Основные идеи философии В. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:46, реферат

Описание работы

Оригинальная философская система великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева появилась не только на пространственном рубеже исторической встречи западной и восточной цивилизаций, но и на временном рубеже вступления России в эпоху социальных потрясений. Его идеалистически фундированная социальная философия породила грандиозный проект нравственного обновления человечества на основе глобального преображения мира. Соловьев обладал исключительным даром философского синтеза, его философское мышление отмечено твердой убежденностью в неограниченных возможностях умозрения, полагающего и рефлектирующего сознания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Теория о познании…………………………………………………………………….5
Учение о богочеловечестве.
Определение личности человека………………………………………………..8
Концепция мирового развития………………………………………………….8
Этика — основа философского учения Соловьева
3.1 Этика — практическая философия……………………………………………..11
3.2 Философия любви………………………………………………………………..13
3.3 Личность и общество…………………………………………………………….14
Государство — как высшее воплощение добра.
4.1 Основные принципы построения гуманного сообщества…………………….16
4.2 Россия — третья сила……………………………………………………………17
Система эстетики В. Соловьева……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Соловьев.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 По его мнению, христианская  культура и свободная теократия  должны быть созданы на основе  органического соединения положительных элементов духовной культуры Запада и Востока. Первый шаг в этом направлении — воссоединение восточной и западной церквей. Восточная церковь наделена богатством мистического созерцания, создала идею “человекобога”, олицетворение универсализма, западная выпестовала идею индивидуальности, воплотившуюся в образе “богочеловека”, установила наднациональную духовную власть, независимую от государства. Основой вселенской теократии будет являться союз государства и церкви, опирающийся на нравственную власть последней.

Связи свободной теократии со всей предшествующей историей человечества могут быть установлены исследованием  трех сил, которые управляют развитием  человеческого общества. Первая сила — центростремительная — подчиняет  человечество одному верховному началу, устраняет все многообразие частных форм и подавляет свободу личной жизни. Вторая сила — центробежная — отрицает значение общих единых начал. Третья сила — дает положительное содержание первым двум, это является откровением высшего божественного мира и воссоздает целостность общечеловеческого организма. Тот народ, в ком эта сила проявится, будет посредником между человечеством и божественным миром, должен быть свободным, сознательным оружием последнего. Такой народ должен дать жизнь и придать целостность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом. От этого народа — носителя божественной силы требуется только вера  в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. Все эти свойства принадлежат русскому народу.

 

4.2 Россия — третья сила

 

Соловьев надеялся, что именно славянские страны, а точнее, Россия, первой заложит  фундамент свободной теократии. Такое предназначение русского народа он объясняет тем, что тяжелое  экономическое положение России само по себе подтверждает это призвание, а также наличие способности к самоотречению. Он мечтал о том, что Россия станет всемирной христианской монархией.  Русский народ христианский и Россия  должна выполнить свой христианский долг, она должна “.... всем сердцем и душою войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой”1 .  Мешает этому только дух национального эгоизма, который необходимо преодолеть. Возможность осуществления этого связана с идей “Вселенской церкви”. 

Мировая история — это продвижение  человечества к Христу и движение от него к Вселенской церкви, которая знаменует собой человечество, воссоединенное со своим божественным началом посредством Иисуса.

Соловьев говорит, что есть три  основные действующие силы социального  и исторического человечества: первосвященник, глава государства и истинный пророк. “Таким образом, все три члена социального бытия одновременно представлены в истинной жизни Вселенской церкви, направляемой совокупностью всех трех действующих сил: духовного авторитета вселенского первосвященника (непогрешимого главы священства), представляющего истинное непреходящее прошлое человечества; светской власти национального государя (законного главы государства), сосредоточивающего в себе и олицетворяющего собою интересы, права и обязанности настоящего; наконец, свободного служения пророка (вдохновенного главы человеческого общества в целом), открывающего начало осуществления  идеального будущего человечества2.   

