Основные направления современной западной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется ясностью, рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии.

Файлы: 1 файл

Основные направления современной западной философии.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

Основные направления  современной западной философии

Используя термин современная  западная философия, мы подразумеваем  философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской  традиции можно обозначить, начиная  с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется  ясностью, рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и  гносеологической проблематике, а так  же некоторой универсальностью и  стремлением к научности понятийного  аппарата философии. 

С середины 19 века начинается новый этап развития философской  мысли, который включает в себя как  неоклассические, так и постклассические направления[1]. Причинами возникновения новой философии становится кризис рационалистического мировоззрения, симптомы которого хорошо видны уже в иррационалистической традиции 19 века (Шопенгауэр, философия жизни), и существенная фрагментация проблемного поля философии, что явилось следствием переосмысления сущности философских проблем и невозможности системно охватить все вопросы человеческого и природного бытия. Главная особенность неклассического философствования – так называемый антропологический поворот, т.е. осмысление всех философских проблем, прежде всего как проблем человеческого бытия.  Нео- и постклассическое философствование отличается плюрализмом, предъявляет серьезные претензии к разуму, акцентирует интерес к человеку в мире (в «жизненном мире» и мире культуры), в числе главных задач ставит проблему анализа языка, языковой реальности, текстов культуры, а так же отличается, как правило, особым понятийным аппаратом, использующим художественные сравнения, метафоры, иносказания и пр.[2]

Современная западная философия  объединяет в себе множество различных  школ, концепций, зачастую противоречащих друг другу как в подходе к  анализу окружающего мира, к человеку, так и в используемых методах. В рамках данного пособия невозможно представить весь спектр учений современной  философской мысли, поэтому предлагаем лишь обозначить наиболее представительные и комплексные концепции –  это нео- и постпозитивизм, герменевтика, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, а так же структурализм  и постструктурализм,  фрейдизм и неофрейдизм, постмодернизм и др.

1.  Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм.

Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи)

Философы – прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать  утилитарные проблемы человеческого  бытия. Согласно У. Джеймсу истинными  являются лишь те положения, которые  наиболее приспособлены к практической деятельности человека и человечества (Истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях). По мнению другого яркого представителя прагматизма Д, Дьюи для успешных познавательных действий человеку свойственно использовать множество методов. Следовательно, делает вывод автор, любая истина носит условный, договорный  (конвенциальный) характер и определяется как полезность, живучесть идеи. Таким образом, в определенном смысле, прагматизм выработал в гносеологии иммунитет против догматизма и фундаментализма.

Прагматизм отвергает  абстракции, спорные положения и  неизменные принципы.  Философия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей и интересов реального человека. Различные виды деятельности должны рассматриваться в зеркале адаптации (приспособления) индивида к сложившимся условиям жизни. Как утверждает Дьюи, функция интеллекта состоит в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем эффективные и выгодные отношения с объектами окружающего мира.  Таким образом, стираются грани между практикой и теорией, верой и знанием; в итоге все сводится к приспособительному поведению. Именно в нем заключается основная функция интеллекта, который призван преобразовать неопределенную ситуацию в определенную.

Любые проблемы прагматизм решает с позиций утилитаризма: допустимо  все то, что приносит пользу человеку. Естественно признаются определенные моральные рамки. Какие? На этот простой  вопрос прагматизм чаще всего затрудняется ответить,  поскольку по его установке любая моральная ситуация неповторима и каждый раз требует индивидуального подхода. Универсальной этики не существует, все этические проблемы носят открытый (т.е. – дискуссионный) характер.

Утилитарный подход прагматизм распространяет и на науку, понятия  и категории которой отождествляются  с инструментами действия, используемыми  в зависимости от ситуации.

Это философское направление  наряду с решением проблем познания и действия (практики) интересуется так же изучением поведения человека. С точки зрения прагматиков поведение  детерминировано верой (готовностью  действовать определенным образом), привычкой (устойчивой верой) и убеждениями (способом действия). Универсальным  средством изменения мира и социума  является изменение привычек.

Фрейдизм и неофрейдизм

(З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э Фромм,  К.Хорни, Г.Салливан, и др.)

Основатель фрейдизма  – известный австрийский психиатр, философ З.Фрейд. В работе «Я и  Оно» Фрейд предлагает оригинальную психоаналитическую концепцию, основой  которой становится новое понимание  структуры человеческой психики. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики  включает в себя 3 слоя: оно (глубинный  слой бессознательных влечений –  бессознательное), я или ego (посредник  между бессознательным и внешней  реальностью (собственно сознательное) и сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом  – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики). Бессознательное  по Фрейду определяется, прежде всего, двумя господствующими влечениями – сексуальным и влечением  к смерти (эрос и танатос); неудовлетворенные  влечения и стремления сублимируются, т.е. энергия бессознательного используется не по прямому назначению, а в  целях и интересах культуры (примером может служить научное и художественное творчество). В концепции Фрейда бессознательное превращается в  тот смысловой ключ, с помощью  которого реконструируется не только история психического развития индивида, но и в целом история происхождения  и развития человеческой культуры (работа «Тотем и Табу»). 

