Основные типы взаимодействия человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Взаимодействие – объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие человека существует на различных уровнях бытия, но мы рассмотрим взаимодействие человека и общества. Изучение и наблюдение взаимодействия человека и общества крайне сложно, поскольку на протяжении всей истории развития человеческого общества оно менялось, модернизировалось и эволюционировалось в результате воздействия разных факторов, как внутренних, так и внешних.

Файлы: 1 файл

Основные типы взаимодействия человека и общества.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

ПРОБЛЕМА  ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ  СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК

 

 

 

 

 

 Взаимодействие  – объективная и универсальная  форма движения, развития, определяет  существование и структурную  организацию любой материальной  системы. Взаимодействие человека существует на различных уровнях бытия, но мы рассмотрим взаимодействие человека и общества. Изучение и наблюдение взаимодействия человека и общества крайне сложно, поскольку на протяжении всей истории развития человеческого общества оно менялось, модернизировалось и эволюционировалось в результате воздействия разных факторов, как внутренних, так и внешних. Эти процессы продолжаются и до сих пор, поскольку что нас ждет в будущем, какое будет общество людей, каким будет человек и какие будут формы взаимоотношений, мы можем только прогнозировать. Взаимодействие людей в обществе всегда мотивировано, оно несет в себе определенные цели, имеет причину и определенную закономерность. Сущность взаимодействия между людьми и человека и общества заключается, в первую очередь, в удовлетворении потребностей, как частных, так и общественных. В зависимости от потребностей взаимодействия носят как позитивный, так и, безусловно, негативный характер, но при рассмотрении развития человеческого общества, взаимодействие с большим перевесом имеет, все-таки, позитивный характер. Взаимодействие ведет к развитию. Цель взаимодействия – прогресс. Взаимодействие, т.е. деятельность людей друг с другом всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

 

 Человек,  как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых  существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко  сознает природу и сущность  взаимодействия, ее цели и результаты (в некоторых случаях).

 

 Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

 

 Взаимодействие  человека с обществом может  осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

 

1. Конформизм  проявляется прежде всего в  некритическом восприятии общественных  требований, стандартов, традиций и  следовании им в своей жизни.  Он обусловлен тем, что общество  воспринимается человеком как огромная мощная машина направления его жизни, которая обладает правом регулировать ее, в случае сопротивления подавлять человека, она внушает ему страх за свою жизнь, за жизнь своих близких, за сохранение той собственности, которой он обладает. Зависимость человека от общества начинает им восприниматься или как вынужденное обстоятельство его жизни, или как должная, единственно возможная форма его существования. Человек становится одномерным, массовизированным, частичным.

 

2. Конфликт  представляет собой борьбу, столкновение человека и общества, направленные на разрешение своих жизненных проблем и противоречий. Конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами. Среди них наиболее часто называются следующие: несовпадение общественных и личных интересов, ограничение обществом прав и свобод человека, неадекватная оценка обществом его трудовой, социально-политической и т.д. деятельности, различие жизненных ценностей и ориентаций, склонность отдельных людей к девиантному поведению. «Конфликт нельзя отрицать, он составляет часть человеческой жизни. Мы используем его как средство для достижения цели, а цель заключается в создании справедливых условий жизни для человека. Наши действия направлены к этой цели, а мы используем для ее достижения все средства. Мы знаем, что потребность человека в конфликте существует на самых различных уровнях жизни, и было бы не легко отрицать это. В природе значение конфликтов может быть совсем иным, но для людей конфликт стал фактором огромной важности. Соперничество, амбиции, стремление быть или не быть чем-то, воля к достижению и т.д. – все это является частью и причиной конфликта» (1, с.164). Конфликтов столько, сколько и нас, и даже больше, поскольку большинство, так или иначе, одновременно участвуют в ряде конфликтов. Человек, включаясь в конфликтную ситуацию, приносит в нее новые особенности. Многообразие видов и проявление конфликтов обусловлено многообразием форм жизнедеятельности общества.

