Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Представления о связях, существующих между человеком и природой, имеют давнюю историю, в процессе которой «происходило, с одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудие труда»

Содержание работы

Напишите реферат на тему: «Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях»
Изобразите иерархию «платоновских идей» на схеме _________ стр.14-18
Составьте словарь терминов по теме «Теория познания» _______ стр.19-22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1-1.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составьте словарь терминов по теме «Теория познания».

 

Гносеология - происходит от греческих слов  знание и   учение. слово, и означает «учение о познании».

Основными категориями и  понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

 

Субъект и объект познания - это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут  быть:

— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать  образами, абстрактными понятиями;

— группа (коллектив)

— общество в целом.

 

Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

 

Теория познания - изучает всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от того, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, художественная или научная.

Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, научное, хзудожественное, религиозное, мистическое, эзотерическое и пр.

Художественное  познание — впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии искусства Шеллинга.

 

Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.

 

Явление — внешняя сторона предмета, события, чувства, процесса. Чаще всего, это факт. Но за внешними явлениями скрывается их сущность, то, что лежит в глубине этих явлений. Сущность сама по себе, как факт, не существует, ее нельзя увидеть, услышать, взять в руки.

 

Для понятийного  мышления, сущность — это совокупность существенных свойств и качеств вещей, ядро сущего.

В науке сущность изучаемого обычно выражают в понятиях. Для  формулирования определения понятия  принято называть следующее:

— класс предметов, к которым  относится данная вещь

— главную функцию

— внешнее описание (при  необходимости)

— чем отличается от ближайших  вещей (не обязательно).

 

Онтологическая, «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере».

 

Гносеологическое, «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция.

Позитивистская, «Истина — это опытная подтверждаемость».

 

Прагматическая, «Истина — это полезность знания, его эффективность».

 

Конвенциональная, (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение».

 

Истина одновременно:

субъективна и объективна (этот человек порядочный);

абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);

относительна и абсолютна (пример с атомом).

 

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.

 

Ложь — намеренное искажение верного.

 

Познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности.

 

Вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.

 

Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия.

Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.

Соотношение: Знание — понимание  — интерпретация. Знание — все  знают это стихотворение. Понимание  — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.II. - с. 256.
  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999. С. 422.
  3. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Миронова. - М.: Норма, 2004.
  4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. - М. - 1998.

 


Информация о работе Основные модели взаимоотношения человека и природы в западной и восточной традициях