Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование основных положений философии права Гегеля. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
Изучить творческий и жизненный путь Гегеля.
Определить влияние религии на мировоззрение и творчество Гегеля.
Исследовать философскую систему Гегеля
Изучить основные понятия права в философии Гегеля.
ВВЕДЕНИЕ
Философия права – это самостоятельная
дисциплина, которая обладает собственной
богатой традицией и
Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века.
Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения «философии позитивного права».
Широкое распространение данный термин
получил с гегелевской «
Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.
В современной мировой науке существует несколько определений философии права, которые, порой различны между собой. Данные определения будут рассмотрены нами далее в работе. Вопрос о предмете философии права является дискуссионным не только в мировой философии, но и в отечественной марксистской философии2. Но, несмотря на все противоречия, сегодня с уверенностью можно констатировать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и философии.
При этом нельзя забывать, что формирование
и развитие философии права как
особой самодостаточной научной
дисциплины не просто продукт неких
умозрительных операций за письменным
столом по соединению фрагментов философии
и правоведения. Это – обусловленная
самой логикой жизни и
Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
При изучении данного вопроса исследователи рано или поздно сталкивались с проблемой различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и тем самым способствует обозначению предметной области философии права.
Прошлые и современные философские
учения о праве включают в себя
тот или иной вариант различия
права и закона. Речь идет о различии
права по природе и права по
человеческому установлению, права
естественного и права
За этим терминологическим
Как сами философские учения непосредственно,
так и соответствующие
Степень развитости философии права,
ее реальное место и значение в
системе философских и
В нашей философской литературе философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории государства и права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины наряду с теорией государства и права, социологией права историей правовых и политических учений и другими предметами.
И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд функций методологического, гносеологического и аксиологического характера.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование основных положений философии права Гегеля. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы являются взгляды Гегеля и их влияние на становление диалектики, его философская концепция и место философии права в ней.
Предметом исследования являются труды Гегеля «Феноменология духа», «Наука логики», «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», труды современных исследователей, таких как В. С. Нерсесянц, А. В. Гулыга и т.д.
В курсовой работе применены следующие методы: анализ, синтез, исторический, системный, сравнительный, формально-логический
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы, что обусловлено целью, задачами и логикой исследования.
1.1. Биография и жизненный путь
Гегель Георг Вильгельм
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника – Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии.
Гегель получил богословское образование.
Окончил теологическое
Осенью 1793 г. Гегель отправляется в Берн, чтобы занять там место домашнего учителя в богатой семье. Здесь он продолжает работу первым своим самостоятельным произведением. Оно остается незавершенным и было опубликовано много лет спустя, после смерти философа под названием "Народная религия и христианство". Народная религия, по Гегелю, - это языческие верования античного общества, демократические порядки которого для молодого Гегеля были образцом государственности. Народная религия для него порождение и основа свободы, в условиях которой человек чувствует себя органической частью государственного целого.
О христианстве этого сказать нельзя. Его догматы обращены не к роду, а к индивиду, это религия народов, утративших свободу, она покоится не на гармонии индивида и коллектива, а на авторитете и традиции. В этом смысле христианство "позитивно". В Берне Гегель пишет специальную работу "Позитивность христианской религии". "...Позитивная религия, - уточнит потом Гегель, - противоестественна или сверхъестественна, содержит понятия, сведения, для рассудка и для разума и недосягаемые и чрезмерные, требует таких чувств, действий, которые никогда не были бы произведены человеком естественным, но которые, если взять чувства, насильственно вызываются особыми средствами, а если взять действия, то совершаются только по указке и из послушания, без личной заинтересованности". Весьма нелестная характеристика для религии, в лоне которой вырос мыслитель!
Между тем Гегель (в "Жизни Иисуса") пытался исходить "непосредственно из индивида". И это не мешало ему в других бернских работах исходить "из общества". Не стремление ли совместить различные позиции стало импульсом к созданию диалектики?
"Жизнь Иисуса" была написана летом
1795 г., после того как Гегель прекратил работу над
Первое впечатление от "Жизни Иисуса"
– перед читателем всего-
Полным социальным индифферентизмом,
столь нехарактерным для
И это не случайная обмолвка: к бернскому периоду относится еще одно произведение Гегеля, где столь же решительно отвергается его позднейший кумир - государство. Я имею в виду фрагмент, условно названный "Первая программа системы немецкого идеализма". Он написан летом 1796 г. Государство здесь оценивается в духе Гердера - как нечто механическое, антигуманное, рожденное насилием и обреченное на исчезновение.
Во Франкфурте интерес к христианству у Гегеля усиливается. Впрочем, появляется и нечто новое: стремление свести воедино то, что в Берне существовало раздельно, - интерес к социальному и к индивидуальному, просветительский рационализм и "служение чувствам". В "Жизни Иисуса" религиозное начало не совпадает с государственным. Теперь Гегель отвергает эту (кантовскую) позицию и пишет: "Церковь как целое остается фрагментом, если человек расщеплен на особого государственного и церковного человека"!
Основная работа, созданная во Франкфурте, - неоконченная рукопись, получившая впоследствии название "Дух христианства и его судьба". Главный персонаж по-прежнему Иисус. Но здесь он уже не глашатай кантовской этики, а ее оппонент. Гегель, обращаясь к Христу и христианству, выступает не как богослов, не как историк, а как философ, решающий свои общемировоззренческие задачи.
Разные ипостаси Христа у Гегеля означают смену позиций, эволюцию убеждений. В "Народной религии и христианстве" Христос - носитель "позитивности", в "Жизни Иисуса" - ее антипод. В "Позитивности христианской религии" Гегель возвращается к первоначальной точке зрения, в работе "Дух христианства и его судьба" вновь от нее отказывается. 4
Философия Гегеля весьма трудна для восприятия. Из всех классических философов именно философская концепция Гегеля наиболее сложна для понимания. Перед тем, как перейти к рассмотрению отдельных её положений, необходимо остановиться на общей характеристике философии Гегеля.
Философия Гегеля – завершение
и высшее достижение немецкого классического
Философию Гегеля можно охарактеризовать как систему диалектического объективного идеализма. Принципы диалектики были применимы при построении всех ее отделов, и именно диалектика сделала эту философию бессмертной.
Философская система делится Гегелем на три части: логика, философия природы, философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство тождество диалектики, логики и теории познания.
Информация о работе Основные положения философии права Гегеля