 

 Определение  основных видов социальных конфликтов  зависит от того, что будет взято за основание классификации. Если идти по сферам общественной жизни, то можно говорить о политических, идеологических, межнациональных конфликтах в сфере труда, культуры, в семейно-бытовых отношениях и т.п.

 

3. Сотрудничество (кооперация) представляет собой определенное единство, соответствие направлений деятельности, ценностных ориентаций и взглядов при разрешении каких-либо жизненных проблем и противоречий. Она основывается на взаимном признании значимости человеком общества и, наоборот, обществом человека. Человек понимает необходимость передачи определенных своих полномочий, прав, функций обществу, а общество находит поддержку в действиях конкретного человека. Кооперация не исключает противоречий, борьбу в системе «человек - общество», однако подразумевает, что проблемы в их взаимоотношениях решаются мирным путем, к взаимному удовлетворению. Отношение сотрудничества, кооперации во многом зависит от наличия в обществе социальной солидарности и партнерства, социальной справедливости.

 

 Сущность  сотрудничества заключается в  реализации человеком его потребности:  потребность в общении, в безопасности, в использовании опыта других  и произведенных ими ценностей  для удовлетворения собственных  запросов, взамен отдавая собственные  ценности или результаты труда; если они заинтересуют другую сторону. Сотрудничество бывает как взаимовыгодным, так и наоборот. Сотрудничество является ведущим явлением. В кооперации, говоря словами К. Маркса, перед нами, как бы один «совокупный», «комбинированный» рабочий, сотрудничество множеством рук и глаз, способны обрабатывать создавать различные составные части продукта, части, разделенные в пространстве и во времени. В кооперации (в системе) создается новая производительная сила, массовая, по своей сущности, а сам общественный контакт, взаимодействие рабочих «вызывает соревнование … увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц…».  (2, с.327). Сущность этого взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделение мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности в мире и т.д., все это является примером интеграции. Сотрудничество существует везде и повсеместно, оно определяется обстоятельствами временем, целями, желанием и т.д.

 

 Сотрудничество  бывает как позитивным, так и, естественно, негативным, но все же это по большому счету, полезное и нужное взаимодействие между людьми, оно раскрывает свойства и качества субъектов взаимодействия, оно дает толчок развитию новых качеств взаимодействия между субъектами общества.

 

Таким образом, основными формами  взаимодействия человека и общества являются конформизм, конфликт, сотрудничество. Каждая форма обусловлена системой объективных и субъективных причин и факторов. Приоритетной формой и  целью общества и человека является сотрудничество.

 

Список цитируемой литературы.

 

1. Сперанский В.И. Основные виды  конфликтов. Проблемы классификации.  – Социально-политический журнал, 1995, №4, с. 164-176

 

2. Маркс К. Капитал. – Маркс  К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 23.

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128275702167351275/Default.aspx

 

 

 

 

Взаимосвязь человека и общества

Материалы / Взаимосвязь основных форм бытия / Взаимосвязь человека и общества

Страница 1

 

 

Важнейшим продуктом общественного  производства является, конечно же, само общество. В процессе совместного  производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Она определяет все социальные взаимодействия людей. Исторически сложились такие формы как традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Связи подразделяются на короткие (личностные: семья, работа) и длинные (опосредованные: право, деньги). Связи осуществляются с помощью определенных социальных «механизмов», таких как язык; социальные институты, организованные формы человеческой деятельности, наиболее явно воплощенные в социально-государственных учреждениях; процесс публичного и законодательного признания конкретного социального порядка.

 

Отсюда, и предмет социальной философии: совокупность условий, которые определяют способы связи отдельных людей  в обществе; совокупность условий, которые  придают продуктам труда определенную общественную форму и делают продуктом  само общество. К примеру, при капитализме, главной формой, связывающей людей в общество, является товарная. При капитализме все является товаром. Все продается и покупается.