Соловьев провозгласил историческую миссию России и русского народа. Он говорил о наступлении кризиса  в истории, т.к. в западноевропейскую культуру было положено ложное истолкование  христианства, а Византия и славянские страны остались в стороне, поэтому только здесь возможно истинное спасение, при этом он постоянно следил, чтобы мессианские мотивы не переросли в национализм.  Преображение русского народа возможно только на христианской программе. “Христианская  Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа). Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы — вот в чем русская идея”1. Осуществить ее можно только в единстве со всеми народами.

 Специфичным для его восприятия  истории (истории России в частности) является то, что все значительные изменения в истории он трактует как результат истинного или ложного осуществления либо идеи христианства или мировой идеи, либо идеи национальной. 

В последствие, Соловьев сам убедился в невозможности осуществления  такой свободной теократии — создание политически и религиозно единого человеческого сообщества. Эта идея носит утопический характер — соединение монархии (российский абсолютизм), римско-католических традиций (Западная Европа во главе с папой) и и пророческой власти. Конечно, тут явно прослеживается разрыв между миром идей Соловьева и реальным ходом истории, вряд ли удалось бы осуществить новые формы организации на основе религии, однако, сама идея духовного сближения людей несет на себе большую нагрузку.

Способность Соловьева глубоко переживать человеческую историю поражает силой и предвидением. К концу жизни он говорит о “всемирно-объединяющей власти антихриста”2, воплощающего зло и ложь предчувствует всемирную катастрофу, говорит о возможных мировых войнах и уже не верит в идею богочеловека.

Несмотря на такой поворот в  рассуждениях, трудно согласиться с  подобным мнением: “Соловьев — предтеча наступившего вскоре после смерти философа духовного декаданса, кризиса и  упадка русской религиозной философии”3 . Наоборот, именно он положил начало философско-религиозному течению начала XX в., его последователями явились такие видные русские мыслители как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. и Б.Н. Трубецкие, В.Ф. Эрн, Л.Н. Карсавин.

 

 

    1. Система эстетики В. Соловьева

 

Эстетика Соловьева ставит в  теснейшую связь красоту и  искусство с действительностью. Красота играет определенную роль в  осуществлении цели, ради которой  существует природа и человек. Искусство  не противопоставляется природе, оно  продолжение дела природы, т.к.  оно касается красоты. Красота здесь тождественна с истиной и благом. Все эти определения существуют в одном вечном образе, доступном вечному созерцанию. В этом единстве красоте принадлежит наиглавнейшая роль — красота сделает мир вечным, исторгнет из него случайность и смерть. Красоту он рассматривал как абсолютную ценность бытия. Цель природного и исторического процесса, как считает философ, состоит в победе истины над ложью, добра над злом, любви над смертью, при этом цель эта будет осуществляться при участии красоты. Красота — это добро и в то же время истина, чувственно-воплощенная в материальном бытии. В природе и в человеке должна восторжествовать любовь над началом тления. Красота искусства выше природной красоты, т.к. представляет дальнейшую ее ступень. Для Соловьева из всех искусств выше — поэзия, причем лирике принадлежит первое место, т.к. в ней обнаруживается подлинная душа человека. Возвышенная роль искусства проявляется в творчестве по воле божьей, которое призвано одухотворить действительность и воплотить в ней совершенные идеалы добра, истины и красоты.

 

Заключение

 

Философская культура России, воспринятая  и развитая Соловьевым, обладает одной  особенностью — это, прежде всего  культура нравственная. В наше время  это приобретает особое значение. Наше  сегодняшнее моральное обнищание порождено социально-экономическими причинами, но и усиливается господствующими релятивистскими концепциями этики. Этику подменяют политикой. Политика, как известно, служит достижению той или иной цели. Сказать, морально ли то, с помощью чего я хочу добиться желаемого, будет убогим прагматизмом. Политика может быть плохой или хорошей, плохой морали быть не может, она просто отсутствует, если она не хороша. Сейчас, когда над нами нависла угроза самоуничтожения, необходимо преодолеть ценностный релятивизм и вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. Русская философия и Владимир Соловьев дают здесь твердые ориентиры.

