Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Представления о связях, существующих между человеком и природой, имеют давнюю историю, в процессе которой «происходило, с одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудие труда»

Содержание работы

Напишите реферат на тему: «Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях»
Изобразите иерархию «платоновских идей» на схеме _________ стр.14-18
Составьте словарь терминов по теме «Теория познания» _______ стр.19-22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1-1.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

 

  1. Напишите реферат на тему: «Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях» __________  стр.3-13
  2. Изобразите иерархию «платоновских идей» на схеме _________  стр.14-18
  3. Составьте словарь терминов по теме «Теория познания» _______ стр.19-22

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Напишите реферат на тему: «Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях»

Сегодня все чаще поднимая вопросы о взаимодействии человека и природы, современный человек  обращается не просто к опыту других стран и цивилизаций, но также  и к опыту, который оставили нам  предыдущие поколения. В данном случае, обратимся к античным философам.

Представления о связях, существующих между человеком и  природой, имеют давнюю историю, в  процессе которой «происходило, с  одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки  теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни  человека, изобретающего орудие труда»

Обращение к гармонизации взаимоотношений человека и природы  в эпоху Возрождения

«Культура эпохи Возрождения  характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В  центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а человек».

«Человек ставиться в центр  вселенной и выступает как  творец самого себя. Это не просто природное  существо, но господин природы <…> Возрождается и пантеизм: Бог как бы сливается  с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано».

Тема человека в работах мыслителей Возрождения тесно переплетается  с темой природы, которая рассматривается  как нечто живое и одухотворенное. Природа  — не просто результат  божественного промысла, но нечто, обладающее креативностью, самодостаточностью. А законы природы равноценны божественным установлениям.

В эпоху Возрождения, как  видим, отношение к природе опять-таки меняется. Человек открывает для  себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как  убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному  является источником всех наших несчастий.

Философы этой эпохи рассматривают человека как органическую часть природы, как существо, действующее по естественным законам. Постигая разумность действительности, он познает тем самым цель и смысл собственной жизни.

Согласно представлениям ведущих мыслителей Возрождения, природа  сама производит все формы вещей, из которых наиболее идеальной и  соответствующей сущности самой  красоты является гармония. По их представлениям, мир наполнен гармонией, которая  проявляется буквально во всем: в  сочетании красок лесов и полей, изменяющихся в соответствии с временами  года, в чередовании дня и ночи, в наличии различных видов  животных и птиц, которые взаимодополняют  друг друга. Но если мир, созданный творцом  гармоничен, то отсюда вытекает, что  гармоничным должен быть и человек, являющийся частью этого мира. Причем речь идет не только о гармонии души и тела, но и гармонии самой души, которая тоже должна подчиняться  всеобщим законам, установленным природой. «Гармония, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь ее назначение и цель — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким  совершенным соотношением так, чтобы  они одна другой соответствовали, создавая красоту... И не столько во всем теле в целом или в его частях живет гармония, сколько в себе самой и в своей природе. Она  охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей... И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».

Стоит подчеркнуть, что в  работах мыслителей Ренессанса понятие  гармонии рассматривается не просто как элемент эстетической теории, а как принцип организации  социальной жизни и воспитания.

Философская антропология эпохи  Возрождения формируется под  влиянием зарождающихся капиталистических  отношении, научного знания и новой  культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия Средневековья  решала проблему человека в мистическом  плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность  учению об изначальной греховности  человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью  и гармонии. Ей органически присущи  гуманизм и антропоцентризм. В философии  этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а  человека. Вся философия оказывается  проникнута пафосом гуманизма, автономии  человека, верой в его безграничные возможности.

Как видим, в период Возрождения  появляются попытки человека обратиться к гармонии его с природой. Но здесь не стоит забывать и том, что внимание в основном нацелено на создание внутренней гармонии человека под влиянием гармонии природы, что  представляет собой сложно «структурированную модель» гармонии человека и природы, а значит здесь представлены более  сложные взаимоотношения, чем они  виделись в Античности.

Не будет ошибкой утверждать, что философская мысль Ренессанса создала предпосылки для появления  европейской натурфилософии XVII века, дала мощный толчок к развитию естественнонаучного  знания, обусловила появление ряда гениальных открытий, которые были совершены в Новое время.

Возвращение к античным традициям  выражалось в формировании новой  натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского осмысления сути бытия  природы и ее законов посредством  философии. Поскольку еще сохраняется  традиционный взгляд на философию как "науку наук".

Натурфилософия Возрождения  в понимании и истолковании сущности бытия природы и мира опирается  на естественно-научные и географические открытия того периода. Особую роль сыграли  открытия и естественно-научные  теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Николая  Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Усиливается  рационалистическое и вместе с тем  доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства.

«Религиозная философская  мысль Возрождения создает новую  пантеистическую картину мира, тяготеющую к отожествлению Бога и мира, к  обожествлению природы и человека. Одним из первых подошел к пантеизму  Н.Кузанский».

