Основные направления русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:50, курс лекций

Описание работы

Основные направления русской философии. Проблемы:
1)В центре внимания проблемы морали и нравственности. Совпадения или не совпадения.
2) Выбор исторического пути развития России. Ни одна страна так много не уделяла этому внимания.
3) Власти и государства. Насколько высоконравственная власть в стране. Насколько нравствен человек.
4) социальной справедливости.
5) Космизм. Рассмотрения выхода человечества за пределами Земли.

Файлы: 1 файл

Философия (лекция).docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

Ненаучное – разрозненной, не систематизированное  находящиеся в противоречии с  существующей картиной мира.

Протонаучное – предпосылка, прототип научного знания(до научного знания)

Лженаучное  – сознательная эксплуатация домыслов и предрассудков)

Квазинауное – опирается на методы насилия и принуждения.

Антинаучное – сознательно искажённое представление  о действительности.

Псевдонаучное – спекуляция на совокупности популярных теорий.

Наука  - уникальная форма общественного сознания, которая  проявляется в ряде различных  аспектов, выполняет много ролей  в обществе.  Социальный институт специальных учреждений. Метод постижения действительности. Накопления традиций и знаний. Фактор развития производства. Способ формирования мировоззрения  людей и их отношения к миру. 

Без науки производства не существует!

Наука в системе  общественного разделения труда  – социальный институт.

- производство  нового знания, - экспертиза научных  теорий, концепций, - внедрение научного  знания.

Наука как социальный институт включает в  себя:

  1. Совокупность знания и их носителей,
  2. Наличие специфических познавательных целей и задач
  3. Выполнение определённых функций
  4. Наличие специфических средств познания и учреждений
  5. Выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений
  6. Существование определённых санкций.

 

14.11.2012 15:45:49 Философия.

Формы научного познания.

Имперический уровень – научное познание опирается на факты и дёт им что то

Ощущение  - простейшая форма чувственного познания.

Восприятие  – целостный чувственный образ  предмета, результат суммы или  синтеза различных типов ощущения.

Представление – воспроизводится ранее полученная чувственным путём информация через  механизм памяти.

В центре имперического познания находится научный факт. Это форма существования имперического знания. Данное понятие обязательно содержит в себе информацию и структуру о действительности, интерпритация этих сведений является способ получения данной информации.

Основные  признаки империческго сознания – это свод фактов и описания систематизация и квалификация этих сведений. Он должен как более точно зафиксировать данные опыта и эксперимента.

Теоретически  уровень(рациональное потяжение). Основой теоритического познания мира является понятие.

Понятие –  это основная форма внушения которая  отражает сущность объекта и представляет его абстрактный образ. 

Суждение  – это форма мышления  в  которой отражается связь между  предметом и каким либо его  признаком.  Умозаключение это  логическая форма мышления связанная  с выводом нового знания из нескольких суждений. 

Метод – путь к чему либо или способ деятельности субъекта в любой форме.

В науке существует совокупность определённых процедур которые  объединяются в определённом порядке.

По масштабности начиная с универсальных и  заканчивая достаточно частыми узконаправленными  методами.

Имперический метод научного познания. Сравнение, соотнесение, измерение. Анализ и индукция в более полном варианте они применяются империческом методе.

Начинается  всё с идеализации, когда предмет  исследования замечается более совершенным.

Формализация  – упрощение, когда на смену одной  надобной системы приходит другая.

Метод абстрагирования  – отвлечение от каких либо сторон изучаемого объекта. Когда один изучаемы объект разделяем на многие мелки  части.

Индукция  и дедукция. Дедукция от общего к  частному, индукция от частного к общему.

Системный метод  – большинство объектов изучения рассматривается как система.

Достаточно  большим спросом пользуется метод  моделирования. Он основан на замене объекта на искусственно созданный  аналог или модельный. Если объект который  мы исследуем мельчайший и он не велик что мы его не фиксируем  то проще создать модель. Если объект наоборот тоже масштабный то так же создаётся модель только уменьшенная  что бы человеку было проще изучить.

21.11.2012 15:41:06 Лекция.  Философия.  Философская  антропология.

Учение  о человеке о самом важном и  ценном элементе мира.

Проблема  человека философии и науки.

