Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:16, реферат
Цель данной работы - на основании имеющихся источников и литературы изучить особенности развития философии в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности развития философской мысли в России;
2. проанализировать основные этапы развития русской философии .
Введение……………………………………………………………………….. 2
1. Основные этапы развития русской философии………………………..3-5
2. Философия славянофилов и западников……………………………….6
2.1. Славянофильство…………………………………………………6-10
2.2. Западничество…………………………………………………...10-15
3. Религиозная философия конца XIX - начала XX века…………….15-20
4. Заключение………………………………………………………….21-22
5. Список литературы……………………………………………………….23
Общинный дух русского
народа они противопоставляли
Итак, исследовав и сопоставив западноевропейскую и русскую историю, особенности религиозной веры, системы духовных ценностей, славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, что означало неприемлемость европейских форм жизни для России.
Славянофилы не рассматривали русскую историю как идеальную и бескризисную, а наоборот, подчеркивали ее сложность и драматичность. Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей скорее всего Европе нужно было догонять Россию. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию единства.
2.2 Западничество
Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся П.Я. Чаадаев (1794 – 1856), А.И. Герцен (1812 – 1870), В.Г. Белинский (1811 – 1848), Т.Н. Грановский (1813 – 1855), Н.В. Станкевич (1813 – 1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
Многие идеи западников были
вынесены ими из общения со славянофилами.
Так, М.А. Бакунин прямо признавал,
что его анархизм с полным отрицанием
государственной власти был инициирован
К.С. Аксаковым. А.И. Герцен в качестве
основы «русского социализма» выдвигал
общину, артельный труд и мирское
управление. Поэтому можно согласиться
с утверждением видного русского
философа С.Л. Франка, что, углубившись
в работы А.И. Герцена и В.Г. Белинского,
«можно сразу заметить, что, с одной
стороны, «западниками» их можно
назвать лишь условно, и от своих
противников – славянофилов они
отличаются не столь принципиально,
как это кажется им самим, а
с другой – за социально-политическими
и историко-философскими высказываниями
этих атеистов таятся сильные и типично
русские религиозные
Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я. Чаадаев. В «Философических письмах», написанных в 1829 -1830 гг., П.Я. Чаадаев изложил взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России.
Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум – высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяет всю человеческую историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире» [11 ].10 Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Оно же обуславливает направленность исторического процесса как процесса нравственного восхождения человечества к царству Божьему на земле.
Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаадаева, во многом живут в подлинной истории, т.е. сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка.
Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что Провидение покинуло русский народ, он является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве.
В то же время характеристика русской истории, данная в «Философических письмах», не отрицает великого будущего России. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность свободного выбора своего исторического пути [11].11
В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н.В. Станкевич, - изучение немецкой философии, прежде всего философской системы Гегеля. В кружок входили К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др. Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Европы, они разошлись в понимании того, что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и цивилизации: буржуазная ли парламентская республика или идеи социализма.
Т.Н. Грановский и К.Д. Кавелин
как представители либерального
направления в русской
Представителями революционно-демократической
идеологии, первоначально формирующейся
в рамках западничества, были хорошо
известные мыслители и
Во имя освобождения личности
от крепостного гнета и ее полноценного
развития они становятся проводниками
идей социализма. Социалистический идеал
первоначально с моральной
«Человек, - пишет В.Г. Белинский, - родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе».[1]12
Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. Говоря о том, каким образом может быть установлен справедливый строй, он писал: «по-маратовски» - путем насильственного переворота, ибо «… смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови».[1]13 При этом в отличие от Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты русского крестьянина. Вместе с тем А.И. Герцен, так же как и В.Г. Белинский, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание.
Одним из наиболее радикальных
представителей западничества в
России был М.А. Бакунин (1814 – 1876), проповедовавший
идею безгосударственного
Обоснование и защиту анархических
идей М.А. Бакунин ведет с позиций
антропологического материализма и
идей Гегеля о диалектической ценности
и внутренней неизбежности отрицания.
Исходя из этих основополагающих принципов
М.А. Бакунин рассматривает
Идеал социализма Бакунин
видел в том, что на развалинах
государств обоснуется общественное устройство,
основанное на началах самоуправления,
автономии и свободной
3. Религиозная философия конца XIX - начала XX века
Русский философский Ренессанс,
или Возрождение русской
Будучи тесно связанной
с основной линией развития национальной
философии, русская религиозно-
Владимир Соловьев создал
собственную религиозно-
Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах: магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивизма)» и докторской диссертации «Критика отвлеченных начал».
В магистерской и докторской диссертациях Соловьев утверждал, что человеческое познание своей истории носило односторонний характер. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного интуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьевым в процессе познания как подчиненные моменты [7].14
Внешний опыт могут давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины. Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Цельное знание выступает как синтез науки, философии и веры.
У Соловьева олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает мировой душой, или Софией, как результат божественного мастерства и творчества.
Таким образом, Соловьев ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.
Объединяя все многообразие
жизни в своей философии
Такая эволюция проходит через
пять ступеней. Начинается она от неорганической
природы – минерального царства,
в котором бытие выступает
в своей начальной форме как
инертное самоутверждение, потом растительное
царство, знаменующее выход из состояния
инерции, далее животное царство, в
котором живые существа ищут полноты
бытия посредством ощущений и
свободы движения; затем следует
человеческое царство, являющееся ареной
природного человечества, стремящегося
к улучшению своей жизни при
помощи науки, искусства и общественных
учреждений. И, наконец, божье царство
или арена духовного
Весь представляемый Соловьевым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Именно здесь философ видел решение всех проблем.
Смысл истории состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом.
Если началом истории является становление «абсолютного всеединства» в хаосе бытия, то ее конец – в создании царства Божьего на земле.
В центре всемирной истории находится Христос.
Процесс движения к абсолюту
– это процесс духовный, в нем
должен участвовать сам человек.
Общество мыслилось как всеобъемлющая
церковно-государственная
Информация о работе Основные этапы развития русской философии