознание конкретное, но не обобщенное, неполное, но ему присуща также идостоверность. Это непосредственное знание.

Второй  уровень познания представляет теоретическоепознание. Как мы помним из предыдущих лекций – это сфера действия ума,мышления, которое оперирует понятиями. Действию ума нередко приписывался чистоидеалистический характер, а нередко нерационалистически-мистические свойства ичерты, никак не связанные с практикой. В марксистской философии теоретическийуровень познания рассматривается, во-первых, как продолжение эмпирическогопознания. Эмпирическое познание – основа и предпосылка теоретического познания(отсюда критика априоризма И. Канта, концепции врожденных идей Р. Декарта).Во-вторых, теоретическое познание есть преобразование эмпирического познания изнания посредством понятий, категорий как субстанциональной основы мышления. В-третьих,это обобщенное, абстрактное познание и знание, в котором нам открываетсясущность предметов и явлений, их внутренняя сторона и свойства. В-четвертых,это отвлеченное от непосредственного бытия познание и знание, вскрывающеезаконы бытия мира, неочевидные для чувственного познания. В нем, как выражалсяК. Маркс вслед за Гегелем, предметность бытия как бы «испаряется, приобретаяформу бытия в понятиях». Появляется новая реальность бытия объективного мира ввиде идеальных, абстрактных понятий (это, как сейчас модно говорить,«виртуальная реальность»). В марксистской философии развивается гегелевскаяидея единства эмпирического и теоретического познания, но с материалистическихпозиций. Познание есть диалектическое единство эмпирического и теоретического,хотя и противоречивое. Эмпирическое переходит в «свое иное», в теоретическоезнание, которое является итогом многих обобщений и определений. Инструментамитеоретического мышления, познания являются понятия, суждения, умозаключения,посредством которых познающий субъект создает теории, в которых и раскрываетсясущность и законы бытия мира и различных его сторон. Поэтому междутеоретическим познанием и объективным бытием мира также существует «тождество»,совпадение, единство, хотя и очень опосредованное. Стало быть, истина, истинноезнание, есть синтез, единство не только субъективного и объективного, ноэмпирического и теоретического.

В теории познания (любой) возникает всегда и  такойфундаментальный философский  вопрос – что же является критерием  истины,истинного знания? С некоторыми взглядами на эту проблему мы же знакомы изпредыдущих лекций. В марксистской философии утверждается положение о том, чтонаиболее достоверным критерием (определителем, проверкой) истинности знания,истины является общественно-историческая практика как совокупная деятельностьлюдей. Только в практике, которая носит предметно-преобразовательный характер,мы можем проверить, насколько достоверно, неискаженно знание по своемусодержанию, насколько оно соответствует объективному положению вещей в мире. Вэтом плане в марксистской философии раскрывается абсолютный и относительныйхарактер практики как критерия истины. То есть, и в данном аспекте практикаявляется диалектической и по характеру и по содержанию. Абсолютный характер выражаетсяв том, что практика, как критерий истины, в принципе может проверить любоезнание и теорию. Она есть предельно широкий и универсальный критерий истины. Нопоскольку практика носит всегда конкретно-исторический характер, то в данныйисторический момент она может проверить истинность не любого знания, не любойтеории, в том числе и естественнонаучной, а только то знание, ту теорию, длякоторых в рамках практики созрели, находятся в наличии необходимыематериальные, экономические, технические, инструментальные возможности ипредпосылки. В этом относительность, ограниченность практики как критерияистины. Но относительность практики не отменяет того, что все же болеедостоверного, с точки зрения марксистской философии, критерия истины, чемпрактика, не существует.

Принципы  диалектического материализма марксистскаяфилософия  применяет и к анализу развития человеческой истории. Ведь всегда вфилософии стоял и стоит такой фундаментальный вопрос – присущи ли человеческойистории объективные законы ее развития или нет? И до марксистской философиимногие мыслители рассматривали историю как качественно изменяющийся,развивающийся процесс во времени (принцип историзма). Такие идеи высказывалиВольтер, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель и другие мыслители. Но история рассматриваласьили с точки зрения идеализма, как, например, Гегель, который видел в историисамореализацию объективного духа, подчеркивая закономерный характер развитияистории от низших ступеней к более высоким. Но все же реальные мотивы историиоказывались в тени. Или историю рассматривали как повторение законов развитияприроды в обществе, но обладающей прогрессивным изменением (французскиематериалисты XVIII века). Своеобразная натурализация история.

В марксистской философии вырабатывается принцип  диалектико-материалистическогопонимания истории (принцип «исторического материализма», как определили егосами основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс. Считая, что историческийматериализм и есть подлинная наука об обществе и истории.) Каковы же основныечерты материалистического понимания истории? Исходным постулатом являетсяутверждение, что история есть результат деятельности самих людей и никогобольше. Поэтому история предстает как процесс смены видов и способовдеятельности и людей. Основой существования и развития истории, общества исамих людей является способ производства «материальной жизни вообще».Структурными элементами его являются производительные силы ипроизводственно-экономические отношения. Производительные силы составляют самилюди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности,орудийная техника и технология, которые находятся в распоряжении людей икоторые содержательно-функционально качественно изменяются. В качестве особойпроизводительной силы выступают и силы природы, освоенные человеком ивключенные в процесс производства. Производственно-экономические отношенияпредставляют собой сложную систему отношений между людьми, в которые вынужденывступать субъекты производства. Это, прежде всего, технологические отношения, представляющиетехническое овладение людьми орудиями производства. Своеобразное, историческиизменчивое технико-технологическое разделение труда. Экономические отношениямежду людьми, возникающие в процессе производства, предстают в виде отношения ксобственности на средства производства. В содержательном плане они проявляютсякак владение, распоряжение, управление собственностью на средства производства.Наконец, элементом производственно-экономических отношений являются отношенияпо поводу распределения произведенных материальных благ, принципы которогоопределяются отношением к собственности на средства производства и которыедалеко выходят за границы самого производства, распространясь на все общество.