Философия сознания.

Человек является самым загадочным и сложным существом  этого мира. На это обратили внимание великие мудрецы древности. В  буддизме тело человека рассматривается  как весь мир. Его возникновение  и исчезновение.  В 5 веке до нашей  эры было сформулировано что тело человеческое существует как оболочка для души. Закон космоса гласит постоянство души и лишь смена  его формы.

Эмонуил Каф, доказал что человек есть единственное существо способное познания. Раскрыв человека мы узнаем сущность нашего существования. В естественных науках человек это животное. С развитием техники человека начинают сравнивать с машиной. В человеке можно сделать апгрейд.  О человеке говорят как о вселенной сопоставляя человека  с системой мироздания.  Ярко провёл эту параллель учёный Ломоносов. Существует классификация подходов к решению проблем человеке на основании основных вопросов философии.

Философия природы  рассматривает сущность человека как  элемента природы который в принципе ничем другим от составных частей природы не отличается.

Объективно  идеалистическая философии –  сущность человека рассматривается  как некая идеальная основа мира. Воплощение высшей идеи в этом существе(человеке)

Субъективно идеалистический подход – здесь  акцент делается на существовании отдельно взятого человека. Сущность человека в больше степени сводится с его  внутренним сознанием. Как существование  достаточно изолированное. Человек  таков каково его сознание.

Ни наука  ни различные философские подходы  не дают однозначных ответов от того что есть человек.

С точки зрения материализма человек рассматривается  как элемент общества, социальное существо, историческое, предметно-деятельное.  Взаимодействие с миром предметов  вещей. Поступки и действия направленные на реализацию чего-либо. Целенаправленное деятельное существо.

В начале 20вв один из философов вводит классификацию  идей человека. Шеллер.

  1. Сущность человека связана с тем что это существо имеет такую характеристику как религиозная вера. Грехопадение и будущее спасение.
  2. Человек как носитель разума. Сознание, дух возвышает человека над другими элементами мира. Человек несёт в себе начало которого нет в природе.
  3. Человек это существо работающее, действующее, поступающее. Человек действует отталкиваясь от системы влечений. Основные факторы укладываются в небольшую схему. Человек стремиться продолжить свой род, достигнуть власти, не быть голодным и остальное что побуждает к действию.
  4. Человек это существо прогрессирующее, изменяющееся. Если человек обозначит только свои обозначенные влечения, то это приведёт его к деградации.
  5. Рассматривает человека как свободное нравственное существо, как личность,(появляется без божественной силы).

Антропосоциогинез – теория происхождения и формирования человека и общества.  Это происходит одновременно, неразрывно. Это становление родовой сущности гомо сапиенс.

По  мнению учёных первые существа которые  относят к роду человеческому  – их останки находят в Африке 2,5 млн лет назад существовавшие. 

Основные  стадии:  человек умелый. Он мог  использовать определённые материалы  для подручного труда. Занимался  собирательством. Имел простую систему  звукового общения. 1 млн лет назад  появился прямоходящий человек. Он мог  изготавливать более сложные  орудия  труда. Использовать огонь. Он мог пользоваться понятийным аппаратом. Абстрактные категории.  Разумный человек отличается мозгами, разумный, высокоразвитая речь, 40-50 тыс лет назад. Утрата ведущей роли естественного отбора в продолжении рода.  Разумный человек в заключении брачных отношений исходит из параметров не биологических признаков, а на социальный статус. Здесь разум приводит в проблему. Человек занимающий высокий статус не всегда занимает хороший биологический статус. Жизнеспособность от века к веку падает.

В основе существующего  человечества лежит одна пара. Они  относились к негроидной расе.

Человек и  высшие приматы.

Человек демонстрирует  индивидуальность вариативность поведения. Основано на том что человек имеет  специфическое нормативно приемсвенно  програмированное поведение.  В своей основе приматов их поведение базируется на инстинктах и генетических программах.

Человек создаёт  сферу культуры не просто как искусственную  сферу, а как систему жизнеобеспечения, вне которой человек существовать не сможет. 

Человек производит и совершенствует орудия труда. Приматы  тоже могут использовать и изготавливать  простейшие предметы труда, но изготовив  они его не совершенствуют. 