 Если кратко передать суть  учения Соловьева, то это любовь  и соборность. Он создал всеобъемлющую философию любви как высшей духовной потенции человека. Нигде так не проявляется человечность, как в переживаниях любви. Любовь делает ненужными библейские заповеди — не устраняет их, а впитывает в себя как нечто само собой разумеющееся. Любовь — это преодоление эгоизма, смысл ее — создание нового человека, его рождение и преображение.

 Русский философ уже в  конце XIX в. предлагал гуманистический путь воссоединения народов на нравственной основе. Ныне у этой идеи появилась объективная основа в виде необходимости совместного решения глобальных проблем современности и императива выживания человеческого рода в процессе коэволюции его и природы.  Ведь действительно, в современном, во многом взаимосвязанном мире необходимо искать пути сотрудничества с учетом приоритета общечеловеческих ценностей.

Будучи идеалистической, философская  система Соловьева ярко свидетельствует  о мощи разума и духа, об ох неисчерпаемых, логических, внутри духовных возможностях. Идеализм Соловьева — это прежде всего бескорыстная и всепоглощающая борьба за духовное в человеке, за высшие идеалы личности и общества. Он явил собой пример философского собирания, воссоединения и синтеза духовных ценностей отечественной и мировой культуры.  “Вл. Соловьев — идеалист по задаткам, по убеждениям, по жизненному пути. Он доказал миру способность русского национального гения превзойти своей рефлексирующей системообразующей и философски-синтезирующей силой все самые смелые взлеты германского или шире — западноевропейскго философствующего духа”1 .

 

Список литературы:

 

  1. В.С. Соловьев. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1998
  2. В.С. Соловьев. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991.
  3. В.С. Соловьев Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. С-Пб, 1991.
  4. Н.О. Лосский. История русской философии. М., 1991.
  5. А.Ф. Лосев. Русская философия // Очерки истории русской философии. Свердловск., 1991.
  6. А.Ф. Лосев. Вл. Соловьев. М., 1983.
  7. Э.Л. Радлов Очерк истории русской философии // Очерки истории русской философии. Свердловск., 1991.
  8. Э.Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  9. В.А. Кувакин. Философия В. Соловьева. М., 1988.
  10. В.П. Шкоринов. Этика “всеединства” вл. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли. М., 1976
  11. В.Н. Акулинин. Философия всеединства. От В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
  12. В.В. Спиров Философия истории Вл. Соловьева в его развитии и преемственности //Из истории русской философии XIX- начала XX вв. М., 1969.
  13. Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева // Вопросы философии, 1978, № 3.
  14. Г.Д. Гачев. Русская дума. Портреты руских мыслителей. М., 1991.    

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В.С. Соловьев Собрание сочинений. М., 1988, т.1.

2 В.Н. Акулинин Философия всеединства Н., 1990, с. 11

1 А.Ф. Лосев Русская философия //Очерки истории русской философии. 1991, с. 82

1 В.С. Соловьев Смысл любви //Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991, с. 138.

1 Э.Ю. Соловьев. Дефицит право понимания в русской моральной философии // Прошлое толкует нас Очерки по истории философии и культуры. М., 1991, с. 232.

2 там же, с. 234.

1 В.С. Соловьев Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. С-Пб., 1991, с. 322

2 В.С. Соловьев там же, с. 335.

1 там же, с. 338-339.

2 В.С. Соловьв Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истрии, со включением краткой повести об Антихристе. // В.С. Соловьев Смысл любви. Избранные произведения.М., 1991, с. 301.

3 В.А.Кувакин Философия В.Соловьева. М., 1988, с.42.

1 В.А. Кувакин Философия В. Соловьева М., 1988, с. 8.


Информация о работе Основные идеи философии В. Соловьева