Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:58, реферат
Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации.
Введение
Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть «видение истины». Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Со времен глубочайшей древности Индия привлекала к себе внимание народов. В их воображении эта страна с её роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным раем, полным таинственных чудес.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Пpи написании своей pаботы мне пpедставлялись особенно важными несколько моментов: пpежде всего, я ставила пеpед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Дpевней Индии, также мне хотелось понять в чем кpоется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пpеделы Индии и по сей день.
Религиозные системы Индии, если сравнить их с ближневосточными средиземноморскими, в ряде факторов, особенно в связи изначальным единством макро- и микромира, природы и человека, представляются более глубокими и философски насыщенными. Важная особенность индийских религий - их явственное обращение вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами и Буддами. Отсюда акцент на то, что каждый - кузнец своего счастья.
История индийской философии делится на следующие периоды:
1.Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев.
2. Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:
a) Школы, отрицающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята) – VI в. до н.э.;
b) Теоретическая реконструкция Бх
c) Школы, признающие
авторитет Вед и в большей
или меньшей степени
3. Период сутр и комментариев к ним (от III в. до н.э.) характеризуется “сокращением” и обобщением наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение, чем сами сутры.
Философские идеи в Древней Индии
Философские идеи начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение.
В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников.
Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. Они появились приблизительно в IX—VI веках до нашей эры и по форме представляли, как правило, диалог мудреца со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.
Появляются идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики (риторики), грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Зарождаются идеи и о философии как своеобразной области знаний.
В “Упанишадах” сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики.
Познание и приобретенное знание подразделяется в “Упанишадах” на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, неполным. Познание истины, то есть духовного абсолюта, возможно только через высший уровень знания, которое приобретается человеком посредством мистической интуиции, последняя же, в свою очередь, формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям.
Одна из важнейших
проблем в “Упанишадах” — исследование
сущности человека, его психики, душевных
волнений и форм поведения. В этой
области древнеиндийские
Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии.
В своём реферате я расскажу лишь о некоторых, наиболее значимых философских школах и религиях.
Буддизм
Буддизм является великой религией и
философией Востока и по значению стоит
несопоставимо выше джайнизма. Но возник
он так же как и джайнизм, в противовес
засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая
судьба буддизма интересна тем, что он
не прижился у себя на родине, а распространился,
в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему
Востоку.
Появление
буддизма окутано мистической тайной,
но считается, что существовала реальная
историческая личность - Гаутама Шакьямуни,
который и положил начало этой религии.
Согласно легенде Сиддхартха Гаутама
родился в VI веке до нашей эры в семье князя
из племени шакья. Его матери перед родами
приснился сон, будто ей в бок вошёл белый
слон. Мальчик, названный Сиддхартхой,
родился через кесарево сечение, что является
косвенным подтверждением этого сна. Дожив
до юношеского возраста, он не знал никаких
забот и проблем до тех пор, пока, не поехав
на прогулку, не столкнулся с четырьмя
событиями, круто изменившими его жизнь.
Он увидел покрытого язвами изнеможённого
больного, затем сгорбленного старика,
потом похоронную процессию и, наконец,
- углублённого в раздумья аскета. Эти
четыре встречи, как повествует легенда,
настолько потрясли юношу, что он ушёл
из дома. Обрив голову, облачившись в грубые
одежды, предавая себя самоистязанию и
самобичеванию, он стремился искупить
вину предыдущей праздной жизни. Так прошло
7 лет. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи,
предаваясь размышлениям, Сиддхартха
внезапно "прозрел": ему открылись
четыре священные истины жизни:
- Страдания правят миром.
- Причиной страданий является сама жизнь
с её страстями и желаниями.
- Уйти от страданий можно лишь погрузившись
в нирвану.
- Существует путь, посредством которого
можно избавиться от страданий и достичь
нирваны.
Познав
эти четыре истины, Гаутама стал Буддой,
что означает «просветлённый». Ещё несколько
дней после этого он сидел под деревом,
будучи не в силах сдвинуться с места.
Всё это время его искушал злой дух Мара,
предлагая ему не проповедовать своё учение,
а сразу погрузиться в нирвану. Но Будда
устоял. Он собрал вокруг себя пятерых
аскетов, ставших его первыми учениками,
и прочёл им первую проповедь, излагающую
основные идеи новой религии.
Сущность учения Будды
Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды
бытия, наслаждений, созидания, власти
и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду,
отказаться от желаний, отрешиться от
земной суетности - значит избавиться
от страданий. За этим лежит полное освобождение,
нирвана.
Развивая своё учение, Будда разработал
подробный, восьмиступенчатый путь, метод
избавления от страданий и приближения
к нирване. Вот ступени этого пути:
1.Праведная вера.
2.Истинная решимость.
3.Праведная речь.
4.Праведные дела.
5.Праведная жизнь.
6.Праведная мысль.
7.Праведныепо мыслы.
8.Истинное созерцание.
Основы философии буддизма
Согласно буддизму, человек
воспринимает мир как бы сквозь призму
своих ощущений, однако эти ощущения
не являются его субъективной данностью,
а есть следствие волнения дхарм - частиц мироздания. Дхарма (закон)
- это нечто похожее на атомы-монады духовного
начала Пуруши в Упанишадах. Жизнь есть
проявление безначального волнения дхарм.
Успокоить свои дхармы - значит взять свою
жизнь в свои руки и тем самым добиться
цели, достичь состояния Будды, погрузиться
в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие
ему философские системы Индии, выдвигает
на первый план карму человека - совокупность
его добрых и злых поступков. Хорошая карма
существенно приближает человека к нирване.
Но больше всего шансов попасть туда у
монахов, отказавшихся от всего мирского
и сосредоточившихся на духовной жизни.
Среди монахов выделялись так называемые
"архаты", совсем близко подошедшие
к состояниям Будды и нирваны. Простым
верующим буддистам было трудно вести
такую праведную жизнь в силу чисто житейских
обстоятельств. Поэтому буддизм через
некоторое время выработал две формы:
Хинаяна - узкий путь к спасению. Это, по
сути, учение монахов, ограниченное рамками
этого сословия;
Махаяна - широкий путь к спасению. Эта
форма и получила наибольшее распространение.
Сами буддисты ведут отсчёт
времени существования своей
религии от кончины Будды (
Как и другие религии буддизм обещает людям избавление от самых тяжких сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертие души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек.
Человек под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворенность.
Мир для буддистов – это
Брахманизм
Носителями брахманизма были брахманы,
создавшие сословно-кастовую систему
и занявшие в ней главенствующее место.
Слово "брахман" имеет в Индии три
значения:
*Верховное божество, Абсолют.
*Служитель религиозного культа.
*Сборники религиозно-философских текстов
и комментариев.
В рамках
брахманизма появились специальные тексты,
написанные отшельниками-аскетами и содержащие
серьёзные философские обобщения. Эти
тексты получили название араньяков (лесных
книг) и с них началась литература Упанишад
- философских текстов древней Индии.
Упанишады. В переводе, буквально, означают:
"сидеть возле", то есть быть у ног
учителя, внимать ему, чтить его, слушать
его откровения. Самые ранние из текстов
Упанишад относятся к VIII-VI векам до нашей
эры, остальные - к более позднему времени.
Некоторые были написаны уже в нашем тысячелетии.
Нас интересует особенно философия Упанишад.
В них говорится о таких проблемах, как
жизнь и смерть; мироздание; творение мира
и космоса; взаимосвязь богов и людей.
Носителем жизни в Упанишадах выступает
вода, без которой нет и не может быть ничего
живого. Жизнь человека - джива - находится
в гармонии с её душой - пурушей. После
смерти человек не исчезает полностью,
он переходит в новое воплощение, перерождается.
Этим утверждением было положено начало
центральной для всего последующего индийского
мировоззрения идее - карме.
Карма - одно из кардинальных положений
индийской философии. Суть учения о карме
в том, что сумма добрых и злых поступков
человека определяет форму последующего
перерождения. Хорошая карма гарантирует
удачное перерождение, средняя даёт возможность
возродиться в ком же качестве, а плохая
ведёт к тому, что ты возродишься рабом,
а то и вовсе насекомым. Идея кармы удовлетворительно
решала проблему добра и зла (примерно
так же, как в христианстве и исламе это
делала идея ада и рая). Она ставила будущее
человека в зависимость от его повседневного
поведения. Закону кармы подвержены все,
за исключением тех, кто отрекался от мирской
жизни, становился на путь монаха-отшельника.
Эти люди со временем приобретали всё
более божественную силу и, в конце концов,
достигали мира Брахмана, выпадали из
колеса перерождений, возвышались над
законом кармы.
Философия брахманизма.
Информация о работе Основные философские учения и идеи Древней Индии