Основные идеи философии В. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:46, реферат

Описание работы

Оригинальная философская система великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева появилась не только на пространственном рубеже исторической встречи западной и восточной цивилизаций, но и на временном рубеже вступления России в эпоху социальных потрясений. Его идеалистически фундированная социальная философия породила грандиозный проект нравственного обновления человечества на основе глобального преображения мира. Соловьев обладал исключительным даром философского синтеза, его философское мышление отмечено твердой убежденностью в неограниченных возможностях умозрения, полагающего и рефлектирующего сознания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Теория о познании…………………………………………………………………….5
Учение о богочеловечестве.
Определение личности человека………………………………………………..8
Концепция мирового развития………………………………………………….8
Этика — основа философского учения Соловьева
3.1 Этика — практическая философия……………………………………………..11
3.2 Философия любви………………………………………………………………..13
3.3 Личность и общество…………………………………………………………….14
Государство — как высшее воплощение добра.
4.1 Основные принципы построения гуманного сообщества…………………….16
4.2 Россия — третья сила……………………………………………………………17
Система эстетики В. Соловьева……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Соловьев.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

После грехопадения божественное единство — Логос и человеческое — София (божественная мудрость), так же как и мировая душа, прообраз человечества и всеединство разделяются не окончательно. Мировая душа не теряет связи с логосом, и в этой связи возникает мировой процесс, в котором постепенно рождается универсальный человеческо-божественный организм. Мировой процесс имеет три фазы развития:

  • космогонический, в него входит три ступени — механическое единство всемирного тяготения, динамическое единство невесомых физических тел (тепло, свет, электричество) и органическое единство животной силы. На этой фазе происходит превращение природы мира из хаоса в космос, здесь идет подготовка условий для появления человека;
  • следующая фаза — исторический процесс, который начинается с появлением человека. Хаос не только превращается в космос, но и начинается его внутреннее преображение, т.к. человек в сознании воссоединяется с богом и становится посредником в деле освобождение природы и ее воссоединения с богом;
  • богочеловеческий процесс, он является завершением исторического процесса, т.е. здесь человечество движется к преображению и воссоединению с богом.

Человек здесь выступает существом, соединяющим небо и землю.

Человек может  подняться до бога только в том  случае, если он  проникается чувством совершенной любви, т.е. отрекается от своего самоутверждения, но это не приводит к потере индивидуальности. Наоборот, он обнаруживает истинное я в боге. Если же человек отвергает добровольную покорность богу, без любви, то такой человек становится рабом природы, которая тоже подвержена глубоким изменениям. Жизнь таких существ строится на грубых принципах материального мира, допускающих внешние отношения и исключающие внутреннее единство. Такая разобщенность неизбежно приводит их к гибели. Задача человека как разумного существа состоит в преодолении всех проявлений зла и несовершенства, являющихся следствием грехопадения. Человек должен совершенствовать далее процесс воссоединения всех существ и бога, однако, для этого нужно, чтобы человечество объединилось для выполнения этой задачи.

Будучи произведенным мировой душой в известный момент ее развития, человек мало зависит от окружающей природы. Именно на человеческий дух возлагается ответственность за судьбы всего мира.  Утверждение первичности мировой души необходимо Соловьеву для доказательства мощи идей и идеалов, возможности и неизбежности их воплощения в жизни личности, обществе, природе. Одной из попыток преодоления разрыва между трансцендентным, абсолютным в человеке и его генетической связью с глобальной эволюцией в направлении все более  полной реализации добра в мире является нравственная философия.

 

    1. Этика — основа философского учения Соловьева

 

            3.1 Этика — практическая философия 

 

В основе содержания этики Соловьева  лежит положение о существовании  в мире Добра как некой идеальной сущности, как нормы и должного. В отличие от гегелевского идеализма  с его концепцией Абсолютного духа, для которого весь процесс развития в природе и истории оказывается уже свершившимся, Соловьевым делается упор на  активность индивидуального и социального субъекта во всеобщем деле творчества, созидании добра, на его воплощении во всем, включая неживую природу. Другая важнейшая его черта — признание природных предпосылок человеческой нравственности, находящее свое высшее выражение в личности и в обществе.

Основная проблема всеединства рассмотрена в свете  этического, что создает своеобразную систему нравственного космоса, поскольку идея добра пронизывает  природу, общественно-исторический процесс  и его социальные институты, все  области общественного сознания и практической деятельности индивида. Это не является универсальным способом этизации действительности и решением нравственных проблем, т.к. все зависит от выбора индивида. Этика может предлагать разумное, осмысленное представление о добре. Однако, нравственная философия необходима, потому что от окончательного выбора между двумя путями — добра и зла — человек избавиться не может.

