Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:46, реферат
Оригинальная философская система великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева появилась не только на пространственном рубеже исторической встречи западной и восточной цивилизаций, но и на временном рубеже вступления России в эпоху социальных потрясений. Его идеалистически фундированная социальная философия породила грандиозный проект нравственного обновления человечества на основе глобального преображения мира. Соловьев обладал исключительным даром философского синтеза, его философское мышление отмечено твердой убежденностью в неограниченных возможностях умозрения, полагающего и рефлектирующего сознания.
Введение………………………………………………………………………………….3
Теория о познании…………………………………………………………………….5
Учение о богочеловечестве.
Определение личности человека………………………………………………..8
Концепция мирового развития………………………………………………….8
Этика — основа философского учения Соловьева
3.1 Этика — практическая философия……………………………………………..11
3.2 Философия любви………………………………………………………………..13
3.3 Личность и общество…………………………………………………………….14
Государство — как высшее воплощение добра.
4.1 Основные принципы построения гуманного сообщества…………………….16
4.2 Россия — третья сила……………………………………………………………17
Система эстетики В. Соловьева……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………….22
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
по дисциплине «Философия»
Выполнила студентка 4 курса заочного отделения
Введение…………………………………………………………
3.1 Этика —
практическая философия……………………
3.2
Философия любви………………………………………
3.3
Личность и общество……………………………
4.1 Основные принципы
построения гуманного
4.2
Россия — третья сила…………………………
Оригинальная философская
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) родился в семье знаменитого историка С.М. Соловьева. Детство и юность его прошли в обстановке, благоприятной для духовного развития. Как и его отец, он закончил историко-филологический факультет. Его “первой любовью в философии” был Спиноза, после он увлекается Шопенгауэр, но главная философская симпатия принадлежала Шеллингу. Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в магистерской диссертации “Кризис западной философии (против позитивистов)”1, позитивистов он критиковал, прежде всего, за то, что западные философы слишком углубились в проблему сущности мира, жизни, человека. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства — слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь. Современные исследователи творчества русского мыслителя усматривают истоки его религиозной философии в идеализме 30-40- гг. XIX в., он унаследовал и развивал проблематику православного теизма и славянофильства.2 Появление религиозно-философской концепции всеединства оказалось не случайным, это было закономерным развитием общественной мысли конца XIX в., когда назрела необходимость религиозного обновления на фоне бурного роста научного знания.
Именно ему Россия обязана философским
ренессансом начала века, весь цвет
русской философской мысли
Теория Соловьева представляет
собою одну из попыток идеально-
Соловьев обладал
1. Теория о познании.
Если брать целиком
Главной смысловой и целевой
направленностью его
Свою философию он называл мистицизмом, т.е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма. Его не удовлетворяла эмпирическая теория, согласно которой наше познание ограничивается только данными чувственного опыта и внешних явлений, такому способу познания присуща только относительная действительность. Он полагал, что ни одно внешнее явление не может быть познано вне его необходимых отношений к другим явлениям и тому, кому является. Эмпиризм предполагает существование только одних внешних явлений без объекта и субъекта, к которым они относятся, а рационализм ограничивается одним лишь чистым мышлением, т.е. мыслью без мыслящего и мыслимого, и этому виду познания присуща лишь относительная разумность Человек не может познать объект как существующий, т.е. как нечто большее, чем его ощущение или мысль. Поэтому ни опыт, ни мышление не могут привести к истине и тут надо искать новые, менее субъективные и абстрактные источники познания.
Для истинного познания необходимо заранее предположить бытие предмета и его действительное отношение как познающему субъекту. Истина — это прежде всего то, что есть, но существует много вещей и они только тогда могут быть истиной, когда принадлежат к одному и тому же единому, которое также является истиной для самого себя. Только положительное единство вещей или всеединство может быть подлинной истиной. Познать истину — значит переступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть.
Эмпирическое и рациональное познание имеют относительный характер, т.к. они являются следствием связей с объектами, находящимися вне нас. Эти виды познания дополняются внутренним познанием, являющимся следствием абсолютного бытия, которое непосредственно связывает нас с познаваемыми объектами. Такое знание является мистическим и абсолютным, в нем содержится нечто большее, чем мысль, а именно объективная реальность, существующая независимо от нас. И этот третий вид познания есть вера, или непосредственное чувство. Действительность и разумность познания находят свое последнее основание в мистицизме. Главный факт познания состоит не в восприятиях и не в понятиях, это — факт мистический.
