Основные положения философии права Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование основных положений философии права Гегеля. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
Изучить творческий и жизненный путь Гегеля.
Определить влияние религии на мировоззрение и творчество Гегеля.
Исследовать философскую систему Гегеля
Изучить основные понятия права в философии Гегеля.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФП Основные положения философии права Гегеля 5.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

Гегель различает в  государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны  государство представляет собой  организацию публичной власти. В  учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной  монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную  и княжескую власть (власти перечислены  снизу вверх). Перенимая принцип  разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные  виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство  сословий. Его верхняя палата формируется  по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов  – избирается гражданами по корпорациям  и товариществам.

Представительство граждан  в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных  сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства “в отношении законности”.

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, по словам философа, правит закон, и  монарху остается только добавить к  нему субъективное “я хочу”.

С субъективной стороны государство  является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом  патриотизма и сознанием национального  единства. Основанием такого государства  Гегель считал народный дух в форме  религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство – это шествие  бога в мире; “его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством  и установлению конституционного строя  в Германии путем медленных, постепенных  реформ сверху.

В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная  оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения  послужили теоретической основой  и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

 

2.2. Основные значения понятия  «право»

 

Понятие «право» употребляется  в гегелевской философии права  в следующих основных значениях:

    1. право как свобода (идея права),
    2. право как определенная ступень и форма свободы (особое право),
    3. право как закон (позитивное право).

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется  идеей свободы, «свобода» и  «право» выражают единый смысл;  в этом отношении гегелевская  философия права могла бы называться  «философией свободы». Отношения  «свободы» и «права» опосредуются  через диалектику свободной воли.

II. Система права как царство  реализованной свободы представляет  собой иерархию особых прав (от  абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления  идей свободы и, следовательно,  конкретизации понятия права  есть определенное наличное бытие  свободы (свободной воли), а значит, и особое право. Подобная характеристика  относится к абстрактному праву,  морали, семье, обществу и государству.  Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.

На вершине иерархии «особых  прав» стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые  права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право как закон (позитивное  право) является одним из «особых  прав». Гегель пишет: «То, что  есть право в себе, положено  в его объективном наличном  бытии, т. е. определено для  сознания мыслью и известно  как то, что есть и признано  правом, как закон, посредством  этого определения право есть  вообще позитивное право8».

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся  в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия  свободной воли. “Система права есть царство реализованной свободы”, – указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.

Превращение права в себе в закон  путем законодательства придает  праву форму всеобщности и  подлинной определенности. Предметом  законодательства могут быть лишь внешние  стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей  конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он превращение различия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и противоречие между ними.

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все  данное в форме закона есть право. Однако в гегелевской философии права речь идет не о противопоставлении права и закона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права,— подчеркивает он,— является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу9». По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права разумно. Закон (по понятию) — это конкретная форма выражения права. Отстаивая такой правовой закон (законы права), Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, антиправовое законодательство, т. е. позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании  признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую  и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различения права и закона.

Поскольку предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное, постольку право и  закон как развитые формообразования объективного духа едины по своей  идеальной природе. Имея дело в философии  права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (т.е. соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского анализа все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не достигшего идеи свободы. Иначе говоря, вне гегелевской философии права остаются центральная тема, излюбленные мотивы и основной пафос прежних естественно правовых доктрин.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно гегелевской диалектике понятия права, движению от абстрактных  форм права к конкретному праву  государственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и  логически преодоленной несвободы  и бесправия, неразумное и неправомерное  проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. “Право состоит в том, что наличное бытие  вообще есть наличное бытие свободной  воли”.

Понятие права значительно более  широко чем юридическое понятие  о праве, оно охватывает “наличное  бытие всех отраслей свободы”. Это  есть объективно идеалистическое понятие  права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц  и создает объективный мир  свободы, то есть право.

В положении Гегеля о том, что  через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного сознания.

Рассмотрение процесса осуществления  якобы подлинной свободы в  действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.

Понятие о праве в представлении  Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование  во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно  отлично от понятия о праве  данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области  права гласит: “Поступай так, чтобы  твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности”. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих  по себе, независимо от прав и интересов  отдельной личности. Он трактует положительное  право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.

Философско-правовое учение Гегеля оказало  огромное влияние на последующую  историю политико-правовой мысли. Гегелевская  философия давала довольно широкий  простор для обоснования как  консервативных, так и критических  оппозиционных воззрений.

Гегель, говоря о том, что философия  способна лишь понять, но не омолодить  некую устаревшую форму жизни  уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой  Минервы, начинающей полет лишь с  наступлением сумерек. По прошествии более  полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает  уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много  сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея  этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской  философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с  современностью – продолжается.10

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С. С. Теория права. Изд. 2-е. М., 1995.
  2. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999.
  3. Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма. 1998.
  4. Аржанов М. А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.
  5. Баскин Ю. Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.
  6. Вальденберг В.Э. О задаче философии права // Вопросы философии и психологии. 1987. № 40.
  7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.- СПб.:Наука, 1993.- 337с.
  8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990.
  9. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
  10. Иконникова, Г.И. Философия права; учебник для магистров/ Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012,- 364с. – Серия: Магистр.
  11. Кальной И.И. СИЛ: Философия права: Учебник. – СПб:. Издательство Р. Асланова. «Юридический центр Пресс», 2006, - 259с.
  12. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994.
  13. Керимов Д.  А. Основы философии права. М, 1992.
  14. Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.
  15. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.
  16. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12.
  17. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.
  18. Малинова И. П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.
  19. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988.
  20. Марченко М. Н. Фил. права. Курс лекций: учебное пособие: в 2т. Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др.; отв. Ред. М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2011. -552с.
  21. Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973.
  22. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997.
  23. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998, - 652с.
  24. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
  25. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство МГТУ им. Баумана. 1996.
  26. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ. 1996.
  27. О философии права. Лукич, Радомир. Белград, 1978.
  28. Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.
  29. Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб.,1989.
  30. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 1997.
  31. Тихонравов Ю. В. Религии мира. М., 1996.
  32. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 1996.
  33. Червернин В. А. Основные концепции естественного права. М., 1988.

Информация о работе Основные положения философии права Гегеля