Эволюция природы  создает условия для развития высшего аспекта мира. Этот аспект проявляется в истории человечества и нравственном поведении человечества и стремлении к усовершенствованию общественной жизни.

С возникновением человеческого организма (как индивидуального, так и социального), начинается этап развития мира, отмеченный сознательной и свободной деятельностью людей. Начинается история человечества, как история становления религиозного сознания от различных форм (язычество) до христианства. Соловьев считал, что сознание человека настойчиво и постоянно требует осуществления добра (эта идея присуща ему изначально), какие бы идеи им не овладевали, а разум может развить систему их выполнения только руководствуясь идеалами абсолютного добра. Осуществить это возможно лишь основываясь на христианство, т.к. только христианство может дать объяснение возможности достижения абсолютного добра посредством учения о царстве бога. Необходимо найти истинные формы солидарности людей и земные средства для их достижения. Солидарность тут выступает как всеобщий факт мирового развития.

Жизнь человека — уже сама по себе есть невольное  участие в прогрессивном существовании человечества, участие это должно быть вольным, сознательным и свободным, чтобы каждый понимал и исполнял общее дело как личное. Личное совершенствование каждого человека не может быть отделено отобщего, личная нравственность — от общественной. Таким образом, человек объективно участвует в мировом процессе, в том числе и в процессе нравственном.

Соловьев понимал  эволюцию природы как постепенное  развитие мирового единства, являющегося  необходимым условием для достижения божественного добра. Установление в мире совершенной гармонии и единение бога с миром возможно лишь на основе взаимной любви бога и существ. Если существа способны к свободному союзу с богом, то они разумны и стремятся к совершенству. Человек добровольно покоряется богу как верховной власти, принимает его как истинный авторитет, а потом самостоятельно участвует, входит в живой совет с богом. На пути к царству божьему на земле люди должны действовать не в одиночку, а совместно, составляя одно общество, построенное на принципах справедливости. Идеал такого общества — свободная теократия, при которой нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с богом — пророкам. Построение такого социального порядка осуществляется на добровольном подчинении государства власти церкви, Соловьев объясняет это тем, что церковь есть действительная и объективная форма царства божьего.  Эта истинная теократия может существовать только на принципах свободы.

Соловьев говорит, что человеческая личность убеждена, что может обладать полнотою бытия, а полнота бытия  и есть абсолютное добро. Нравственный смысл жизни человека — служение добру. Совершенное нравственное добро  ведет к абсолютному совершенству, в котором сочетаются добро, благо и блаженство. Для человека, стремящегося к совершенному нравственному добру всякое желаемое благо должно быть обусловлено добром. Ради достижения такого всеобъемлющего добра человек должен слиться с богом, без этого он не сможет подняться до такого уровня совершенства, чтобы заслужить обожествление и стать членом царства божьего. Чтобы способствовать совершенствованию человека, бог вступил в земной исторический процесс как богочеловек Иисус Христос, который преодолел победу над искушениями нравственного зла и одержал победу над злом физическим — над законом смерти и тления и именно он открыл людям царство божье. Однако богочеловек — это только индивидуальное проявление царства божьего, а целью мировой истории является универсальное проявление этого царства во всем человечестве.

Кроме милости и божественной помощи в процессе совершенствования человека поддерживаются три первичных атрибута человеческой природы:

  • чувство стыда, человек стыдится своей животности;
  • жалость, сострадание, проявляется человеком ко всем живым существам;
  • чувство благоговения, это специфическое отношение человека к высшим началам.

В основе этих трех чувств лежит стремление человека к цельности своего бытия, которое может быть нарушено делением на два пола, разделением человечества на враждующие стороны, отчуждением от бога.

Соловьев строит триаду, обнажающую структуру нашего морального воспитания: сознание моего морального совершенства; наличие объективного, вне меня существующего  абсолютного добра; стремление к нему приблизиться. Без морального абсолюта никакие императивы не работают, возникает нравственный релятивизм и конформизм, принципы приспосабливаются к обстоятельствам. Моральный человек творит добро независимо от обстоятельств. Только постоянный суд над самим собой с позиций высшего авторитета, некоего абсолюта делает человека нравственным.

Реализм социальной нравственной нормы  Соловьева состоит в утверждении  такого суверенного достоинства  человека, которое бы не замыкалось, как это в этике Канта, на формальной чистоте доброй воли, а вплеталось бы в многообразие коллективной жизни людей, включалось во всеединый процесс восхождения к истине, добру. Он говорит, что постоянно должно присутствовать неразрывное единство нравственности в жизни человека со всеми другими областями его деятельности — в экономике, в праве и т.д.