Язык человека как абстрактная знаковая система. В русском языке сохраняются  древнейшие значения когда человек  отделял себя от животного. У высших приматов есть простейшая знаковая система.

Для большинства  живых существ характерна эндогамия  – брачные отношения внутри сообщества. Человек понял что такие отношение  не строят лучшие биологические свойства.  Экзогамия – отношения вне  внутреннего сообщества.

Агамия –  запрет на кровнородственные связи. Простейшие нравственные запреты касаются всей общины. Существуют такие понятия  как самопожертвования. Так же имеется  характер обязательств. Если не соблюдается  то человек изгоняется. В современном  мире происходит не физическое изгнание и психическое.  Поведение у  животных основывается  на стадных  инстинктах. Инстинкт самосохранения  у животного на максимуму.

Правила: не убей ближнего своего. На далёкого этот запрет не действует. Запрет на кровно родственный связи. Запрет на эгоизм. Делиться добычей. Поддержание жизненных  сил у всех членов общества. 

Человек является продуктом и субъектом  общественно исторического прогресса. Развитие как материальной так и  культурной культуры.

Факторы возникновения.  Природный и социальный.

Биопсихика – основной фактор, реакция организма на окружающую действительность.

Биомоторика – движение природы.  Люди обладают вершиной биомоторики. Рука.

Социальные  факторы – труд и общение. В  общение вступает человек так  как он связан с трудовой деятельностью.

Сознание  – философская категория выражающая высший уровень психической активности, наиболее сложно организованной материи  т.е. человеческого мозга. В основе сознания лежит свойство способности  материи к отражению. Сознание возникает  на определённом этапе эволюции живой  природы. Сознание может быть индивидуальным и коллективным.  В философии  больше интересуют индивидуальное сознание – для того что бы суметь отобразить самого себя.

Интерпритация сознания в рамках материализма.

Сознание  рассматривается сложным инструментом.

Исторический  аспект говорит, что сознание есть продукт  общественно исторического развития.

Онтологический  аспект говорит, что сознание это  функция головного мозга человека. Значит до возникновения сознания должен был создаться человеческий мозг.

Опознавательный аспект – сознание представляет собой  субъективный образ объективного мира, сознание не может существовать без  материальных форм. Может существовать с языком.

Проксеологический аспект – большое влияние организовала общественная деятельность, практика.

Аспекты сознания:

  1. Инструментально функциональный. Сознание функционирует на трёх уровнях реальности. Материально-предметная деятельность, деятельность головного мозга и знаковая реальность(реальность языка). На всех этих трёх уровнях сознание функционирует как единый организм.
  2. Индесционально-креативный аспект сознания. В большей степени означает что значит обладать сознанием. Речь идёт об обладании сознанием. Обладание сознанием предполагает наличие собственного субъективного внутреннего сознания(личностного мира).

 

28.11.2012 15:47:03 Философия лекция. «Тайна смерти».  Написать работу по материалу  фильма «Смерть это этап жизни?»  на основе фильма выразить  своё мнение.

Жили Адам и Ева. Они ели всё кроме  древознания добра и зла. Когда его откусят тогда и кердык. Они незнали что такое смерть. Змей искуситель соблазнил на яблочко. Они попробовали и всё… сделал бог их одетыми в кожу. Появилось тело с болью и наслаждением. Стареет…

Изначально  на земле жило 100 млрд человек. Уже  более 7 млрд. смерть – точка жизни. Перемешка чувств трагедия-комедия. Каждый рождённый должен умереть!!! «смерть- старый долг» А.Эйнштейн. человек не верит что он умрёт. Смерть –прекращение всех жизненных функций. Прекращение работы мозга(смерть мозга). «человек готов к познанию мира когда задаёт вопрос впервые «что такое смерть?» - японская мудрость.  После смерти нет ничего!

Многие  люди в клинической смерти видят  что то там(белый свет в конце  тунеля). Гипоксия – кислородное голодание. Происходят всякие видения(глюки). + возможно что видения из-за сильных переживаний, перестали чувствовать боль, стали умиротворёнными. Это объясняется повышением в крови эндорфинов.  С помощью биохимических оборудований нельзя доказать то что это всё глюки. Поэтому возможно что это не так.

Информация о работе Основные направления русской философии