 

С позиций социальной философии, предметом  которой является общество, сфер деятельности, не связанных с производством, в общественной жизни не существует. Тем самым, вся жизнь общества подлежит интерпретации через основополагающую категорию – производство. В этом смысле, воспроизведение символических форм, воспроизведение ценностей также является производством, порождающей специфические «товары»: идеи и ценности, символическая форма которых является основной формой, связывающей людей в современных капиталистических, индустриальных и постиндустриальных обществах.

 

Отличительной особенностью формирующихся в настоящее время современных постиндустриальных обществ является институционализация потребления - оно становится не только функцией человека, но и конституирующим основанием самого общества. Потребление - социальный институт. Социальная система все больше нуждается в человеке не как в производителе и носителе творческого начала, а как в потребителе. Потребление носит добровольно-принудительный характер. С одной стороны, потребитель объявляется свободным в своем выборе, но, с другой стороны, декларируется, что уровень потребления является своеобразным мерилом социальных заслуг - более высоким социальным статусом обладает тот, кто больше потребляет. В такой ситуации ожидать от индивида соответствия некоей абстрактной мотивации, отвечающей требованиям высокой идеи общего блага, вряд ли оправдано.

 

Кризис замысла общества постмодерна - общества потребления является закономерным, поскольку современное общество представляет некий заключительный фазис становления социальной жизни. На этом пути, малые общности превращаются в большие, доверие к людям сменяется доверием к большим абстрактным системам (государство, право, наука, деньги), связь личного типа сменяется связью универсальной и абстрактной. Тем самым, конфликт между индивидуальностью и социальностью, как двумя наиболее общими основаниями человеческого существования неизбежен.

 

Понятие бытия отвлечено от конкретных различий вещей, предметов, явлений  и процессов, но оно тесно связано  с фундаментальной характеристикой  как явлений и процессов - с  феноменом их существования. Через существование вещей и явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но невозможно и бытие. Данные измерения бытия определяющим образом влияют и на процесс философского познания бытия.

 

При этом, в контексте диалектико-материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир) состояний сознания.

Если принять, что мир природы и мир сознания равно бытийственны, то тем не менее необходимо отметить различие способов их существования. Если мир природы существует объективно, то мир сознания - субъективно. Комбинация данных основных форм существования образует менее общие формы бытия.

 

Среди вещей, явлений и процессов бытие человека специфично тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному (миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа.

 

При этом, двойственным существованием отличается бытие и  самого духовного мира человека: субъективный дух - внутренний психический мир  человека, структурированный множеством подвидов от бессознательного до самосознания; объективный дух - интерсубъективная духовность, не являющаяся достоянием отдельного индивида, выступающая в качестве духовной культуры общества как целого. Примером объективного духа является язык, а также такие формы социального сознания как наука, религия, мораль, искусство и т.д. При этом, в своем развитии объективный и субъективный дух взаимосвязаны. Однако, двойственным существованием обладает не только духовный мир человека, но и духовная сфера общества. В бытии социальной системы материальное и идеальное как качественно различные состояния социального существуют в неразрывной связи.

 

Наряду  с бытием индивида и социума можно  говорить о таких измерениях бытия  как "бытие в возможности" и "бытие в действительности". При этом, возможность не есть небытие, но есть "потенциальное бытие", а его антитезой является "актуальное бытие".

 

Типология форм бытия важна при выборе решения  так называемого "основного вопроса  философии". К примеру, материализм  полагает основной формой бытия природное  бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

 

Само содержание бытия как феномена и как понятия  не исчерпывает философского определения  бытия. Важными являются такие проблемы и аспекты онтологической сферы  как единство бытия, его неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность и другие.

 

В зависимости  от того что считается "первичным" бытие (природа) или сознание (дух), все  философы разделяются на материалистов  и идеалистов. Выбор между той  и иной позицией - это итог множества  факторов, которые определяют склад мышления философствующего. Но в целом, как бы ни складывались предпочтения философа, тема бытия должна звучать в его творчестве, поскольку именно интуиция онтологического является своеобразным критерием метафизической состоятельности мыслящего.

 

http://www.philodream.ru/philos-239-2.html


Информация о работе Основные типы взаимодействия человека и общества