Так, Никола Кузанский выдвигает  идею бесконечности не только Бога, но и природы, Вселенной, поскольку  Бог в ней незримо присутствует. Поэтому Бог – бесконечный  максимум, а природа хоть и ограниченный, но тоже максимум. А поскольку природа  состоит из отдельных предметов, конечных величин, то между бесконечностью и конечностью нет пропасти, они  стороны одной и той же сущности мира. Природе присуща диалектика бесконечного и конечного, бесконечное  состоит из конечного, а конечное переходит в бесконечное. Это  невольно приводит к выводу о вечности самой природы и бесконечности  отдельных вещей. Вечен не только Бог, но и Природа как таковая. Придерживаясь точки зрения творения мира совершенным Богом, Кузанский  утверждает, что и природа совершенна и прекрасна, поскольку творец не создает несовершенного.

В Возрожденческой идее, концепции человека как прекрасной и совершенной индивидуальности, акцентируется внимание на два момента: Человек от природы не только совершенное  существо (как и сама природа), но и разумное существо, определяющее его совершенство. Сам человек  по своей природе не есть ни греховное  и ни порочное существо. Как природные  существа люди равны друг перед другом, каждый есть гармоничная и совершенная  индивидуальность.

Как видим, многие мыслители  того времени рассматривали понятие  гармонии человека и гармонии природы, однако не все из них видели эту  гармонию в единстве. Однако выдвигаются  и точки зрения, которые уже  можно определить как идея гармонии природы и человека.

Так, придерживаясь принципа пантеизма, Бруно понимает природу  как Бога в вещах. А значит, если Бог присутствует везде и во всем, то можно предположить, что и нигде. И раз мир предстает как  рядоположенность различных существ  от низших до высших, то и человек  един с миром природы, телесное и  духовное связаны непосредственным образом и между ними нет пропасти, а присутствует единство. А раз  так, то и человеческая жизнь осуществляется по естественным законам природы.

Однако гармония здесь  выступает скорее не как взаимодействие человека и природы, а как соотнесение  целого и его части.

Наряду с эти философская  мысль того времени подчеркивала,  что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности. Антропоцентризм оказался, таким образом, внутренне противоречивым мировоззрением. Это дало повод Н.А.Бердяеву охарактеризовать это мировоззрение как «ложный гуманизм», поскольку человек в эпоху Возрождения рассматривался преимущественно как самодостаточный индивид, противостоящий всем другим людям и миру (почти сверх-человек). Антропоцентризм Возрождения есть, по мнению Бердяева, мировоззрение природного человека, стремящегося преодолеть рабскую зависимость от сил внешнего мира, угнетенность этим миром.

В целом же для философской  антропологии эпохи Возрождения  характерно противопоставление человека природе. И хотя природное начало в человеке подчеркивается, он все  же ставится выше природы, над ней  Человек, с точки зрения данной эпохи, красив, деятелен и свободен.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что проблема взаимоотношений человека и природы  в эпоху Возрождения характеризовалась  некой противоречивостью. Ведь человек  здесь, с одной стороны, часть  гармоничной природы, с другой –  внутренне гармоничен, но возвышается  над природой.

Дуальность природы  человека

Осознание двойственности своей  природы - фундаментальное событие  в жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется  физическим и биологическим законам, с другой же - определяется социальными  нормами; представляя из себя определенную телесность, человек, несомненно, является духовным существом. Двойная детерминация человека создает динамическое напряжение, питающее культуру и "сублимируется" в форме ее основных оппозиций: человек - животное, природа - общество, дух - тело, человек - Бог, добро - зло и т.п. наличие  в человеке этих противоположностей как раз и символизирует вечную загадку его бытия, а также  стимулирует поиск человеком  своего места в мире. Один выбирает путь добра, злое начало предпочитает второй, третий идет извилистой тропинкой  между первыми. Сможет ли человек  ответить на вопрос: где его единственно  верный путь? да и есть ли такой?

Философия Древнего Востока  и зафиксировала такую целостность  мировосприятия, показала взаимосвязь  и взаимообусловленность природы  и человека. Человек  как одно из равновеликих проявлений мира может  ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому  не случайно в религиозно-философских  трактатах показано не только  как  формируются  нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности  не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей  мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние  душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с  которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Поиски гармонии человека и природы в Новое  Время

В философии Нового времени  начался новый принципиальный поворот  в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира. Декарт был  одним из родоначальников науки  и техники Нового времени. Основное значение философии он видел в  создании метода как орудия, обеспечивающего  действительное познание. Начала всех вещей,  по мысли Декарта, открываются  в искусстве правильного мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством. Природа  перед наукой и техникой Нового времени  выступала главным образом как  технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое  одностороннее утилитарное отношение  к природе было связано с общим  активно- практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности  складывающегося нового буржуазного  способа производства.

Информация о работе Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях