Основные философские учения и идеи Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации.

Файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию  с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная  высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана.  
Брахман - это ноуменальная, скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения. Первоосновами Брахмана выступают:  
* Пространство.  
* Движение.  
* Закон.  
Пространство, путём эманации, порождает материю: движение - энергию, а закономерности феноменального мира есть эманация закона Брахмана. В целом весь феноменальный мир является эманацией Абсолюта. Поэтому нужно понимать иллюзорность, малоценность феноменального мира и стремиться к Брахману. Монахи-отшельники, ставшие на путь ухода из иллюзорного феноменального мира, могут надеяться на высвобождение из колеса перерождений.  
Упанишады, своим учением о Брахмане, определили последующие параметры индийской философии, вплоть до индуизма. Однако между индуизмом и брахманизмом существовали философские школы, также сыгравшие большую роль в духовной истории Индии

Джайнизм

Как и все индийские  системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Вардхамана, старший современник  Будды, был вторым сыном кшатрия, вождя племени в Магадхе, современном  Бихаре. Согласно преданию, он родился  в 599 году до н. э. ,в течение двенадцати лет (с 28 лет)  вел жизнь отшельника. Уже на второй год своего отшельничества он стал ходить голым. С конца этих двенадцатилетних предварительных самоистязаний датируется кевалийность Вардхаманы.

 После этого он признается всеведущим пророком джайнизма (от слова  победитель ("Джина").. Последующий тридцатилетний период своей жизни Вардхамана посвятил преподаванию своей религиозной системы и организации своего ордена аскетов.Вопрос — одеяния против неодеяния (исключительная мера самоотречения)  — привел к крупному расколу и разделению джайнистов на две секты — шветамбаров (одетых в белое) и дигамбаров (обнаженных), каковой и произошел в 79—82 годах н. э.

Джайны ставят целью достичь  состояние мокши, а для этого  считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши:  
 
* Нужна убеждённость, вера в истинность исповедуемой доктрины.  
* Необходимо совершенное познание, проникновение в суть доктрины джайнизма.  
* Необходима праведная жизнь.  
 
Наиболее сложной и трудной частью является третья: праведная жизнь. Она включает в себя пять основных обетов:  
 
1. Не причинять вреда живому (ахимса).  
2. Не красть (астья).  
3. Не прелюбодействовать (брахмачарья).  
4. Не стяжать (апаригракха).  
5. Быть искренним и благочестивым в речах (сатья).  
 
             К этим пяти основным обетам добавились и другие, сделавшие, в конечном итоге, жизнь джайнов очень аскетичной. Их можно сравнить с христианскими протестантами: они трудолюбивы, скромны в потребностях, неуклонно следуют принципу ахимсы и из-за этого даже не занимаются сельских хозяйством.  
            Система джайнизма считается неортодоксальной (авайдика), поскольку она не признает авторитета вед. Система джайнистов претендует на признание своего соответствия с реальностью. Ее схема вселенной, как считают, основана на логике и опыте. В своей метафизике джайнисты признают ведийский реализм, хотя они и не систематизируют его в духе упанишад. Пракрити (природа, творение) анализируется, и показывается ее атомистическое строение. Пуруша (сущности, находящиеся за меняющимися формами природы) перестают быть пассивными наблюдателями и становятся активными агентами. Главными отличительными чертами джайнистской философии следует признать ее реалистическую классификацию бытия , а также теорию познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады (всякое познание считается только вероятным и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическую этику.

На улицах индийских городов  европейские туристы до сих пор  неизменно застывают при виде абсолютно голых людей с марлевой повязкой, закрывающей рот. Небольшими метёлками они подметают дорогу перед собой. Это – джайны, представители одной из самых древних религиозных общин Индии. Марлевая повязка предохраняет от того, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, а дорогу джайны подметают, боясь раздавить букашку или червяка.