 

    1. Философия любви

 

Особое внимание  здесь Соловьев уделяет любви, имеющемуся в человеке мистическому принципу, который преодолевает помехи, возникающие между отдельными индивидами, воссоединяет их  во всеобщем всеединстве. Любовь тут играет особое значение, во-первых, она восстанавливает индивидуальность человека, скрепляет союз с его естественным дополнением, женщиной; во-вторых, она восстанавливает общественного человека, присоединяя его к обществу в надежном единении; в-третьих, она восстанавливает универсального человека, его внутреннее живое единство со всей природой мира.

Для Соловьева половая любовь не есть только увеличение человеческого  рода, человечество и без этого  может добыть себе бессмертие. Он говорил, что деторождение  — это процесс вымещения одного поколения другим, нравственное зло содержится в самом плотском акте, однако и здесь есть элемент добра, возможно, что потомки будут лучше своих отцов. Они достигнут такого уровня совершенства, при котором уже не будет необходимости в продолжение человеческого рода, а будет достигнуто бессмертие. Половая любовь — это индивидуальная любовь двух разных существ, но в результате ее происходит такое их сочетание, которое создает из них одну абсолютную идеальную личность, для этого необходимо преодолеть свой эгоизм. Смысл человеческой любви философ видит в оправдании и спасении индивидуальности через жертву эгоизма.1 Эгоизм заключен в том, что субъект приписывает себе безусловное значение, тем самым отказывает другим в этом значении. Однако, человек только тогда может достичь совершенства, когда освободится от эгоизма. Существует одна сила, которая может подорвать эгоизм — половая любовь, но, здесь не имеется в виду физиологическое соединение, а соединение в боге, духовная любовь, обращающая мужчину и женщину в одного цельного человека, одержавшего победу над смертью. Это и будет истинной духовностью человека, восстановившего свое единство (с богом).

 

    1. Личность и общество

 

Совершенное добро, к которому должны стремится все — добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Отсюда следует, что проявление божьего царства требует достижения совершенства общественной организации. Соловьев считал, что общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество, т.е. общество, как и личность, должно стремится к совершенству, следовательно, общество может стать полным или всеобъемлющим осуществлением нравственности.

Проблема отношения личности и  общества решается Соловьевым в связи с задачей исторического процесса — совместным осуществлением добра. Человеческая личность подчиняется обществу настолько, насколько само общество подчиняется нравственному добру. Каждый человек имеет право быть свободным и независимым и это настолько важное условие процесса совершенствования, что право разрешает делать выбор между добром и злом. Однако, право в интересах общего блага запрещает безнравственному человеку быть преступником. Право философ определяет как принудительное требование реализации определенного минимального добра, или такого порядка, который не допускает крайних проявлений зла.

Уже в наши дни подобное понимание  правовой культуры наталкивается на противодействие. Современные оппоненты  Соловьева упрекают его в стремлении этикоцентризму и проповедью абсолютного нравственного подхода к жизни. “Правовые нормы в понимании В.С. Соловьева не имеют никакого отношения к личным и гражданским свободам. Это просто подвид нравственных норм, а именно — простейшие заповеди, запреты (не убий, не обманывай, не укради и т.д.),  поскольку они поддерживаются с помощью государственного насилия и предъявляются поданными в форме того или иного “уложения о наказаниях”. Право получает в итоге откровенно запретительную трактовку”1. Однако, Соловьев понимает содержание правых норм шире, не только как запреты, для него право есть свобода, обусловленная равенством.  И уж никак нельзя согласиться с тем тезисом, что “.... русская философия — сомнительный и ненадежный союзник в нашей сегодняшней борьбе за право и правовую культуру”2.

 

    1. Государство — как высшее воплощение добра

 

4.1 Принципы построения  гуманного сообщества 

 

Государство, построенное на идеалах  добра должно проводить ту же политику и в отношениях с другими народами, оно должно содействовать мирному сближению народов. Здесь Соловьев использовал заповедь Христа о любви к ближнему. Необходимо понять все особенности чужих наций, преодолеть бессмысленную национальную вражду, при этом все межнациональные различия будут сохраняться, исчезнет лишь вражда. Ученый считал, что каждый народ должен осуществлять христианскую политику, ее цель состоит в уничтожении экономического рабства, достижения справедливости в обществе. Все народы и расы — это органы в организме богочеловечества и каждый народ по-своему служит задаче христианской религии — объединить весь мир в одно живое тело, в совершенный организм богочеловечества.

Информация о работе Основные идеи философии В. Соловьева