Производственно-экономические  отношения и составляюттот реальный базис общества, «на котором возвышается  юридическая и политическаянадстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».В марксистской философии был сформулирован методологический принцип пониманияистория: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный,политический и духовные процессы жизни вообще. Не сознание определяет их бытие,а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (подчеркнуто мной –Г.Ч.) [7, c. 6–7]. Под общественным бытием в марксистской философии понимаетсяпроцесс жизни людей, «производство самой материальной жизни», производствоматериальных условий жизни и производство самих людей.

Необходимо  подчеркнуть, что основоположникидиалектико-материалистической философии предостерегали от метафизического,вульгарного  истолкования этого принципа понимания  истории. Они особо отстаивалимысль, что способ производства лишь в конечном итоге, опосредованно определяети сознание людей, и духовную жизнь. Общественное сознание, состояние духовной иполитической жизни обладают относительной самостоятельностью по отношению ксобственному базису и могут активно влиять на его развитие. Способствовать егоразвитию, сдерживать его развитие и действовать против его развития. То естьпрогрессивно-творчески, консервативно и «реакционно».

Для понимания  сущности истории какестественноисторического  процесса с присущими ему объективными законами вмарксистской философии вводится особая категория – общественно-экономическаяформация. Она представляет собой «общество, находящееся на определенной ступениисторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» [6,c. 442]. Ядром ее является исторически конкретный способ производства. Крометого, в связи с таким подходом общество предстает как социальный организм,которому присущи специфические законы, но отражающие универсальные (всеобщие)формационные законы. История предстает как естественная сменаобщественно-экономических формаций. Смена общественно-экономический формаций иесть объективный закон развития истории от низших ступеней к высшим, болеесовершенным, открывающий простор в развитии производительным силам,экономическим отношениям и самого человека как особого родового существа. Сточки зрения марксистской философии этот закон присущ мировой истории кактаковой. Стало быть, развитие истории носит диалектический характер. Выделяютсяпять типов общественно-экономических формаций.

1. Первобытнообщинная (первобытный коммунизм) сприсущей ей общественной собственностью на средства производства, отсутствиемсоциальной дифференциации и уравнительным принципом распределения материальныхблаг. В силу чего индивиды в этом обществе не отделяли себя друг от друга.

2. Рабовладельческая  формация с присущей ей особойформой  частной собственности, которая  распространяется не только на  орудияпроизводства, на землю, но  и на особый отряд людей  (рабов), которыерассматривались как  «говорящие орудия». Впервые появляется такой институт как«эксплуатация человека человеком». Общество приобретает иерархически-классовыйхарактер, структуру: формируется общество богатых и бедных, имущих и неимущих.

3. Феодальная  общественно-экономическая формация, вкоторой основной формой частной собственности становится земля, как основноесредство производства. Появляется корпоративное ремесленное производство сразличными его видами. Экономически и политически господствующим классомявляются феодалы, крупные землевладельцы во главе с королевской властью.Появляется класс крестьян, находящийся как в личной, так и в экономическойзависимости от феодалов. Церковь, ее служители и институты, являясь крупнымсобственником на землю, составляли особое сословие. Так называемое третьесословие. Наряду с этим существуют большие социальные группы ремесленников,торговцев. Эта формация также эксплуататорская.

4. Буржуазная (капиталистическая)общественно-экономическая  формация, возникшаая в XV веке  и к концу XIX векадостигшая  высокого уровня развития. Ее  экономической базой является частнаясобственность на орудия производства в виде промышленного, машинногопроизводства и на капитал, приобретающий форму финансового капитала. Появляютсяновые классы: капиталисты, буржуа, рабочий класс, который оказывается вэкономической, а не в личной зависимости от экономически господствующегокласса. Он наделен правом продавать свою рабочую силу на рынке труда, оставаясьпри этом объектом эксплуатации. Для этого периода характерно формированиеправового государства и начал гражданского общества. С точки зрениямарксистской философии эта формация хотя и наиболее прогрессивная, но остаетсяэксплуататорской, которая препятствует всестороннему развитию человека.Основоположники диалектико-материалистической философии обращают внимание ещена одно обстоятельство – наука при промышленном капиталистическом производствестановится непосредственной производительной силой. Правда, они считали, чтокапитализм в конечном итоге становится сам по себе препятствием на этом пути.Капиталистическая общественно-экономическая формация рассматривается ими не каквенец и конец истории, а как историческая предпосылка для качественно новогоуровня и этапа развития истории, новой общественно-экономической формации.

5. Новым  этапом развития истории, ее  высшей ступеньюосновоположники марксистской философии считают социализм (коммунизм), которыйвыражает основное требование истории – всестороннее развитие человека, егоспособностей и дарований, его творческое саморазвитие без каких-либо внешнихограничений и регламентаций. Вся предыдущая человеческая история, с точки зрениямарксизма, есть лишь предыстория развития человека и человечества. Подлиннаяистория возможна только при коммунизме, в котором «свободное развитие каждогоявляется условием свободного развития всех [5, c. 447]. Такое общество можетбыть, существовать на своей собственной основе. Основоположники марксизма неуказывали временных рамок наступления такого состояния человеческой истории иобщества. А подчеркивали лишь, что оно может быть достигнуто, когда для этогосозреют все необходимые объективные предпосылки и условия для того, чтобы людинаучились делать свою собственную историю на основе принципа всестороннейсвободы и творческого саморазвития своих дарований.

Информация о работе Основные черты марксистской философии