Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:16, реферат
Цель данной работы - на основании имеющихся источников и литературы изучить особенности развития философии в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности развития философской мысли в России;
2. проанализировать основные этапы развития русской философии .
Введение……………………………………………………………………….. 2
1. Основные этапы развития русской философии………………………..3-5
2. Философия славянофилов и западников……………………………….6
2.1. Славянофильство…………………………………………………6-10
2.2. Западничество…………………………………………………...10-15
3. Религиозная философия конца XIX - начала XX века…………….15-20
4. Заключение………………………………………………………….21-22
5. Список литературы……………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но, все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…» [4 ]. 1
Несмотря на то, что русская
философская мысль представлена
самыми различными направлениями, ориентациями
и школами, в ней при решении
философских проблем
Тема работы представляет значительный интерес с многих точек зрения, так как развитие философии в России имеет существенные особенности в отличие от других западноевропейских стран.
Цель данной работы - на основании имеющихся источников и литературы изучить особенности развития философии в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Основные
этапы развития русской
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
ХI в. – первая половина XVIII в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.);
вторая половина XVIII в. – первая четверть XIX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;
вторая четверть XIX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;
после 1922 г. – философия русского зарубежья.
При характеристике особенностей
развития философии России необходимо,
прежде всего, учитывать условия
ее существования, которые по сравнению
с западноевропейскими были крайне
неблагоприятными. В то время, когда
в университетах Германии свои философские
системы свободно излагали И. Кант,
Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и другие
мыслители, в России преподавание философии
находилось под строжайшим государственным
контролем, не допускавшим никакого
философского свободомыслия по чисто
политическим мотивам. Отношение государственной
власти к философии наглядно выражено
в известном высказывании попечителя
учебных заведений князя
Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны – эти
же условия привели к такому ненормальному
для самой философии состоянию,
когда при восприятии философских
учений политические установки приобретали
доминирующее значение и сами эти
учения оценивались, прежде всего, с
точки зрения их «прогрессивности»
или «реакционности», «полезности»
или «бесполезности» для
При характеристике особенностей
русской философии нужно
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы началось становление русской философии, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
Другой ведущей темой
стала тема человека, его судьбы
и смысла жизни. Усиленное внимание
к проблеме человека определило нравственно-практическую
направленность русской философии.
Особенностью русского философского мышления
был не просто глубокий интерес к
вопросам морали, а доминирование
моральной установки при
Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто религиозным, а именно православным миросозерцанием. Говоря об этом, В.В.Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой» [4].3
В настоящее время бесценный
духовный опыт, добытый русской философией,
выступает как необходимая
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х – 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Славянофилы в своей трактовке
русской истории исходили из православия
как начала всей русской национальной
жизни, делали упор на самобытный характер
развития России, тогда как западники
основывались на идеях европейского
Просвещения с его культом
разума и прогресса и полагали
неизбежным для России те же исторические
пути, которыми прошла Западная Европа.
При этом следует учитывать, что
ни славянофильство, ни западничество
не представляли собой какую-то единую
школу или единое философское
направление: их сторонники придерживались
разнообразных философских
2.1. Славянофильство
Лидеры славянофильства – А.С. Хомяков (1804 – 1860), И.В. Киреевский (1806 – 1856), К.С. Аксаков (1817 – 1860), Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876) – выступали с обоснованием самобытного пути развития России.
В основе славянофильского
понимания русской истории
Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как единственный и постоянный действователь в истории.
Но что определяет бытие народов и их историческую деятельность? Политика? Экономика? Государственное устройство? Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором - верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа. «Христианство, - пишет А.С. Хомяков, - при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, у романца или тевтона» [10].4
Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения «латинства», т.е. христианства, которое, по определению А.С. Хомякова, выражало лишь внешнее единство всех христиан. Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе с папой за государственную власть над всей Европой, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическим и церковным языком – латинским и.д.
Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С. Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь же односторонен, как католицизм, но односторонен в противоположном направлении: «ибо протестантство удерживало идею свободы и принесло ей в жертву идею единства» [10].5
И.В. Киреевский раскрыл внутреннюю связь протестантизма с католицизмом, которая выразилась в том, что в ходе Реформации в протестантизме односторонне усилились рассудочные начала, заложенные еще в схоластике Средневековья. Это привело к полному господству рационализма. По этой причине европейская культура пришла к недооценке духовных основ жизни и атеизму, отрицающему религиозную веру, т.е. саму движущую силу истории [5].6
Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христианства по всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это понятие - «соборность», выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами прежде всего как церковная соборность – свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению. Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной истины и праведности. Единство в свободе на основе любви – вот сущность соборности как явления русского духа.
В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился «дух народа», благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса.
Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни. Развитие общества представлялось процессом саморазвития по аналогии с явлениями живой природы. «Жизненных начал общества, - писал А.С. Хомяков, - производить нельзя: они принадлежат самому народу или самой земле» [10].7 А.С. Хомяков предупреждал об опасности грубого вмешательства в общественную жизнь. Нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и втискивать ее в чуждые ей формы культуры.
Структурной единицей организации
русской народной жизни славянофилам
представлялась община, главной характеристикой
которой является самоуправление. Общинное
устройство, основанное на началах
общей ответственности, выработке
совместных решений в соответствии
с голосом совести, чувством справедливости,
народными обычаями было для славянофилов
зримым воплощением свободной
Информация о работе Основные этапы развития русской философии