Джайны верят, что мир существует вечно и никогда никем не создавался. Мир в своём бытии испытывает периоды подъема и спада. Джайны верят в существование души и  в переселение душ. Новое воплощение зависит от того, что сделал человек  в предыдущей жизни, как он её прожил.

Признание джайнами вечно существующей души отличает эту религию, например, от буддизма. Самосовершенствование  души (джива), благодаря которому происходит её освобождение от бренного мира, - главное  учение джайнов. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости, то она, пробыв какое-то время после смерти в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет страдать. Особое значение придаётся свободе воли, благодаря которой душа может противостоять кармической ситуации. Чтобы прекратить поток бусконечных перерождений, отделить душу от земных оболочек и добиться подлинного и полного спасения, человек должен справиться со своими страстями, желаниями и материальными привязанностями. Для этого ему необходимо следовать принципам, изложенным Джиной: правильной вере, правильному познанию и правильной жизни.

Йога

Йога представляет собой систему  способов и средств, позволяющих  пуруше освободиться от материи и  достичь состояния мокши. У европейцев сложился образ йоги как системы психических и физических упражнений. Йога была создана индийским мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма и подразделяется на восемь этапов:  
1. Воздержание (яма).  
2. Выполнение предписания (мияма).  
3. Упражнения для тела (асана).  
4. Дисциплина дыхания (пранаяма).  
5. Дисциплина чувств (пратьяхара).  
6. Дисциплина ума (дхарана).  
7. Созерцание (дхиана).  
8. Транс и экстаз (самадха).  
Яма и Нияма вместе образуют Крийя-йогу (т.е. йогу чистоты, йогу действия). Яма описывает следующие морально-этические принципы [10, стр.33-36]:

1.      Ахимса — ненасилие — воздержание от чувства ненависти и желания принести вред другому

2.      Сатья — правдивость — это контроль над речью, способствующий освобождению от злобы.

3.      Астея — не воровство.

4.      Брахмачарья — в переводе означает отказ, воздержание, подразумевает самодисциплину, самоконтроль, т.е. такое состояние ума и духа, которое обеспечивает контроль над влечениями

5.      Апариграха — свобода от накоплений, равнодушие к вещам.

Нияма значит возрождение, развитие, рост всего хорошего, что в нас осталось после расчистки Ямой. Этические принципы ниямы:

1.      Шауча — чистота. Имеется в виду чистота как внутренняя, так и внешняя.

2.      Сантоша — удовлетворённость — постоянный положительный эмоциональный фон, позволяющий жить в радости.

3.      Тапас  — наличие цели и непреклонное стремление к цели.

4.      Свадхьяйя — постоянное самообразование и самосовершенствование, высокая степень умственной активности, способствующей самопознанию.

5.      Ишвара пранидхана — «преданность Ишваре» (Ишвара — вселенская душа).

Практика  йоги весьма популярна не только в  Индии: целиком или в отдельных  частях её используют люди во всём мире.

Йога в  отличие от различных систем, оставляет неизменным окружающий мир и меняет, прежде всего, человека в нём, меняет в сторону развития интеллекта, т.е. как раз того, чем человек (человечество) больше всего отличается от остального мира.

Автор «Йога-сутры» Шриман Патанджали заимствовал из санкхьи  почти всю диалектику, но не считал, что метафизическое познание способно привести к освобождению. В «йога-сутре» утверждается, что последнее может наступить лишь в результате долгой упорной борьбы с самим собой в первую очередь с помощью психофизиологической техники.

В йоге кроме  знания теории необходимы упорство, целеустремленность и самодисциплина, связанная, в первую очередь с деталями психотехники. В санкхье же комплексу самогипноза, психоанализа и психотехники придается второстепенное значение.

Йога определяется как сосредоточенная  мысль (samādhi) или направление внимания на одну точку (ekāgratā) с повторением этого настойчиво и постоянно.