В творчестве З.Фрейда не только раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни  человека, но также предложены нестандартные  интерпретации человеческой психики, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности человека и общества. В определенном смысле Фрейд осуществил биологизацию человеческого  существа, сложные социальные и психические  явления сводятся у него к элементарным физическим и биологически процессам[3].

Неофрейдизм, критикуя ортодоксальные взгляды своего учителя, стремится  преодолеть идеи пансексуальности, отказывается от учения о либидо, сублимации, вводит понятие коллективного бессознательного (К.Г.Юнг). У Э.Фромма центральным  понятием стал «социальный характер», в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека. Одни из них обусловлены биологически, другие – детерминированы социальной средой[4]. Социальный характер складывается под воздействием общества, но изменение общества начинается с изменения социального характера (если социальный характер в новых условиях остается старым, то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвести прежнюю социальную структуру). Основным мотивом поведения человека Фромм считал страсти. Страсти носят иррациональный характер, укротить их может только разум. Модернизацию общества на гуманистических началах Фромм сводит к изменению сознания и распространению новых форм психодуховной ориентации, которые эквивалентны религиозным системам прошлого.

Современный неофрейдизм (В.Рейх, К.Хорни, Г.Салливен) развивает идеи принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативного  разума человечества, исключающего рациональность; общество неофрейдизм рассматривает  как источник «всеобщего отчуждения», которое враждебно развитию личности.  Так, по мнению К. Хорни основа мотивации поведения человека – «коренная тревога», которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире. Эта тревога усиливается при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Чтобы подавить возникающие вследствие этого невротические конфликты человек использует защитные механизмы в виде определенных стратегий поведения (движение «к людям», «от людей», «против людей»). Салливен так же считает источником неврозов тревожность, возникающую в межличностных отношениях людей. Основная цель психотерапии Салливена  - выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим (основным механизмом защиты личности выступает ее «система самости» – особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения в обществе в зависимости от конкретных межличностных ситуаций).

2.  Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется  позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль  и др.), высказавший идеи «положительного  знания» и очищения философии  от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному  знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука  должна опираться не на философию, а  на самою себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма  мировоззренческая сторона научной  деятельности постепенно «выводится за  скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и  познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал  на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии  о мире» и устраняющей такие  «мнимые» проблемы, как соотношение  бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и  Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной  координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые  в одной связи выступает как  физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается  как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.

Дальнейшее развитие позитивизма  связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической  философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма  – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и  др.

Главной своей задачей  неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих  в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные  принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается  наука. Это:

-принцип верификации  (необходимость сравнения положений  науки с данными простого опыта),

-принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических  положений в научной теории  лежат произвольные соглашения (конвенции)  ученых, выбор подобных положений  определяется их ясностью, полезностью,  простотой и т.д.),

-принцип физикализма  (все предложения в эмпирических  науках, в конечном счете, должны  допускать сведение к предложениям  физики, поскольку все экспериментальные  науки имеют общий базис –  физику).

Аналитическая философия  во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия  не дает нового знания, то её задача –  осуществление анализа языковых и логических выражений, которые  постоянно вводят в заблуждение  исследователей. Начиная с работ  Д.Мура, неопозитивизм сближается с  аналитической философией  и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия  и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки[5]. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).

3.  Феноменология. Герменевтика.

Феноменология (Э. Гуссерль и др.)

Феноменология вооружила  философское знание принципиально  новым методом анализа сознания и различных его состояний.  По мнению Гуссерля философия должна исследовать «чистое сознание», представляющее собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Гуссерль стремится очистить сознание от эмпирического содержания, что достигается с помощью «феноменологической редукции» (т.е. воздержания от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от догм и аксиом). Центральное понятие феноменологии – «интенция», направленность сознания на объект, находящийся в самом сознании, и, кроме того, сами способы этой направленности. Развивая свою теорию, Гуссерль говорит и о влиянии «жизненного мира» на сознание, т.е. опосредующее значение жизни, самого существования индивида для устройства, направленности и содержания его сознания (жизненный мир, согласно Гуссерлю, это донаучное первичное сознание и вытекающие из него формы поведения).

Гуссерль считал, что философия  может стать строгой наукой, но только тогда, когда сделает своим  предметом структуру «чистого сознания» (феноменологию) и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных  наук.

Феноменология на Западе стала  одним из наиболее влиятельных течений  современной философии и усилиями её сторонников – Р.Ингардена, А.Шютца, М.Шелера - была распространена на исследование проблем эстетики, этики, психологии, социологии и др. наук[6].

Информация о работе Основные направления современной западной философии