Проявление мистического знания происходит в несколько этапов: первое проявление — вера, которая убеждает нас в действительном существовании того объекта, к которому относятся наши восприятия и понятия. Однако, вера — это начало знания. Помимо связи идеальной сущности субъекта с идеальной сущностью других вещей необходимо еще определенное созерцание, определенная идея этих вещей. Это второе проявление мистического знания, которое сообщает субъекту, чем является определенный объект, т.е. передает его идею. И наконец, третье проявление мистического знания — наш интеллект, возбужденный внешними впечатлениями, запечатлевает эту идею, скрытую в глубине духа, на поверхности бодрствующего сознания, воплощает ее в материальных элементах, наших восприятиях. Это есть творческий акт духа (третье проявление мистического знания), превращающий внутреннее переживание в оформленное знание объекта.
С такой трактовкой структуры нашего сознания и познания Соловьев подходит к проблеме существования бога. Бог здесь — как раз то положительное всеединство, которое человек воспринимает непосредственным чувством. В итоге, истинное познание возможно лишь в случае сочетания эмпирического, рационального и мистического познания. В результате такого синтеза абсолютное начало — бог — как всеединство придаст миру характер завершенной органической системы. Такое цельное познание реальности неизбежно приводит не только к религиозному, но и к христианскому мировоззрению, которое основывается на учении о богочеловечестве, т.е. божестве и человеке, воплощенных во Христе. Это учение о духовной телесности, о преодолении мирового зла посредством богочеловеческого подвига.
Таким образом, философия превращается у Соловьева в изменяющее мир знание, т.е. единство духовного и материального преобразующего в ней материи на сознание, разума — на природу.
2. Учение о богочеловечестве.
2.1 Определение личности человека.
Вл. Соловьев относился к истории несколько иначе, чем его отец, он прочитывает историю философски, отыскивает общие основания и смысл мирового развития человечества, прежде всего это духовно-религиозная история человечества. Богочеловечество — центральная категория историософии Соловьева. Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек для него — вершина творения.
Человек в метафизике всеединства получает несколько определений. С точки зрения гносеологии он определяется через качества и характер единства своих познавательных способностей; через призму этики человек выступает существом, призванным собирать и творить добро. В аспекте мирового развития — человек — есть некоторое соединение Божества с материальной природой, что предполагает в человеке наличие трех составных элементов: божественного, материального и связующего эти два, собственно человеческого. Исток неблагополучия человека состоит в несоответствии между личностью и плотью. Человеческое “я” безусловно, в возможности и ничтожно в действительности, в этом состоит внутреннее рабство человека. Здесь необходимо собрать воедино все завоевания человеческого духа. Решающим моментом для определения личности было признание ее духовной реальностью.
Возникновение идеи появления богочеловека происходит у Соловьева с пониманием того, что вера в бога у людей не всегда является истинной, существует еще и вера в человека, но это уже за пределами религии, тогда остается соединить эти две идеи.
2.2 Концепция мирового развития
Концепция мирового развития у Соловьева опирается на идею о существовании организма, в данном случае — божественного, со своими ответвлениями. В божественном организме соединяющим началом является Слово или Логос, единство второго вида — София — материя божества, тело божье. Мировое развитие происходит следующим образом. Сначала происходит свободное отпадение Софии, как души мира от Абсолюта. Вообще целью Софии является ее развитие в направлении внутреннего синтеза и обретения организующей силы, которую она имеет только в соединении с божественным началом. Далее, через живой организм происходит сближение мировой души с божественным началом. Это стремление находит совершенную форму для божественной идеи и таковым является человеческий организм. Начинается новый процесс развития этой идеи, как начала внутреннего всеединства.
Идеальный человек должен быть одновременно индивидуальным и универсальным творением. Именно таким и был “первобытный человек”, т.е. до того как он обособился от вечного единства божественной жизни. Тогда он был связью между богом и несотворенной природой, между абсолютным единством и хаотическим многообразием, и эта связь является следствием всемогущества бога. А поскольку бог — это не только всемогущество, это еще и милость, то он желает не только того, чтобы все существовало в одном (в боге), но и чтобы бог был также во всем, таким образом, он желает всеединства, чтобы хаотическое множество природы добровольно воссоединилось с ним. Поэтому бог наделяет хаос свободой с ним воссоединиться, единство сотворенного мира распадается и превращается в механическое сосуществование атомов. Мировой души как всеобщего центра становится недостаточно и мировой организм оказывается обреченным на раздробленное эгоистическое состояние.