Индуизм

В основе мировоззрения индуизма лежит  идея о том, что мир не случайное  сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное  целое. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, называется дхарма. Без дхармы мир не мог бы существовать, он бы распался. Буддизм на своей родине встретил сопротивление со стороны учений, более удачно вписавшихся в кастовую систему Индии. В ходе соперничества между буддизмом и брахманизмом, на основе упрощения последнего, в конце первого тысячелетия до нашей эры возник индуизм, превратившийся впоследствии в национальную религию индусов.  
         Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна", где описывается происхождение мира из "космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах". В нем рождается демиург Брахма, который творит Вселенную из материала этого яйца. Сотворив Вселенную, Брахма определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения. Затем Брахма создает государство и законы, делит людей на сословия, определяет порядок вступления в браки.  
          Рядом с Брахмой в индуистском пантеоне стоят боги Вишну и Кришна. Согласно представлению о Вселенной как "яйце Брахмы", над Землей ярусами поднимаются шесть небес, - чем выше, тем прекрасней. Выше всех находится мир Брахмы. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесконечное множество таких же миров.  
          Индуизм признает плюрализм миров, без конца возникающих и исчезающих. Характерной чертой индуизма является понимание развития мира как столкновения противоположных сил, например, аскетического и эротического начал. В космогонии присутствует идея цикличности Вселенной, её периодического разрушения и воссоздания. Существование и небытие Вселенной определяется как "день" и "ночь".  
           По мере развития индуизма Брахма уступает центральное место Вишну, который отождествляется с космической душой. Складывается концепция майи Вишну. Майя - это присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир. Вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи.  
Шива символизирует единство аскетического и эротического начал. Хотя Шива и представляет функцию разрушения, эта функция имеет творческий аспект. В мире непрерывных изменений разрушение предшествует творению и обуславливает его.  
         Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста — брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем — вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста — шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки.

Основа индуизма очень  сходна с буддизмом:

-  основу жизни составляет цепь перевоплощений,

-  действует закон кармы,

-  цель человека — достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов).

Поскольку каждое действие является результатом намерения  и желания индивидуума, душа будет  рождаться, воплощаться в мире до тех пор, пока не освободится от всех элементов желания. Эта идея нашла точное выражение в учении о «вечном возвращении»; рождение и смерть означают лишь создание и исчезновение тела, новые рождения являются странствием души, круговоротом жизни (сансара).

Другое базовое положение  индийской религии — учение о воздаянии — возмездии за все благие и дурные поступки (карма). Самая сильная сторона этого учения — его этическая направленность , т.к. человек уравнивался со всеми остальными существами. Он лишь помещался на высшую ступень развития в рамках всего процесса, и ни в коем случае не был хозяином природы и живых существ. Но данная установка имеет и свои отрицательные стороны.:честные люди, родившиеся в низшей касте, подлежали презрению, так как сами оказывались виновными в своей несчастное судьбе. Они, правда, могут подняться до уровня чистых, но лишь в какой-либо из будущих жизней, если искупят свою вину.

В то же время сами индийцы, по-видимому, принимают за норму  наличие каст и выказывают уважение к высшей касте — касте браминов Люди, принадлежащие к низшей касте, могут пить и есть все, что угодно, но по мере того, как человек поднимается по общественной лестнице все выше и выше , он подвергается всё большим и большим ограничениям, и жизнь высшей касты, браминов… очень стеснена во всем. Если сравнивать их жизнь с жизнью людей Запада, то их жизнь будет постоянным аскетическим подвигом.

 

 

 

Заключение

 

Индийская философия - это  истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила  полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идёт с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которыми были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60--70 года прошлого века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.

Индийская философия - это  не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических.

 Главная ценность  древнеиндийской философии состоит  в её обращении к внутреннему  миру человека, она открывает  мир возможностей нравственной  личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всём. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т. п. к свободе. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод "Бхагавдгиты"; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы "Шакунтала" и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

Информация о работе Основные философские учения и идеи Древней Индии